Учебный план НОО ЗПР 2019-2020

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
Управление образования Верхнесалдинского городского округа
Муниципальная бюджетная общеобразовательная школа-интернат
«Общеобразовательная школа-интернат
среднего общего образования №17
«Юные спасатели МЧС»

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Муниципальной бюджетной
общеобразовательной школы - интерната
«Общеобразовательная школа-интернат
среднего общего образования № 17
«Юные спасатели МЧС»
НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
(ПРИЛОЖЕНИЕ К АООП НОО ОВЗ)
(ЗПР – вариант 7.2.)
2019-2020 учебный год

Верхняя Салда
2019г

Информационная справка.
Уровень начального общего образования по ФГОС НОО ОВЗ (ЗПР вариант 7.2)
осваивают 28 учащихся в трех классах (2в, 3в, 3г).
В Средней школе-интернате № 17 реализуются адаптированные программы:
- адаптированная основная образовательная программа начального общего образования для
обучающихся с задержкой психического развития вариант 7.2.
Внеурочная деятельность для учащихся организуется после уроков и включает
коррекционно-развивающую область и направления внеурочной деятельности (духовнонравственное, интеллектуально-развивающее, творческое). В реализации внеурочной
деятельности принимают участие педагогические работники учреждения: логопед, психолог,
дефектолог; координирующую роль выполняет классный руководитель.

Режим работы средней школы-интерната
Школа работает в режиме пятидневной учебной недели. Учебный процесс организован
в одну смену.
Обучение осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:
- учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену;
- продолжительность уроков - 40 минут в соответствии с п.10.9 и п. 10.16 СанПиН
2.4.2.2821-10.
Продолжительность перемен между уроками составляет 10 минут, большой перемены
после 2 и 3 уроков – 20 минут.
Наполняемость классов для детей с задержкой психического развития (вариант 7.2) – не
более 12 человек.
Образовательный процесс проводится во время учебного года. Учебный год начинается
1 сентября.
Продолжительность учебного года:
 1 дополнительный класс – 33 учебные недели,
 2–4 классы –34 учебные недели
Обязательная нагрузка учащихся по всем классам и ступеням обучения не превышает
предельно допустимую.
Начало занятий: 08.30.
Расписание звонков:
1 урок 08.30 - 09.10
2 урок 09.20 – 10.00
3 урок 10.20 – 11.00
4 урок 11.20 – 12.00
5 урок 12.10 – 12.50
6 урок 13.05 – 13.45
Средняя непрерывная продолжительность различных видов учебной деятельности
обучающихся (чтение с бумажного носителя, письмо, слушание, опрос и т.п.) в 1-4 классах не
должна превышать 7-10 минут.
Продолжительность непрерывного использования в образовательном процессе
технических средств обучения устанавливается согласно таблице:

2

Продолжительность непрерывного использования в образовательном процессе
технических средств обучения
Непрерывная длительность (мин.), не более
Классы Просмотр
Просмотр
Просмотр
Работа с Прослуши Прослушив
статических
телепередач динамическ изображен вание
ание
изображений на
их
ием
на аудиозапи аудиозапис
учебных досках
и
в
изображени индивидуа си
и
экранах
й
на льном
наушниках
учебных
отраженного
мониторе
досках
и компьюте
свечения
экранах
ра
и
отраженног клавиатур
о свечения
ой
1-2
10
15
15
15
20
10
3-4
15
20
20
15
20
15
Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты
времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2-3 классах - 1,5
часа.
В соответствии с п 10.20. СанПиН 2.4.2.2821-10 для удовлетворения биологической
потребности в движении организовано проведение 3-х уроков физической культуры в
неделю, предусмотренных в объеме максимально допустимой недельной нагрузки.

Гигиенические требования к режиму образовательного процесса.
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана
общеобразовательной организации, состоящего из обязательной части и части, формируемой
участниками образовательного процесса, не должно в совокупности превышать величину
недельной образовательной нагрузки.
Величину недельной образовательной нагрузки (количество учебных занятий),
реализуемую через урочную и внеурочную деятельность, определяют в соответствии с
таблицей
Гигиенические требования к максимальным величинам недельной образовательной
нагрузки
Максимально допустимая недельная нагрузка в академических часах
Классы
При 6-дневной неделе, не более При 5-дневной неделе, не более
1

-

21

2-4
26
23
Образовательная недельная нагрузка равномерно распределяется в течение учебной
недели, при этом объем максимально допустимой аудиторной недельной нагрузки в течение
дня составляет:
- для обучающихся 1-х классов - не должен превышать 4 уроков;
- для обучающихся 2-4-х классов - не более 5 уроков;

Шкалы трудности учебных предметов по уровням образования
При составлении расписания уроков для обучающихся начальных, средних и старших
классов необходимо пользоваться таблицами, в которых трудность каждого учебного
предмета ранжируется в баллах.
Занятия физической культурой рекомендуется предусматривать в числе последних
уроков. После уроков физической культуры не проводятся уроки с письменными заданиями и
контрольные работы.

3

Шкала трудности предметов для 1-4 классов
Общеобразовательные предметы
Количество баллов (ранг трудности)
Математика

8

Русский (национальный, иностранный язык)

7

Природоведение, информатика

6

Русская (национальная) литература

5

История (4 классов)

4

Рисование и музыка

3

Труд

2

Физическая культура

1

Промежуточная аттестация обучающихся
Освоение общеобразовательной программы, в том числе отдельной части или всего
объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) общеобразовательной программы,
сопровождается текущим контролем успеваемости и промежуточной аттестацией учащихся.
Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким
учебным предметам образовательной программы или непрохождение промежуточной
аттестации при
отсутствии
уважительных причин признаются академической
задолженностью. Условия и порядок ливидации академической задолженности подробно
описаны в локальных документах Средней школы-интерната № 17 « Положении о об
осуществлении текущего контроля успеваемости и проведении промежуточной аттестации»,
«Положение об условном переводе неуспевающих учащихся», « Положение о системах
оценивания и нормах оценок по предметам»

Формы и порядок проведения текущего контроля и промежуточной
аттестации обучающихся
Текущий контроль успеваемости обучающихся (далее – текущий контроль) – оценка
качества освоения обучающимися содержания компонентов какой-либо части (темы) учебного
предмета учебного плана в процессе и по окончании её изучения.
Текущему контролю подлежит освоение обучающимися содержания компонентов
какой-либо части (темы) учебного предмета учебного плана в соответствии с федеральным
государственным образовательным стандартом общего образования. Педагогические
работники вправе выбирать и использовать педагогически обоснованные формы текущего
контроля (устный ответ обучающегося, самостоятельная, практическая или лабораторная
работа, тематический зачет, контрольная работа и др.)
Обязательные формы текущего контроля успеваемости обучающихся (контрольные
работы, лабораторные и практические работы и др.) отражены в рабочих программах
педагогов.
Текущий контроль успеваемости обучающихся 1 класса в течение учебного года
осуществляется качественно, без фиксации достижений обучающихся в классном журнале на
основе безотметочной системы обучения. Успеваемость обучающихся 2-4 классов
организации подлежит текущему контролю в виде отметок по пятибалльной системе, кроме
учебных курсов вариативной части учебного плана
Отметка за ответ (ответы) обучающегося на уроке выставляется в классный журнал в
виде отметки по 5-балльной системе в ходе урока или по его окончании.
Отметка за письменную контрольную работу, диктант, изложение, тестирование и т.п.
выставляется к следующему уроку.
За сочинение, изложение и диктант с грамматическим заданием возможно выставление
в классный журнал 2 отметок.
4

Отметки, полученные обучающимися за выполнение работ контролирующего
характера, являются окончательными и не подлежат изменению.
По итогам текущего контроля, проведенного в форме письменных контрольных работ,
диктанта, изложения, тестирования, т.п. проводится работа над ошибками. Содержание
работы над ошибками определяется учителем по результатам поэлементного анализа.
Выставление отметок по результатам освоения предметов «Основы религиозных
культур и светской этики» не предусматривается. Оценивание уровня освоения предмета
осуществляется в формах вербального поощрения.
Выставление неудовлетворительных отметок в ходе текущего контроля успеваемости
не допускается в адаптационный период:
 в начале учебного года: обучающимся, перешедшим на новый уровень общего образования,
в течение месяца;
 остальным обучающимся - в течение первых 2-х недель;
 обучающимся, приступившим к изучению нового предмета учебного плана, - в течение
месяца;
 на первых уроках после каникул;
 на первых уроках после длительного отсутствия обучающегося по уважительной причине.
Оценке по итогам учебного периода (четверть, полугодие) подлежит уровень освоения
обучающимися образовательной программы в соответствии с федеральным государственным
образовательным стандартом общего образования по всем предметам учебного плана.
Отметки по каждому учебному предмету учебного плана по итогам учебного периода
выставляются за три дня до его окончания
Отметка по каждому учебному предмету учебного плана по итогам учебного периода
определяется по результатам контрольных, практических, лабораторных работ с учётом
текущей успеваемости. Решение педагога должно быть мотивированным и обоснованным.
Подход к оцениванию должен быть единым ко всем обучающимся.
Отметка считается обоснованной при наличии у обучающегося в классном журнале не
менее трёх текущих отметок по предмету. В случае отсутствия у обучающегося необходимого
количества отметок и в целях установления фактического уровня освоения им содержания
компонентов какой-либо части (темы) учебного предмета учебного плана педагогом
проводятся дополнительные мероприятия контролирующего характера.
По итогам учебного периода педагог разрабатывает план ликвидации пробелов в
знаниях обучающихся, получивших неудовлетворительную отметку по учебному предмету.
Формы и порядок проведения промежуточной аттестации по итогам года.
Промежуточная аттестация обучающихся проводится с целью определения уровня
освоения образовательных программ начального общего, основного общего и среднего
общего образования, в том числе отдельной части или всего объёма учебного предмета.
Промежуточная аттестация обучающихся - оценка педагогом уровня освоения
обучающимися на конец учебного года предметов, включённых в учебный план, а также
метапредметных результатов через проведение контрольных мероприятий при реализации
ФГОС НОО.
Независимая оценка качества знаний обучающихся, проводимая в конце учебного года
сторонними организациями (федеральные, региональные, муниципальные контрольные
работы, срезы и др.) засчитываться в качестве результата промежуточной аттестации по
учебному предмету.
Классные руководители обязаны довести до сведения родителей (законных
представителей) результаты промежуточной аттестации по каждому предмету.
Годовая отметка по учебному предмету выставляется учителем с учетом отметок за
четверти, как целое число, полученное путем определения среднего арифметического в
соответствии с правилами математического округления.
Обучающиеся, освоившие в полном объёме соответствующую образовательную
программу учебного года, успешно прошедшие промежуточную аттестацию, на основании
решения педагогического совета переводятся в следующий класс.
5

Для обучающихся, не прошедших промежуточную аттестацию по уважительным
причинам, устанавливаются дополнительные сроки её прохождения.
Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или
нескольким учебным предметам образовательной программы или непрохождение
промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической
задолженностью. Обучающиеся, имеющие академическую задолженность, обязаны
ликвидировать её и имеют право пройти промежуточную аттестацию не более двух раз в
сроки, установленные организацией. Организация, родители (законные представители)
обучающегося, обеспечивающие получение им общего образования, создают условия для
ликвидации
академической
задолженности.
График
ликвидации
академической
задолженности утверждается руководителем организации и доводится до сведения
обучающегося и его родителей (законных представителей) не позднее чем через три дня после
окончания периода промежуточной аттестации. Письменное уведомление о сроках
ликвидации академической задолженности своевременно направляется родителям (законным
представителям) обучающегося. При этом ответственность за выполнение сроков ликвидации
академической задолженности несут родители (законные представители) обучающегося.
Промежуточная аттестация обучающихся, имеющих академическую задолженность в
первый раз, осуществляется педагогом.
Для проведения промежуточной аттестации обучающихся, имеющих академическую
задолженность во второй раз, создается аттестационная комиссия.
Обучающимся, ликвидировавшим академическую задолженность в установленные
сроки, выставляется годовая отметка в журнале и личном деле, подтверждается печатью
директора, решением педагогического совета обучающиеся переводятся в следующий класс.
Результаты текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся
анализируются и рассматриваются на заседаниях школьных методических объединений,
педагогического совета, совещании при директоре, родительских и классных собраниях
Оценка знаний осуществляется по 5-ти балльной системе. Освоение учащимися
основных образовательных программ основного общего образования завершается итоговой
аттестацией, которая является обязательной.
Учащиеся, освоившие в полном объеме соответствующую образовательную программу
учебного года, переводятся в следующий класс.
Учащиеся, не прошедшие промежуточной аттестации по уважительным причинам или
имеющие академическую задолженность, переводятся в следующий класс условно
Учащиеся в образовательной организации по общеобразовательным программам, не
ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее
образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на
повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным общеобразовательным
программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии
либо на обучение по индивидуальному учебному плану.(в ред. Приказов Минобрнауки России
от 13.12.2013 N 1342, от 17.07.2015 N 734)

Нормативные основания составления учебного плана
Учебный план составлен в соответствии со следующими документами:
-Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации"
-приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373 «Об
утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования»,
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.03.2010 г. № 03-413
«О методических рекомендациях по реализации элективных курсов»
-СанПиН 2.4.2.2821-10, (Продолжительность занятий, продолжительность перемен между
уроками и коррекционно-развивающими занятиями, и внеурочной деятельностью
определяется действующими санитарно-эпидемиологическими требованиями — СанПиН
6

2.4.2821-10. Согласно п. 10.9, продолжительность урока в компенсирующем классе не должна
превышать 40 минут.)
-Постановлением от 29 ноября 2010 года № 189 «Об утверждении санитарноэпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных
учреждениях»,
-Письмом Минобрнауки России от 9 октября 2017г. №ТС-945/08 «О реализации прав граждан
на получение образования на родном языке»,
-приказом Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от
2 сентября 2010 года «О введении третьего урока физкультуры в общеобразовательных
учреждениях Свердловской области в 2010-2011 учебном году»,
-приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. N
253Федеральный
перечень
учебников,
рекомендуемых
к
использованию
при
реализацииимеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, среднего общего образования (в ред. Приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 N
576,от 28.12.2015 N 1529, от 26.01.2016 N 38,от 21.04.2016 N 459)
-Приказом Минобрнауки России от 08.06.2017 № 535 «О внесении изменений в федеральный
перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. N 253
-Приказом Минобрнауки России от 20.06.2017 № 581 «О внесении изменений в федеральный
перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. N 253
-приказом Минобрнауки России от 05.07.2017 № 629 «О внесении изменений в федеральный
перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. N 253
-Основной образовательной программы начального общего образования, утвержденного
приказом № 145 ОТ 31.08.2018

Учебный план начального общего образования для детей с задержкой
психического развития
Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья рассматривается как
приоритетное направление современной политики в образовании. Дети с ограниченными
возможностями имеют равные со всеми право на образование. Для них предусматривается
создание специальной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей
адекватные условия и оздоровление, реабилитацию и социальную адаптацию. Для решения
задач адаптации в школе обучение данной категории детей организовано в первую смену,
наполняемость классов не превышает 12 человек. Усилено питание – 2-х разовое.
Индивидуальный подход и психолого-педагогическое и сопровождение также дают
возможность для адаптации детей с ОВЗ.
Задачи, поставленные школой при реализации образовательной деятельности в классах
для детей с ОВЗ :
 организация образовательной деятельности по образовательным программам в
соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей их
соматического и психического здоровья;
 формирование основ функциональной грамотности и основных умений и навыков
чтения и общения;
 как можно полнее скорректировать отставание в развитии обучающихся, ликвидируя
пробелы в знаниях и представлениях об окружающем мире, характерные для этих
7

обучающихся, и преодолеть недостатки, возникшие в результате нарушенного
развития, включая недостатки мыслительной деятельности, речи, моторики,
пространственной ориентировки, регуляции поведения.
Учебный план для обучающихся с задержкой психического развития составлен с учётом
требований
СанПиН
2.4.2.2821-10
на
основе
Федерального
государственного
образовательного стандарта
начального
общего образования (приказ Министерства
образования России (МОиН РФ № 373 от 06.10.2009г.) и Базисного учебного плана (см.
Примерную основную образовательную программу начального общего образования) и
отражает особенности образовательной программы начального общего образования УМК
«Школа России» с учетом изменений, внесенных в федеральный государственный
образовательный стандарт начального общего образования.
Задачи коррекционного образования:
-обеспечение коррекции психического развития и эмоционально-волевой сферы;
-активизация познавательной деятельности;
-формирование навыков и умений учебной деятельности детей, у которых при
потенциально сохранных возможностях интеллектуально развития наблюдается слабость
памяти, внимания, недостаточность темпа и подвижности психических процессов,
повышенная истощаемость, несформированность произвольной регуляции, эмоциональная
неустойчивость.
Коррекцию отдельных сторон психической деятельности: развитие зрительного
восприятия и узнавания, развитие зрительной памяти и внимания, формирование обобщенных
представлений о свойствах предметов, развитие пространственных представлений и
ориентации, развитие представлений о времени, развитие слухового внимания и памяти,
коррекцию нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы, коррекцию в освоении
предметных знаний предполагают занятия с психологом и логопедом.
Основные задачи реализации содержания предметных областей соответствуют
перечисленным в учебном плане НОО 1-4 классов.

Учебный план начального общего образования для детей с задержкой
психического развития, реализующих ФГОС НОО ОВЗ (вариант 7.2)
В 2019-20 учебном году по данной программе обучаются 28 учащихся трёх классов:
2в, 3в,3г.
Временной режим образования обучающихся с ЗПР (учебный год, учебная неделя,
день) устанавливается в соответствии с законодательно закрепленными нормативами (ФЗ «Об
образовании в РФ», СанПиН, приказы Министерства образования и др.), а также локальными
актами образовательной организации.
Организация временного режима обучения детей с ЗПР должна соответствовать их
особым образовательным потребностям и учитывать их индивидуальные возможности.
Сроки освоения АООП НОО обучающимися с ЗПР для варианта В 7.2 составляют 5
лет (с обязательным введением 1 дополнительного класса).
В 1 дополнительном классе должны обучаться школьники, получившие
соответствующую рекомендацию ТПМПК уже в процессе обучения в 1 классе.
Соответственно, предполагается, что они овладели в какой-то мере школьно-необходимыми
навыками, основами грамоты и счета. В то же время, поскольку уровень готовности осваивать
образовательные программы у учеников одного класса может оказаться очень разным,
фактически вся первая четверть предполагает повторение учебного материала, изученного в 1
классе.
Объем учебного материала, изучаемого детьми без ограничений по возможностям
здоровья в 1 классе, разбит на два года. Для обучающихся с ЗПР 1 класс выполняет функцию
подготовительного. Предполагается, что в нем будут обучаться дети с наиболее очевидным
отставанием в развитии, которым ПМПК не сможет порекомендовать обучение по варианту
7.1. Соответственно, все разработанные ПРП отводят на этот год меньший объем учебного
материала, предполагают довольно длительный пропедевтический период. Работа с
8

учебником в 1 классе предполагается не по всем учебным предметам. В частности, по
предмету «Окружающий мир» использование учебника не предполагается, а рекомендуется
использовать пособия для дошкольников. Не используется учебник и при обучении предметам
«Музыка», «Технология», «Изобразительное искусство».
Устанавливается
следующая
продолжительность
учебного
года:
1 – 1 дополнительный классы – 33 учебных недели; 2 – 4 классы – 34 учебных недели.
Продолжительность учебной недели – 5 дней (при соблюдении гигиенических
требований к максимальным величинам недельной образовательной нагрузки согласно
СанПиН 2.4.2.2821-10). Пятидневная рабочая неделя устанавливается в целях сохранения и
укрепления здоровья обучающихся. Обучение проходит в первую смену. Продолжительность
учебного дня для конкретного ребенка устанавливается образовательной организацией с
учетом особых образовательных потребностей обучающегося, его готовности к нахождению в
среде сверстников без родителей. Распорядок учебного дня обучающихся с ЗПР
устанавливается с учетом их повышенной утомляемости в соответствии с требованиями к
здоровьесбережению (регулируется объем нагрузки по реализации АООП НОО, время на
самостоятельную учебную работу, время отдыха, удовлетворение потребностей обучающихся
в двигательной активности). Целесообразно обучение по режиму продленного дня с
организацией прогулки, питания, необходимых оздоровительных мероприятий.
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися с ЗПР учебного плана,
состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного
процесса, не должно в совокупности превышать величину недельной образовательной
нагрузки, установленную СанПиН 2.4.2.2821-10. Образовательную недельную нагрузку
необходимо равномерно распределять в течение учебной недели.
Учебный день включает в себя специально организованные занятия / уроки, а также
паузу, время прогулки, выполнение домашних заданий. Обучение и воспитание происходит,
как в ходе занятий / уроков, так и во время другой (внеурочной) деятельности обучающегося в
течение учебного дня.
Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов. Проведение нулевых уроков не
допускается. Число уроков в день:
для обучающихся 1 – 1 дополнительного классов – не должно превышать 4 уроков и
один день в неделю – не более 5 уроков, за счет урока физической культуры;
для обучающихся 2 – 4 классов – не более 5 уроков.
Продолжительность учебных занятий не превышает 40 минут. При определении
продолжительности занятий в 1–1 дополнительном классах используется «ступенчатый»
режим обучения: в первом полугодии (в сентябре, октябре − по 3 урока в день по 35 минут
каждый, в ноябре-декабре − по 4 урока по 35 минут каждый; январь-май − по 4 урока по 40
минут каждый)1.
Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, большой
перемены (после 2-го или 3-го уроков) – 20.
При обучении детей с ЗПР предусматривается специальный подход при
комплектовании класса, в котором будет обучаться ребенок с ЗПР. Обучающиеся с ЗПР,
осваивающие вариант 7.2 АООП НОО, обучаются в среде сверстников со сходными
нарушениями развития в отдельных классах или в отдельных организациях, осуществляющих
образовательную деятельность. Наполняемость класса не должна превышать 12 обучающихся.
Учебный план Организаций Российской Федерации, реализующих АООП НОО
обучающихся с ЗПР (вариант 7.2) (далее ― учебный план), фиксирует общий объем нагрузки,
максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных
предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и
учебным предметам.
В учебном плане представлены семь предметных областей и коррекционноразвивающая область. Содержание учебных предметов, входящих в состав каждой предметной
П. п 10.9, 10.10 постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N
189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к
условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"

1

9

области, обеспечивает целостное восприятие мира, с учетом особых образовательных
потребностей и возможностей обучающихся с ЗПР. Коррекционно-развивающая область
включена в структуру учебного плана с целью коррекции недостатков психофизического
развития обучающихся.
Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих
государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих АООП НОО, и
учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое
обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с ЗПР:
формирование социальных компетенций, обеспечивающих овладение системой
социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в
социальное окружение;
готовность обучающихся к продолжению образования на последующей ступени
основного общего образования;
формирование основ нравственного развития обучающихся, приобщение их к
общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в
экстремальных ситуациях;
личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.
Организация самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, в выборе
видов деятельности по каждому предмету (предметно-практическая деятельность, экскурсии и
т. д.).
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей,
характерных для обучающихся с ЗПР, а также индивидуальных потребностей каждого
обучающегося.
В 2019-2020 учебном году во вторых – третьих классах часть формируемая
участниками образовательных отношений спланирована исходя из запросов родителей и
индивидуальных особенностей.
Обязательным компонентом учебного плана является внеурочная деятельность. В
соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ внеурочная деятельность
организуется по направлениям развития личности (духовно­нравственное, социальное,
общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно­оздоровительное). Организация занятий
по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного
процесса в образовательной организации.
Выбор направлений внеурочной деятельности определяется Средней школойинтернатом № 17. Выбранные направления: духовно-нравственное, инлелектуальноразвивающее и творческое.
Коррекционно-развивающая область, согласно требованиям Стандарта, является
обязательной частью внеурочной деятельности и представлено фронтальными и
индивидуальными
коррекционно-развивающими
занятиями
(логопедическими,
дефектологическими и психокоррекционными) и ритмикой, направленными на коррекцию
дефекта и формирование навыков адаптации личности в современных жизненных условиях.
Выбор коррекционно-развивающих курсов для индивидуальных и групповых занятий, их
количественное соотношение, содержание определяется Средней школой-интернатом
самостоятельно, исходя из психофизических особенностей обучающихся с ЗПР на основании
рекомендаций ПМПК. Коррекционно-развивающие занятия проводятся в групповой форме.
Организация внеурочной деятельности предполагает, что в этой работе принимают
участие все педагогические работники Организации (учитель-дефектолог, учитель-логопед,
педагог-психолог, учитель начальных классов и др.).

10

Время, отведённое на внеурочную деятельность, не учитывается при определении
максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при
определении объёмов финансирования, направляемых на реализацию АООП НОО.
Распределение часов, предусмотренных на внеурочную деятельность, осуществляется
следующим образом: недельная нагрузка ― 10 ч, из них 7 ч отводится на проведение
коррекционных занятий.
Количество часов, отводимых на изучение учебных предметов «Русский язык»,
«Литературное чтение» и «Родной язык и литературное чтение на родном языке» может
корректироваться в рамках предметной области «Филология» с учётом психофизических
особенностей обучающихся с ЗПР.
В предметную область «Филология» с 3 класса будет введен учебный предмет
«Иностранный язык», в результате изучения которого у обучающихся с ЗПР будут
сформированы первоначальные представления о роли и значимости иностранного языка в
жизни современного человека и поликультурного мира. Обучающиеся с ЗПР приобретут
начальный опыт использования иностранного языка как средства межкультурного общения,
как нового инструмента познания мира и культуры других народов, осознают личностный
смысл овладения иностранным языком. Изучение учебного предмета «Иностранный язык»
начинается со 3-го класса. На его изучение отводится 1 час в неделю.
Часы
коррекционно-развивающей
области
представлены
групповыми
и
индивидуальными
коррекционно-развивающими
занятиями
(логопедическими
и
психокоррекционными), направленными на коррекцию недостатков психофизического
развития обучающихся и восполнение пробелов в знаниях, а также групповыми занятиями по
ритмике, направленными на коррекцию отклонений в развитии моторной деятельности
обучающихся, развитие пространственных представлений, координации движений и
улучшения осанки детей. Количество часов в неделю указывается на одного учащегося.
Коррекционно-развивающие занятия проводятся в течение учебного дня и во внеурочное
время. На индивидуальные коррекционные занятия отводится до 25 мин., на групповые
занятия – до 40 минут.
Количество учебных занятий за 5 учебных лет не может составлять более 3732 часов.
Время, отводимое на внеурочную деятельность, на ступени начального общего
обучения составляет − 1680 часов, из них 1176 ч приходится на коррекционно-развивающее
направление.

11

Учебный план начального общего образования
обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2)
(вариант 1)
Классы
Количество часов
в неделю/год
Предметные
Учебные предметы
области
2в

3в, 3г

4,5/153
3,5/119
-

4,5/153*
3,5/119
1/34

0,5/17

0,5/17**

(русском) языке

0,5/17

0,5/17***

Математика

4/136

4/136

Окружающий мир

2/68

2/68





Технология

Музыка
Изобразительное искусство
Технология

1/34
1/34
1/34

1/34
1/34
1/34

Физическая культура

Физическая культура

3/102

3/102

2/68

1/34
1/34

Обязательная часть
Русский язык
Филология
Литературное чтение
Иностранный язык
Родной язык и литературное Родной (русский) язык
Литературное чтение на родном
чтение на родном языке*
Математика
и информатика
Обществознание и
естествознание
Основы религиозных культур
и светской этики
Искусство

Основы религиозных культур и
светской этики

Часть, формируемая участниками образовательного процесса
Логика
Работа с текстом
Решение текстовых задач
Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дневной
учебной неделе)
Внеурочная деятельность (включая коррекционно-развивающую
область):
коррекционно-развивающая область
коррекционно-развивающие занятия
Занятия с логопедом
Занятия с психологом
Занятия с дефектологом
Ритмика
направления внеурочной деятельности
Духовно-нравственное («Уроки нравственности»)
Интеллектуально-развивающее («Умники и умницы»)
Творческое («Юный каллиграф»)
Всего

1/34
1/34
23/782

23/782

10/340

10/340

7/238
6/204
2/68
2/68
2/68
1/34
3/102
1/34
1/34
1/34
33/1122

7/238
6/204
2/68
2/68
2/68
1/34
3/102
1/34
1/34
1/34
33/1122

*Реализация предметной области «Русский язык» усилено за счет 0,5 часа из Части, формируемой участниками
образовательного процесса в целях установления соответствия нормативных документов
**Реализация учебного предмета «Родной (русский) язык» осуществляется из расчета 0,5 часа за счет Части, формируемой
участниками образовательного процесса в целях установления соответствия нормативных документов.
*** Реализация учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» осуществляется из расчета 0,5 часа за
счет учебного предмета «Литературное чтение»

12

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».