Положение О формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря
2012 года № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказом Министерства
образования и науки РФ от 30 августа 2013 года № 1015 «Об утверждении порядка организации
и и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам -образовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования», Уставом Средней школы-инерната № 17
1.2. Настоящее положение о проведении промежуточной аттестации обучающихся и
осуществлении текущего контроля их успеваемости является локальным нормативным
актом Средней школы-интерната № 17, регулирующим порядок, систему оценок и формы
проведения промежуточной аттестации и текущего контроля их успеваемости.
1.3. Освоение общеобразовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема
учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) общеобразовательной программы,
сопровождается текущим контролем успеваемости и промежуточной аттестацией учащихся.
Формы, периодичность и порядок проведения текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации учащихся определяются образовательной организацией
самостоятельно.
1.4. Текущий контроль – систематическая проверка учебных достижений обучающихся,
проводимая педагогом в ходе осуществления образовательной деятельности.
1.5. Промежуточная аттестация- установление уровня достижения результатов освоения
учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) , предусмотренных образовательной
программой
1.6. Текущий контроль и промежуточная аттестация являются элементами внутренней системы
оценки качества образования.

2.Формы, периодичность и порядок проведения текущего
контроля успеваемости обучающихся.

Цель текущего контроля успеваемости заключается в:
определении степени освоения обучающимися основной образовательной программы
соответствующего уровня общего образования в течение учебного года по всем учебным
предметам, курсам, дисциплинам (модулям) учебного плана во всех классах/группах;
коррекции рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) в зависимости от
анализа темпа, качества, особенностей освоения изученного материала;
предупреждении неуспеваемости
2.1. Текущий контроль успеваемости учащихся проводится в течение учебного периода в целях:
- контроля уровня достижения учащимися результатов, предусмотренных образовательной
программой;

- оценки соответствия результатов освоения образовательных программ требованиям стандарта;
- проведения учащимся самооценки, оценки его работы педагогическим работником с целью
возможного совершенствования образовательного процесса;
2.2. Текущий контроль осуществляется педагогическим работником, реализующим
соответствующую часть образовательной программы.
2.3. Порядок, формы, периодичность, количество обязательных мероприятий при проведении
текущего контроля успеваемости учащихся определяются педагогическим работником с учетом
образовательной программы.
2.4. Фиксация результатов текущего контроля осуществляется, как правило, по пятибалльной
системе. Образовательной программой может быть предусмотрена иная шкала фиксации
результатов освоения образовательных программ (например, десятибалльная), а также может быть
предусмотрена фиксация удовлетворительной либо неудовлетворительной оценки результатов
освоения образовательных программ без разделения на уровни освоения.
Текущий контроль успеваемости учащихся первого класса в течение учебного года осуществляется
без фиксации достижений учащихся в виде отметок по пятибалльной системе, допустимо
использовать только положительную и не различаемую по уровням фиксацию.
2.5. Последствия получения неудовлетворительного результата текущего контроля успеваемости
определяются педагогическим работником в соответствии с образовательной программой, и могут
включать в себя проведение дополнительной работы с учащимся, индивидуализацию содержания
образовательной деятельности учащегося, иную корректировку образовательной деятельности в
отношении учащегося.
2.6 Результаты текущего контроля фиксируются в документах (классных журналах и иных
установленных документах).
2.7. Успеваемость учащихся, занимающихся по индивидуальному учебному плану, подлежит
текущему контролю с учетом особенностей освоения образовательной программы,
предусмотренных индивидуальным учебным планом.
2.8. Педагогические работники доводят до сведения родителей (законных
представителей) сведения о результатах текущего контроля успеваемости учащихся как
посредством заполнения предусмотренных документов, в том числе в электронной форме (дневник
учащегося, электронный дневник), так и по запросу родителей (законных представителей)
учащихся. Педагогические работники в рамках работы в родителями (законными представителями)
учащихся обязаны прокомментировать результаты текущего контроля успеваемости учащихся в
устной форме. Родители (законные представители) имеют право на получение информации об
итогах текущего контроля успеваемости учащегося в письменной форме в виде выписки из
соответствующих документов, для чего должны обратиться к _____________________ (варианты:
классному руководителю, секретарю образовательной организации).
2.9. Текущий контроль успеваемости обучающихся:
1) В первом классе обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и
домашних заданий , использует только положительную и не различаемую по уровням фиксацию;
педагоги фиксируют предметные, метапредметные и личностные результаты в форме таблиц, карт
наблюдения (формы фиксации систематизируются в Портфолио обучающегося)
2) во 2–11-ых классах вводятся отметки:
- отлично,
- хорошо,

- удовлетворительно,
- неудовлетворительно,
– плохо.
3) в случае продолжительной болезни обучающихся (более 50% пропусков по уважительной
причине) или продолжительных пропусков без уважительной причины, отсутствия
минимального количества отметок, необходимых для аттестации, обучающемуся по итогам
учебных четвертей (полугодий) дополнительно может быть выведена отметка «не аттестован
(а)» - запись в журнале (н/а).
3) Наряду с отметочной системой может применяться и зачетная система по отдельным
предметам компонента учебного плана, формируемого участниками образовательного
процесса , факультативным курсам по выбору, элективным курсам, порядок применения
такой системы определяется решением Педагогического совета. Для сдачи зачетов могут
быть использованы различные формы: защита рефератов, выступления на олимпиадах и
научно-практических конференциях, подготовка лекций, публичных выступлений,
проектная деятельность, общественный смотр знаний и т. д.
4) За устный ответ отметка выставляется учителем в ходе урока и заносится в классный журнал и
дневник обучающегося, критерии выставления отметки за устный ответ предъявляются
обучающимся в обязательном порядке;
5) За контрольную, самостоятельную, практическую работу и др. отметка выставляется учителем в
классный журнал в соответствии с датой, также указывается форма тематического контроля в
соответствии с Рабочей программой по предмету;
6) Соблюдаются требования к проведению контрольных работ:
не проводятся две и более контрольных работ в день;
контрольные работы не проводятся в первый и последний день четверти;
контрольные работы не проводятся на первых и последних уроках;
проверочные и самостоятельные работы должны занимать не более 15 минут на уроке;
с датой проведения контрольной работы и критериями оценивания учитель знакомит
обучающихся не менее чем за 5 дней;
контрольная работа по теме, за четверть проверяется учителем не более 3 дней, обучающиеся
знакомятся с отметкой не позднее 5 дней с даты проведения;
обучающийся имеет право получить консультацию, по его требованию, с пояснениями к
выставлению отметки за контрольную работу;
после каждой контрольной работы проводится работа над ошибками с записью в журнал, на
данном уроке учитель осуществляет индивидуальный подход к обучающимся, получившим
неудовлетворительную отметку, планирует опрос;
ведение тетради для контрольных работ обязательно по математике и русскому языку во всех
классах, с целью анализа объективности выставления отметок за контрольные работы тетради
проверяются администрацией и руководителем МО раз в четверть в соответствии с планом
внутришкольного контроля.
7) Текущий контроль обучающихся, временно находящихся в санаторных, медицинских
организациях (иных организациях, не имеющих лицензию на право осуществления
образовательной деятельности) осуществляется в этих учебных заведениях и полученные
результаты учитываются при выставлении четвертных или полугодовых отметок;
8) Проведение текущего контроля с выставлением неудовлетворительной отметки не допускается
сразу после длительного пропуска занятий по уважительной причине;
Порядок выставления отметок по результатам текущего контроля за четверть и полугодие:
обучающимся выставляется отметка за четверть или полугодие при наличии 3 текущих отметок;
в случае, если ребенок пропустил более 50% учебного времени по уважительной или по
неуважительной причине и не имеет трех текущих отметок, то допускается запись н/а (не
аттестован); текущий контроль указанных обучающихся осуществляется в индивидуальном
порядке администрацией в соответствии с графиком, согласованным с Педагогическим советом и
родителями (законными представителями) обучающихся;
в случае, если ребенок, имеющий не аттестацию за четверть, сдает пропущенный материал в
любой согласованной с учителем и администрацией форме текущего контроля, то в журнал

вносится запись «за ___ четверть, отметка 3 (удовлетворительно)» Ф.И.О. учителя, роспись,
основание (Приказ о переносе сроков текущего контроля обучающегося)».
отметка за четверть, полугодие выводится как среднее арифметическое текущих отметок, в
соответствии с правилами математического округления
10) С целью улучшения отметок и своевременность сдачи текущих задолженностей в 5–11-х
классах предусмотрено предварительное выставление отметок по каждому предмету учебного
плана за 2 недели до начала каникул.

3. Формы, периодичность и порядок проведения
промежуточной аттестации обучающихся.
Формами промежуточной аттестации являются:
- расчет среднего арифметического результатов текущей аттестации по итогам четверти;
аттестации
- письменная проверка – письменный ответ учащегося на один или систему вопросов (заданий). К
письменным ответам относятся: домашние, проверочные, лабораторные, практические,
контрольные, творческие работы; письменные отчёты о наблюдениях; письменные ответы на
вопросы теста; сочинения, изложения, диктанты, рефераты и другое;
- устная проверка – устный ответ учащегося на один или систему вопросов в форме ответа на
билеты, беседы, собеседования и другое;
- комбинированная проверка - сочетание письменных и устных форм проверок.
Иные формы промежуточной аттестации могут предусматриваться образовательной программой.
В случаях, предусмотренных образовательной программой, в качестве результатов промежуточной
аттестации могут быть зачтены выполнение тех иных заданий, проектов в ходе образовательной
деятельности, результаты участия в олимпиадах, конкурсах, конференциях, иных подобных
мероприятиях. Образовательной программой может быть предусмотрена накопительная балльная
система зачета результатов деятельности обучающегося.
3.1. Промежуточная аттестация проводится с 2 класса по 11 класс :
–аттестация по итогам года, как среднее арифметическое итогов четверти во 2-9 классах
(четвертная аттестация) по
А) учебным предметам, курсам, дисциплинам, на изучение которых отводится по 2 и более
часов.
Б) учебным предметам, на изучение которых отведено по 1 часу, но рабочей программой
предусмотрена аттестация по четвертям.
– среднее арифметическое по итогам полугодия
А) в 10-11 классах по все учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям)
Б) во 2-9 классах по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям), на изучение
которых по Учебному плану отводится не более 1 часа в неделю.
В 9 классах в форме Итогового собеседования (вторая среда февраля, март, май)
В 11 классе в форме Итогового сочинения (изложения)
-аттестация - годовая, проводимая по итогам учебного года в последнюю неделю учебного
года.
3.2. Фиксация результатов промежуточной аттестации осуществляется, как правило, по
пятибалльной системе. Образовательной программой может быть предусмотрена иная
шкала фиксации результатов промежуточной аттестации, а также может быть
предусмотрена фиксация удовлетворительного либо неудовлетворительного результата

промежуточной аттестации без разделения на уровни, в том числе зачетная система
оценивания.
3.3. Обучающиеся, осваивающие основную общеобразовательную программу
соответствующего уровня общего образования в форме самообразования, семейного
образования вправе пройти экстерном промежуточную аттестацию в Средней школеинтернате№ 17
3.4. Экстерны при прохождении промежуточной аттестации пользуются академическими
правами обучающихся по соответствующей общеобразовательной программе.
3.5. Зачисление экстерна для прохождения промежуточной аттестации осуществляется
приказом директора образовательного учреждения на основании заявления его
родителей (законных представителей) в порядке, предусмотренном федеральным
законодательством. Процедуре зачисления экстерна для прохождения промежуточной
аттестации в обязательном порядке предшествует процедура ознакомления его
родителей (законных представителей)
3.6. Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или
нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной
программы или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии
уважительных причин признаются академической задолженностью. Обучающиеся
обязаны ликвидировать академическую задолженность.
3.7. Обучающиеся, имеющие академическую задолженность, вправе пройти
промежуточную аттестацию по соответствующему учебному предмету, курсу,
дисциплине (модулю) не более двух раз в сроки, определяемые организацией,
осуществляющей образовательную деятельность, в пределах одного года с момента
образования академической задолженности. В указанный период не включаются время
болезни обучающегося, нахождение его в академическом отпуске или отпуске по
беременности и родам.
3.8. Для проведения промежуточной аттестации во второй раз в Средней школе-интернате
№ 17 приказом создается комиссия, утверждается график проведения и согласуется с
родителями (законными представителями).
3.9. Не допускается взимание платы с обучающихся за прохождение промежуточной
аттестации.
3.10. Промежуточная аттестация обучающихся, имеющих задолженность может
проводиться в форме:
комплексной контрольной работы;
итоговой контрольной работы по учебному предмету;
защиты индивидуального/группового проекта;
иных формах, определяемых образовательными программами и (или) индивидуальными
учебными планами.
3.11. Обучающиеся, не прошедшие промежуточной аттестации по уважительным причинам
или имеющие академическую задолженность, переводятся в следующий класс условно.
(Директор издает соответствующий приказ «О переводе в следующий класс с
академической задолженностью»).
3.12. Ответственность за ликвидацию учащимися академической задолженности в течение
следующего учебного года возлагается на их родителей (законных представителей).
3.13. Обучающиеся в образовательной организации по образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования, не
ликвидировавшие в установленные сроки академическую задолженность с момента ее
образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на
повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным образовательным
программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической
комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану.

Нормы отметки при проверке письменных контрольных и
самостоятельных работ и устных ответов

Приложение №1
Проверка навыков чтения учащихся проводится на основе повседневных наблюдений за
чтением и пониманием текстов учебной книги, произведений, рекомендованных для внеклассного
чтения, путем специального опроса по чтению, пересказа и комбинированного опроса.
В начале, середине и конце учебного года проводится проверка овладения учащимися
правильности чтения, беглости и выразительности чтения и понимания содержания прочитанного
(выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными
требованиями по каждому году обучения.
В начале очередного года навыки чтения проверяются по текстам, объем которых
соответствует объему текстов предыдущего года. При оценке навыков чтения не учитываются
следующие речевые нарушения учащихся:
- нарушения темпа речи;
- нарушение произношения;
- заикание;
- органические и функциональные нарушения голоса.
1 КЛАСС.
Отметка по проверке навыков чтения не ставится, но постоянно ведется наблюдение за
овладением навыками чтения учащихся.
Объем прочитанного должен быть не менее 1/4 страницы.
В течение первого года обучения проводится текущая проверка становления элементарного
навыка чтения без выставления отметки. Основными объектами проверки в 1-ом классе являются
умения учащихся анализировать слого-звуковой состав слов, читать плавно, по слогам слова,
предложения, короткие тексты с изученными буквами. В конце первого года обучения проверяется
первоначальный навык в соответствии с первоначальными требованиями программы, а именно:
учащиеся должны овладеть правильным и плавным слоговым чтением текстов при темпе 20-25
слов в минуту. Результаты проверки получают выражение в форме устных оценочных суждений
учителя.
2 КЛАСС.
Итоговые проверки навыка чтения проводятся два раза в год: в конце I и II полугодия.
Отметка «5» ставится ученику, если он:
- читает правильно, понимает содержание прочитанного;
- в I полугодии читает плавно, по слогам, отдельные простые слова умеет читать целиком,
темп чтения не менее 35 слов в минуту;
- во II полугодии читает плавно, целыми словами (отдельные трудные слова читает по
слогам), со скоростью не менее 40 слов в минуту;
- верно ставит ударение в словах, соблюдает интонацию, соответствующие знаки препинания
в конце предложения;
- умеет правильно отвечать на вопрос учителя и последовательно передать содержание
сюжетного рассказа,
сказки и иллюстрации к тексту, твердо знает наизусть стихотворение и читает его
выразительно.
Отметка «4» ставится ученику, если он:
- понимает основное содержание прочитанного;
- в I полугодии читает плавно, целыми словами (трудные слова читает по слогам), темп
чтения не менее 30 слов в минуту;
- во II полугодии читает плавно, целыми словами (трудные слова читает по слогам), темп
чтения не менее 35 слов в минуту, допускает при чтении 1 -2 ошибки в словах, в расстановке
ударений, при соблюдении пауз и интонации в конце предложения;
- правильно пересказывает прочитанный текст и отвечает на вопросы учителя, но допускает
речевые неточности, которые исправляет самостоятельно или с небольшой помощью учителя;
-знает наизусть стихотворение, но допускает при чтении перестановку слов, легко и
самостоятельно исправляет допущенные неточности.
Отметка «3» ставится ученику, если он:

- осваивает содержание прочитанного только с помощью учителя;
- в I полугодии читает отрывисто, по слогам (отдельные слова читает целиком), со скоростью
не менее 25 слов в минуту;
- во II полугодии читает плавно, по слогам отдельные слова читает целиком), темп чтения не
менее 30 слов в минуту, не соблюдает пауз между словами и предложениями;
- пересказывает текст, нарушая последовательность, допускает речевые ошибки и исправляет
их только с помощью учителя;
- знает наизусть стихотворение, но при чтении воспроизводит его неточно.
Отметка «2» ставится ученику, если он: слабо разбирается в прочитанном тексте даже с
помощью вопросов учителя;
-в I полугодии читает по буквам, темп чтения менее 20 слов в минуту;
-во II полугодии читает отрывисто, по слогам, с элементами побуквенного
чтения со скоростью 25 слов в минуту;
-не воспроизводит текст по вопросам учителя;
-при чтении наизусть нарушает последовательность, не полностью воспроизводит текст
прочитанного.
3 КЛАСС.
Отметка «5» ставится ученику, если он: правильно понимает смысл прочитанного;
-в I полугодии читает целыми словами (малоизвестные слова сложной слоговой структуры по
слогам), без ошибок, со скоростью не менее 50 слов в минуту;
-во II полугодии читает целыми словами, темп чтения не менее 60 слов в минуту;
-читает текст выразительно, соблюдает логические ударения, паузы;
-самостоятельно делит небольшой текст на части, выделяет главное, передает содержание
прочитанного, грамматически правильно строит свою речь;
-понимает смысл слов в контексте, самостоятельно находит в тексте слова и выражения,
используемые автором для изображения, действующих лиц, описаний природы и т.д.;
-твердо знает наизусть стихотворение и читает его выразительно.
Отметка «4» ставится ученику, если он:
-правильно понимает основное содержание прочитанного;
-в I полугодии читает текст выразительно целыми словами (отдельные, трудные слова читает
по слогам), темп чтения не менее 45 - 50 слов в минуту;
-во II полугодии темп чтения не менее 55 слов в минуту, при чтении допускает 1 - 3 ошибки в
словах в соблюдении пауз и логических ударений;
-знает наизусть стихотворение, выразительно читает его, но допускает незначительные
ошибки.
Отметка «3» ставится ученику, если он:
-смысл прочитанного текста устанавливает с помощью учителя;
-в I полугодии читает по слогам, и только отдельные слова читает целиком, темп чтения 40
слов в минуту;
-во II полугодии читает текст целыми словами, но с элементами слогового чтения, монотонно,
темп чтения 45 слов в минуту;
-допускает речевые ошибки, исправляет их с помощью учителя; воспроизводит наизусть
стихотворение,
но текст знает нетвердо.
Отметка «2» ставится ученику, если он:
-в I полугодии читает монотонно, по слогам, темп чтения 30 слов в минуту;
-во II полугодии читает по слогам, только отдельные слова читает целиком, темп чтения 35
слов в минуту;
-искажает содержание прочитанного, не может выделить основную мысль прочитанного и
разделить текст на части с помощью дополнительных вопросов;
-при чтении наизусть не полностью воспроизводит текст стихотворения.
4 КЛАСС.
Отметка «5» ставится ученику, если он:
-правильно и полно понимает содержание прочитанного;
-читает бегло, целыми словами, с соблюдением основных норм литературного произведения;

-в I полугодии темп чтения не менее 70 слов в минуту; во II полугодии - не менее 80 слов в
минуту;
-полно, кратко и выборочно пересказывает текст, самостоятельно составляет простейший
план, выявляет основной смысл прочитанного;
-знает и выразительно читает наизусть стихотворение.
Отметка «4» ставится ученику, если он:
-правильно понимает основное содержание прочитанного;
-читает целыми словами, используя основные средства выразительности;
-в I полугодии скорость чтения не менее 65 слов в минуту;
-во II полугодии - не менее 75 слов в минуту, при чтении допускает 1-3 ошибки;
-знает наизусть стихотворение, но при чтении допускает 1-2 ошибки, которые исправляет
самостоятельно.
Отметка «3» ставится ученику, если он:
-понимает содержание прочитанного с помощью учителя;
-в I полугодии читает монотонно, целыми словами (единичные слова с элементами слогового
чтения), скорость чтения не менее 60 слов в минуту;
-во II полугодии читает невыразительно, целыми словами, темп чтения не менее 70 слов в
минуту, допускает от 4-5 ошибок;
-воспроизводит наизусть текст стихотворения, но допускает ошибки и исправляет их только с
помощью учителя.
Отметка «2» ставится ученику, если он:
-не может пересказать текст, выделить главную мысль прочитанного, составить план;
-в 1 полугодии читает текст в основном по слогам (только отдельные слова читает целиком),
допускает большое количество ошибок;
-во II полугодии не владеет чтением целыми словами, допускает более 6 ошибок;
-при чтении наизусть не может полностью воспроизвести текст стихотворения.

Критерии (нормы) оценок письменных работ по русскому языку в
2-9 классах

Начальная школа
Объем диктанта и текста для списывания:
классы
четверти
I
II
2
15-20
20-25
3
40-45
45-50
4
60-65
65-70
Объем словарного диктанта:
классы
1

III
25-30
50-55
70-75

IV
30-35
55-60
75-80

количество слов
7-8

2
10-12
3
12-15
4
до 20
Тексты для изложения и сочинения увеличиваются на 15-20 слов. Сочинения и изложения носят
обучающий характер.
Оценки за контрольный диктант:
Отметка «5» ставится за диктант, в котором допущена одна негрубая ошибка или 1-2
дисграфических ошибок, работа написана аккуратно.
Отметка «4» ставится за диктант, в котором допущено не более двух орфографических, 1-3
пунктуационных и 1-3 дисграфических ошибок; работа выполнена аккуратно.
Отметка «3» ставится за диктант, если в нем допущено 3-7 орфографических, 4
пунктуационных и 4-5дисграфическихошибки.
Отметка «2» ставится за диктант, в котором более 8 орфографических, 4 и более
дисграфических ошибок.

Классификация ошибок:
Однотипные ошибки:
-первые три однотипные ошибки = 1 ошибке, но каждая следующая подобная считается за
отдельную ошибку;
-при 5 поправках оценка снижается на 1 балл.
За одну ошибку в диктанте считаются:
- два исправления;
- две пунктуационные ошибки;
-повторение ошибок в одном и том же слове (например, в слове «ножи» дважды написано в
конце «ы»).
Если же подобная ошибка встречается в другом слове, она считается за ошибку;
-при выставлении оценки все однотипные ошибки приравниваются к одной орфографической
ошибке.
За ошибку в диктанте не считаются:
- ошибки на те разделы, орфографии и пунктуации, которые ни в данном классе, ни в
предшествующих классах не изучались (такие орфограммы учителю следует оговорить с
учащимися перед письменной работой, выписать трудное для них по написанию слово на доске);
-единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения
написано с заглавной буквы;
-единичный случай замены одного слова без искажения смысла.
Оценка за грамматическое задание:
При выполнении грамматических заданий следует руководствоваться следующими нормами
оценок:
-отметка «5» ставится за безошибочное выполнение всех заданий, когда ученик обнаруживает
осознанное усвоение определений, правил и умение самостоятельно применять знания при
выполнении;
-отметка «4» ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил, умеет
применять свои знания в ходе разбора слов и предложений и правильно выполнил не менее 3/4
заданий;
-отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает усвоение определенной части из изученного
материала, в работе правильно выполнил не менее 1/2 заданий;
-отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного мате риала, не
справляется с большинством грамматических заданий.
Перечень специфических (дисграфических) ошибок учащихся с указанием вида речевого
нарушения:
1. Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов, навыков
звукового анализа и синтеза:
• пропуск букв и слогов – «прощла» (прощала), «жадые» (жадные), «ишка» (игрушка);
• перестановка букв и слогов – «онко» (окно), «звял» (взял), «переписал» (переписал),
«натуспила» (наступила);
• недописывание букв и слогов – «дела» (делала), «лопат» (лопата), «набухл» (набухли);
• наращивание слова лишними буквами и слогами – «тарава» (трава), «катораые» (которые),
«бабабушка» (бабушка), «клюкиква» (клюква);
• искажение слова – «наотух» (на охоту), «хабаб» (храбрый), «щуки» (щеки), «спеки» (с
пенька);
• слитное написание слов и их произвольное деление – «насто» (на сто), «виситнастне» (висит
на стене);
• неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений –
«Мой отец шофёр.
Работа шофёра трудная шофёру надо хорошо. знать машину после школы я тоже. Буду
шофёром»;
• замена одной буквы на другую – «трюх» (трёх), «у глеста» (у клеста), «тельпан» (тюльпан),
«шапаги» (сапоги), «чветы» (цветы);
• нарушение смягчения согласных – «васелки» (васильки), «смали» (смяли), «кон» (конь),
«лублу» (люблю).

2. Ошибки, обусловленные несформированностью кинетической и динамической стороны
двигательного акта:
• смешения букв по кинетическому сходству – о-а «бонт» (бант), б-д «убача» (удача), и-у
«прурода» (природа),
п-т «спанция» (станция), х-ж «дорохки» (дорожки), л-я «кяюч» (ключ), л-м «полидор» (помидор),
и-ш «лягуика» (лягушка).
3. Ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи:
• аграмматизмы – «Саша и Леня собираит цветы». «Дети сидели на большими стулья». «Пять
желтеньки спиленачки» ) пять желтеньких цыплят);
• слитное написание предлогов и раздельное написание приставок – «вкармане», «при
летели», «в зяля», «у читель».

Нормы оценивания контрольных диктантов в 5-9 классах:

Нормы оценок (количество ошибок)
«5»
«4»
«3»
6 орфографических +
4 пунктуационных
2 орфографических
+
1
негрубая
+
4 дисграфических
орфографическая
2 пунктуационных
+
+
5 орфографических +
1
негрубая
Контроль3 дисграфических
5 пунктуационных
пунктуационная
ный
+
+
1 орфографическая + 4 дисграфических
1
4 пунктуационных
дисграфическая
+
7 орфографических
3 дисграфических
+
7 пунктуационных
+5 дисгр.
Словар0
1-2
3-4
ный
Вид
диктанта

«2»

8
орфографических
+
8
пунктуационных
+
6 дисграфических

до 7

Примечание. Отличная отметка не выставляется при наличии трех и более исправлений.
При наличии в контрольном диктанте пяти и более поправок (исправлений неверного
написания) оценка снижается на 1 балл, с «4» до «3». При этом за большое количество поправок
оценка не может быть снижена до неудовлетворительной.
При оценивании диктантов нередко имеют место случаи, как завышения, так и занижения
оценок.
Занижение происходит потому, что учитель:
 в число орфографических ошибок включает грамматические ошибки и описки;
 учитывает однотипные ошибки как обычные;
 все исправления считает за ошибку.
Завышение оценки происходит по следующим причинам:
 учитываются как однотипные ошибки, которые таковыми не являются;
 оценка не снижается за многочисленные исправления;

все однотипные ошибки считаются как одна.
Обстоятельства, которые необходимо учитывать при проверке и оценке диктанта:
1.Неверные написания не считаются ошибками. Они исправляются, но не влияют на снижение
оценки.
К неверным написаниям относятся:
 ошибка на правило, не изучаемое в школе;
 ошибка в переносе слова;

ошибка в слове с непроверяемым написанием, над которым не проводилась специальная
работа.
2.Характер допущенной учеником ошибки (грубая или негрубая).
К негрубым орфографическим относятся ошибки:

в исключениях из правил;
в переносе слов;
буквы э - е после согласных в иноязычных словах (рэкет,пленэр) и после гласных в
собственных именах (Мариетта);
 в выборе прописной или строчной буквы в составных собственных наименованиях;
o при переносном употреблении собственных имён (Обло-мовы, обломовы);
o в случаях слитного или раздельного написания приставок в наречиях, образованных
от существительных
 с предлогами, правописание которых не регулируется правилами (в разлив, за глаза ругать,
под стать, в бегах, в рассрочку, на попятную, в диковинку, на ощупь и т. д.);
o в случае раздельного или слитного написания не с прилагательными причастиями в
роли сказуемого;
 в написании -ы и –и после приставок;
o в случаях трудного различения -не и -ни; в собственных именах нерусского
происхождения.
К негрубым пунктуационным относятся ошибки:
 в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
 в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их
последовательности;
 при применении правил, уточняющих или ограничивающих действие основного правила
(пунктуация при общем второстепенном члене или общем вводном слове, на стыке союзов).
 При подсчете ошибок две негрубые ошибки принимаются за одну грубую; одна негрубая
ошибка не позволяет снизить оценку на балл.
Повторяющиеся и однотипные ошибки:
Повторяющиеся - это ошибки в одном и том же слове или морфеме на одно и то же правило
(например, вырощенный, возраст), а в пунктуации, например, выделение или не выделение
причастных оборотов в одинаковой позиции. Такие ошибки замечаются, исправляются, однако три
такие ошибки считаются за одну.
Однотипные - это ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания
заключены в грамматических (в армие, в рощи, колятся, борятся) и фонетических (пирожек,
счерчек) особенностях данного слова. Первые три однотипные ошибки принято считать за одну,
каждая последующая – как самостоятельная. Нельзя считать однотипной ошибкой написание,
которое проверяется опорным словом: безударные гласные, сомнительные и непроизносимые
согласные, падежные окончания в разных формах и некоторые другие.
Если в одном слове с непроверяемыми орфограммами (типа привилегия, интеллигенция)
допущены две и более ошибок, то все они считаются за одну)
Оценка сочинений и изложений:
Основными формами проверки речевого развития обучающихся являются сочинения и
изложения. Это комплексные работы, с помощью которых проверяются различные стороны
языковой и речевой подготовки учащихся:
 коммуникативные умения, то есть умения раскрыть тему высказывания, передать основную
мысль, изложить материал последовательно и связно, найти для него соответствующую
композиционную и языковую форму;
 языковые навыки или соблюдение в речи норм литературного языка;
 навыки правописания - орфографические и пунктуационные.
Требования к объему сочинений и изложений:




Примерный объем текста

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

Подробное
изложение
100-130
(количество слов)

130-170

170-220

220-300

300-350

Классное
сочинение
0,5-1
(количество страниц)

1-1,5

1,5-2

2-3

3-4

Любое сочинение и изложение оцениваются двумя отметками:
первая ставится за содержание и речевое оформление;
вторая - за грамотность, то есть за соблюдение орфографических, пунктуационных и
языковых норм.
Классификация ошибок в содержании сочинений и изложений:
Фактические ошибки
Логические шибки
В изложении: неточности, - нарушение последовательности в высказывании;
искажения
текста
в - отсутствие связи между частями сочинения (изложения) и
обозначении времени, места между предложениями;
событий, последовательности - неоправданное повторение высказанной ранее мысли;
действий,
причинно- - раздробление одной микротемы другой микротемой;
- несоразмерность частей;
следственных связей.
В
сочинении:
искажение - высказывания или отсутствие необходимых частей; имевших
место
событий, перестановка частей текста (если она не обусловлена занеточное
воспроизведение данием к изложению); - неоправданная подмена лица, от
источников, имен собствен- которого ведется повествование. К примеру, повествование
ведется сначала от первого, а потом от третьего лица
ных, мест событий, дат.



Речевые ошибки:
К речевым ошибкам относятся ошибки и недочеты в употреблении слов и построении текста.
Первые в свою очередь делятся на семантические и стилистические.
К речевым семантическим ошибкам можно отнести следующие нарушения:
• употребление слова в несвойственном ему значении, например: мокрыми ресницами он
шлепал себя по лицу; с налипшими на них городами; устав ждать, братик опрокинул подбородок
на стол;
 неразличение (смещение) паронимов или синонимов, например: рука болталась, как плетень,
учитель не должен потакать прихотям ребенка и идти у него на поводке;
 нарушение лексической сочетаемости, например: Чичиков постепенно покидает город; пули
не свистели над ушами;
 употребление лишних слов, например: он впервые познакомился с Таней случайно;
 пропуск, недостаток нужного слова, например: Сережа смирно сидит в кресле, закутанный
белой простыней, и терпеливо ждет конца (о стрижке);
 стилистически неоправданное употребление ряда однокоренных слов (например,
характерная черта характера; приближался все ближе и ближе).
Стилистические ошибки представляют собой следующие нарушения, которые связаны с
требованиями к выразительности речи:
 неоправданное употребление в авторской речи диалектных и просторечных слов, например:
У Кита было два парня: Левин и Вронский;
 неуместное употребление эмоционально окрашенных слов и конструкций, особенно в
авторской речи (например, рядом сидит папа (вместо отец) одного из малышей);
 смешение лексики разных исторических эпох; употребление штампов;
 речевые ошибки в построении текста.
Речевые ошибки в построении текста:
-бедность и однообразие синтаксических конструкций;
-нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм (например, когда Пугачев выходил из
избы и сел в карету, Гринев долго смотрел ему вслед);
-стилистически неоправданное построение слов; неудачное употребление местоимений для связи
предложений или частей текста, приводящее к неясности, двусмысленности речи (например,
Иванов закинул удочку, и она клюнула);
-неудачный порядок слов.

Грамматические ошибки:
Грамматические ошибки - это нарушение грамматических норм образования языковых
единиц и их структуры. Анализ грамматических ошибок помогает учителю определить, какими
нормами языка (словообразовательными, морфологическими, синтаксическими) не владеет ученик.
Разновидности грамматических ошибок:
 словообразовательные,
состоящие
в
неоправданном
словосочинительстве
или
видоизменении слов нормативного языка (например, надсмешка, подчерк, нагинаться,
спинжак, беспощадство, публицизм и т. п.). Такие ошибки нельзя воспринимать как
орфографические;
 морфологические, связанные с ненормативным образованием форм слов и употреблением
частей речи (писав свои произведения, не думал, что очутюсь в полной темноте; одни
англичаны; спортсмены в каноях; ихний улыбающий ребенок; ложити т. д.);
 синтаксические:
а) ошибки
в структуре словосочетаний, в согласовании и управлении (например,
браконьерам, нарушающих закон; жажда к славе;
б) ошибки в структуре простого предложения:
 нарушение связи между подлежащим и сказуемым (например, солнце села; но не вечно ни
юность, ни лето; это были моей единственной книгой в дни войны);
нарушение границы предложения (например, Собаки напали на след зайца. И стали гонять его
по вырубке);
 нарушение ряда однородных членов (например, настоящий учитель верен своему делу
никогда не отступать от своих принципов. Почти все вещи в доме большие: шкафы, двери, а
еще грузовик и комбайн);
 ошибки в предложениях с причастными и деепричастными оборотами (например,
причалившая лодка к берегу. На картине «Вратарь» изображен мальчик, широко расставив
ноги, упершись руками в колени);
 местоименное дублирование одного из членов предложения, чаще подлежащего (например,
Кусты, они покрывали берег реки);
 пропуски необходимых слов (например, Владик прибил доску и побежал в волейбол).
в) ошибки в структуре сложного предложения:
 смешение
сочинительной
связи
(например,
Когда
ветер
усиливается, и кроны деревьев шумят под его порывами);
 отрыв придаточного от определяемого слова (например, Сыновья Тараса только что слезли с
коней, которые учились в Киевской бурсе);
г) смешение прямой и косвенной речи;
д) разрушение фразеологического оборота без особой стилистической установки (например,
терпеть не могу сидеть сложи в руки; хохотала как резаная).
Грамматические ошибки следует отличать от орфографических. Орфографическая ошибка
может быть допущена только на письме, ее нельзя услышать. Грамматическая ошибка не только
видима, но и слышима. Простой прием чтения вслух по орфоэпическим правилам помогает
разграничить грамматические и орфографические ошибки. К примеру, ошибка в окончании
«браконьерам, промышляющих в лесах» не орфографическая, а грамматическая, так как нарушено
согласование, что является грамматической нормой. И, наоборот, в окончании «умчался в синею
даль» ошибка орфографическая, так как вместо -юю по правилу написано другое.

Нормы оценивания сочинений и изложений:

Оценка

Основные критерии оценки
Содержание и речь

Грамотность

«5»

1. Содержание работы полностью соответствует теме.
2. Фактические ошибки отсутствуют, в изложении
сохранено не менее 70 % исходного текста.
3. Содержание работы излагается последовательно.
4. Текст отличается богатством лексики, точностью
употребления слов, разнообразием синтаксических
конструкций. 5.Достигнуты стилевое единство и
выразительность текста. 6.Допускается 1 недочет в
содержании

Допускается:
1 негрубая орфографическая,
1 пунктуационная,
1 грамматическая,
1 логопедическая ошибка

«4»

Содержание работы в основном соответствует теме,
имеются незначительные отклонения от темы. 2.
Содержание изложения в основном достоверно, но
имеются единичные фактические неточности, при этом в
работе сохранено не менее 70 % исходного текста.
Имеются незначительные нарушения последовательности
в изложении мыслей.
Лексический и грамматический строй речи достаточно
разнообразен.
Стиль работы отличается единством и достаточной
выразительностью.
Допускается не более недочетов в содержании и не более
3-4 речевых недочетов.

Допускаются:
2 орфографических +
3 пунктуационных +
3 грамматических +
3 логопедических ошибки.
1 орфографическая +
3 пунктуационных +
3 грамматических +
3 логопедических ошибки.
0 орфографических +
4 пунктуационные +
3 грамматических +
3 логопедических ошибки

«3»

Имеются существенные отклонения
от заявленной темы.
Работа достоверна в основном своем содержании, но в
ней допущены 3-4 фактические ошибки.
Объем изложения составляет менее 70 % исходного
текста.
Допущено нарушение последовательности изложения.
Лексика
бедна,
употребляемые
синтаксические
конструкции однообразны. Встречается неправильное
употребление слов.
Стиль работы не отличается выразительностью.

Допускаются:
0 орфографических +
5-7 пунктуационных
(с учетом повторяющихся
и негрубых) +
4 логопедических
ошибки.
6 орфографических +
7 пунктуационных +
4 грамматических +
ошибки

Работа не соответствует заявленной теме.
Допущено много фактических неточностей; объем
изложения составляет менее 50 % исходного текста.
Нарушена последовательность изложения мыслей во всех
частях работы, отсутствует связь между ними.
Текст сочинения (изложения) не соответствует
заявленному плану.
Лексика крайне бедна, авторские образные выражения и
обороты речи почти отсутствуют. Работа написана
короткими однотипными предложениями со слабо
выраженной связью между частями, часты случаи

Допускаются: 7 и более грубых
орфографических
ошибок
независимо от количества пунктуационных;
8 и более пунктуационных
ошибок
(с
учетом
повторяющихся и негрубых)
независимо
от
количества
орфографических.
Общее
количество орфографических и
пунктуационных ошибок более 8

«2»

неправильного употребления слов.
при
наличии
Нарушено стилевое единство текста. Допущено 6 грамматических
недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов

более

7

Примечания.
1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла
ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие
оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение
на один балл.
2. Если объем сочинения в полтора-два раза больше нормы, то при оценке работ следует исходить
из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. При
выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.
3.Первая оценка (содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема
сочинения, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

Нормы отметки при проверке письменных контрольных и
самостоятельных работ и устных ответов для обучающихся с
задержкой психического развития

Приложение №2
Нормативы чтения для учащихся с ЗПР начальных классов.
Проверка навыков чтения учащихся проводится на основе повседневных наблюдений за чтением и
пониманием текстов учебной книги, произведений, рекомендованных для внеклассного чтения,
путем специального опроса по чтению, пересказа и комбинированного опроса.
В начале, середине и конце учебного года ( не менее 4 раз)проводится проверка овладения
учащимися правильности чтения, беглости и выразительности чтения и понимания содержания
прочитанного (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с
программными требованиями по каждому году обучения.
В начале очередного года навыки чтения проверяются по текстам, объем которых соответствует
объему текстов предыдущего года.
При оценке навыков чтения не учитываются следующие речевые нарушения учащихся:
- нарушения темпа речи;
- нарушение произношения;
- заикание;
- органические и функциональные нарушения голоса.
1 КЛАСС.
Оценка по проверке навыков чтения не ставится, но постоянно ведется наблюдение за овладением
навыками чтения учащихся.
Объем прочитанного должен быть не менее 1/4 страницы.
В течение первого года обучения проводится текущая проверка становления элементарного навыка
чтения без выставления отметки. Основными объектами проверки в 1-ом классе являются умения
учащихся анализировать слого-звуковой состав слов, читать плавно, по слогам слова, предложения,
короткие тексты с изученными буквами. В конце первого года обучения проверяется
первоначальный навык в соответствии с первоначальными требованиями программы, а именно:
учащиеся должны овладеть правильным и плавным слоговым чтением текстов при темпе 20-25 слов
в минуту.
Результаты проверки получают выражение в форме устных оценочных суждений учителя.
2 КЛАСС.
Итоговые проверки навыка чтения проводятся два раза в год: в конце I и II полугодия.
Оценка «5» ставится ученику, если он:
- читает правильно, понимает содержание прочитанного;
- в I полугодии читает плавно, по слогам, отдельные простые слова умеет читать целиком, темп
чтения не менее 35 слов в минуту;
- во II полугодии читает плавно, целыми словами (отдельные трудные слова читает по слогам), со
скоростью не менее 40 слов в минуту;
- верно ставит ударение в словах, соблюдает интонацию, соответствующие знаки препинания в
конце предложения;
- умеет правильно отвечать на вопрос учителя и последовательно передать содержание сюжетного
рассказа, сказки и иллюстрации к тексту, твердо знает наизусть стихотворение и читает его
выразительно.
Оценка «4» ставится ученику, если он:
- понимает основное содержание прочитанного;
- в I полугодии читает плавно, целыми словами (трудные слова читает по слогам), темп чтения не
менее 30 слов в минуту;
- во II полугодии читает плавно, целыми словами (трудные слова читает по слогам), темп чтения не
менее 35 слов в минуту, допускает при чтении 1 -2 ошибки в словах, в расстановке ударений, при
соблюдении пауз и интонации в конце предложения;
- правильно пересказывает прочитанный текст и отвечает на вопросы учителя, но допускает
речевые неточности, которые исправляет самостоятельно или с небольшой помощью учителя;

-знает наизусть стихотворение, но допускает при чтении перестановку слов, легко и самостоятельно
исправляет допущенные неточности.
Оценка «3» ставится ученику, если он:
- осваивает содержание прочитанного только с помощью учителя;
- в I полугодии читает отрывисто, по слогам (отдельные слова читает целиком), со скоростью не
менее 25 слов в минуту;
- во II полугодии читает плавно, по слогам отдельные слова читает целиком), темп чтения не менее
30 слов в минуту, не соблюдает пауз между словами и предложениями;
- пересказывает текст, нарушая последовательность, допускает речевые ошибки и исправляет их
только с помощью учителя;
- знает наизусть стихотворение, но при чтении воспроизводит его неточно.
Оценка «2» ставится ученику, если он: слабо разбирается в прочитанном тексте даже с помощью
вопросов учителя;
-в I полугодии читает по буквам, темп чтения менее 20 слов в минуту;
-во II полугодии читает отрывисто, по слогам, с элементами побуквенного
чтения со скоростью 25 слов в минуту;
-не воспроизводит текст по вопросам учителя;
-при чтении наизусть нарушает последовательность, не полностью воспроизводит текст
прочитанного.
3 КЛАСС.
Оценка «5» ставится ученику, если он: правильно понимает смысл прочитанного;
-в I полугодии читает целыми словами (малоизвестные слова сложной слоговой структуры по
слогам), без ошибок, со скоростью не менее 50 слов в минуту;
-во II полугодии читает целыми словами, темп чтения не менее 60 слов в минуту;
-читает текст выразительно, соблюдает логические ударения, паузы;
-самостоятельно делит небольшой текст на части, выделяет главное, передает содержание
прочитанного, грамматически правильно строит свою речь;
-понимает смысл слов в контексте, самостоятельно находит в тексте слова и выражения,
используемые автором для изображения, действующих лиц, описаний природы и т.д.;
-твердо знает наизусть стихотворение и читает его выразительно.
Оценка «4» ставится ученику, если он:
-правильно понимает основное содержание прочитанного;
-в I полугодии читает текст выразительно целыми словами (отдельные,
трудные слова читает по слогам), темп чтения не менее 45 - 50 слов в минуту;
-во II полугодии темп чтения не менее 55 слов в минуту, при чтении допускает 1 - 3 ошибки в
словах в соблюдении пауз и логических ударений;
-знает наизусть стихотворение, выразительно читает его, но допускает незначительные ошибки.
Оценка «3» ставится ученику, если он:
-смысл прочитанного текста устанавливает с помощью учителя;
-в I полугодии читает по слогам, и только отдельные слова читает целиком, темп чтения 40 слов в
минуту;
-во II полугодии читает текст целыми словами, но с элементами слогового чтения, монотонно, темп
чтения 45 слов в минуту;
-допускает речевые ошибки, исправляет их с помощью учителя; воспроизводит наизусть
стихотворение, но текст знает нетвердо.
Оценка «2» ставится ученику, если он:
-в I полугодии читает монотонно, по слогам, темп чтения 30 слов в минуту;
-во II полугодии читает по слогам, только отдельные слова читает целиком, темп чтения 35 слов в
минуту;
-искажает содержание прочитанного, не может выделить основную мысль прочитанного и
разделить текст на части с помощью дополнительных вопросов;
-при чтении наизусть не полностью воспроизводит текст стихотворения.
4 КЛАСС.
Оценка «5» ставится ученику, если он:
-правильно и полно понимает содержание прочитанного;

-читает бегло, целыми словами, с соблюдением основных норм литературного произведения;
-в I полугодии темп чтения не менее 70 слов в минуту;
во II полугодии - не менее 80 слов в минуту;
-полно, кратко и выборочно пересказывает текст, самостоятельно составляет простейший план,
выявляет основной смысл прочитанного;
-знает и выразительно читает наизусть стихотворение.
Оценка «4» ставится ученику, если он:
-правильно понимает основное содержание прочитанного;
-читает целыми словами, используя основные средства выразительности;
-в I полугодии скорость чтения не менее 65 слов в минуту;
-во II полугодии - не менее 75 слов в минуту, при чтении допускает 1-3 ошибки;
-знает наизусть стихотворение, но при чтении допускает 1-2 ошибки, которые исправляет
самостоятельно.
Оценка «3» ставится ученику, если он:
-понимает содержание прочитанного с помощью учителя;
-в I полугодии читает монотонно, целыми словами (единичные слова с элементами слогового
чтения), скорость чтения не менее 60 слов в минуту;
-во II полугодии читает невыразительно, целыми словами, темп чтения не менее 70 слов в минуту,
допускает от 4-5 ошибок;
-воспроизводит наизусть текст стихотворения, но допускает ошибки и исправляет их только с
помощью учителя.
Оценка «2» ставится ученику, если он:
-не может пересказать текст, выделить главную мысль прочитанного, составить план;
-в 1 полугодии читает текст в основном по слогам (только отдельные слова читает целиком),
допускает большое количество ошибок;
-во II полугодии не владеет чтением целыми словами, допускает более 6 ошибок;
-при чтении наизусть не может полностью воспроизвести текст стихотворения.
Приложение 3
Критерии (нормы) оценок письменных работ в для учащихся с ЗПР начальной школы
Содержание и организация системы контроля и оценки предметных результатов
.Контроль и проверка усвоения учебного материала должны проводиться систематически и
регулярно. Бальное оценивание учащихся, с занесением оценок в журнал и дневник,
осуществляется с 2 класса. Проверка и оценка знаний носят индивидуальный характер (учитель
проверяет и оценивает знания, умения и навыки каждого ученика).С учетом требований к
оценочной деятельности применяется цифровая пятибалльная система цифровых оценок (отметок):
«5» - пять, «4» -четыре, «3» - три, «2»-два
Оценка
Критерии оценки
«5»
- за работу, в которой выполнено свыше 65% заданий
«4»
- за работу, в которой выполнено от 50 до 65% заданий
«3»
- за работу, в которой выполнено от 35% до 50% заданий
«2»
- за работу, в которой выполнено меньше 35% заданий
Объем диктанта и текста для списывания:
четверти
классы
I
II
III
IV
2
15-20
20-25
25-30
30-35
3
40-45
45-50
50-55
55-60
4
60-65
65-70
70-75
75-80
Объем словарного диктанта:
классы количество слов
1
7-8

2
10-12
3
12-15
4
до 20
Оценки за контрольный диктант:
Оценка «5» ставится за диктант, в котором допущена одна негрубая ошибка или 1-2
дисграфических ошибок, работа написана аккуратно.
Оценка «4» ставится за диктант, в котором допущено не более двух орфографических, 1-3
пунктуационных и 1-3 дисграфических ошибок; работа выполнена аккуратно.
Оценка «3» ставится за диктант, если в нем допущено 3-7 орфографических, 4 пунктуационных и 45дисграфическихошибки.
Оценка «2» ставится за диктант, в котором более 8 орфографических, 4 и более дисграфических
ошибок.
Классификация ошибок:
Однотипные ошибки:
-первые три однотипные ошибки = 1 ошибке, но каждая следующая подобная считается за
отдельную ошибку;
-при 5 поправках оценка снижается на 1 балл.
За одну ошибку в диктанте считаются:
- два исправления;
- две пунктуационные ошибки;
-повторение ошибок в одном и том же слове (например, в слове «ножи» дважды написано в конце
«ы»). Если же подобная ошибка встречается в другом слове, она считается за ошибку;
-при выставлении оценки все однотипные ошибки приравниваются к одной орфографической
ошибке.
За ошибку в диктанте не считаются:
- ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном классе, ни в
предшествующих классах не изучались (такие орфограммы учителю следует оговорить с
обучающимися перед письменной работой, выписать трудное для них по написанию слово на
доске);
- единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения
написано с заглавной буквы;
- единичный случай замены одного слова без искажения смысла.
Оценка за грамматическое задание:
При выполнении грамматических заданий следует руководствоваться следующими нормами
оценок:
- оценка «5» ставится за безошибочное выполнение всех заданий, когда ученик обнаруживает
осознанное усвоение определений, правил и умение самостоятельно применять знания при
выполнении;
- оценка «4» ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил, умеет применять
свои знания в ходе разбора слов и предложений и правильно выполнил не менее 3/4 заданий;
- оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает усвоение определенной части из изученного
материала, в работе правильно выполнил не менее 1/2 заданий;
-оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется
с большинством грамматических заданий.
Перечень специфических (дисграфических) ошибок учащихся с указанием вида речевого
нарушения:
1. Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов, навыков
звукового анализа и синтеза:
• перестановка букв и слогов – «онко» (окно), «звял» (взял), «натуспила» (наступила);
• наращивание слова лишними буквами и слогами – «тарава» (трава), «катораые» (которые),
«бабабушка» (бабушка), «клюкиква» (клюква);
• искажение слова – «наотух» (на охоту), «хабаб» (храбрый), «щуки» (щеки), «спеки» (с пенька);
• замена одной буквы на другую – «трюх» (трёх), «у глеста» (у клеста), «тельпан» (тюльпан),
«шапаги» (сапоги), «чветы» (цветы);

2. Ошибки, обусловленные несформированностью кинетической и динамической стороны
двигательного акта:
•смешения букв по кинетическому сходству – о-а «бонт» (бант), б-д «убача» (удача), и-у «прурода»
(природа), п-т «спанция» (станция), х-ж «дорохки» (дорожки), л-я «кяюч» (ключ), л-м «полидор»
(помидор), и-ш «лягуика» (лягушка).
3. Ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи:

• аграмматизмы – «Саша и Леня собираит цветы». «Дети сидели на большими стулья». «Пять желтеньки
спиленачки» ) пять желтеньких цыплят).

Оценка.
«5»

«4»

2 класс
 читает
правильно,
понимает
содержание
прочитанного;
 чтение плавное (по
слогам или целыми
словам), без искажений, замен, перестановок букв и слогов в
словах,
 правильно ставит
ударение, соблюдает
паузы и интонации,
соответствующие знакам препинания;
 умеет правильно
найти в теисте ответ на
вопрос и последовательно передать со
держание прочитанного
и иллюстрации к
тексту;
 твердо знает текст
стихотворения для заучивания
наизусть,
умеет его
выразительно читать.
• понимает основное
содержание прочитанного текста;
• читает плавно (по
слогам или словами),
но допускает 1-2 ошибки в словах, в расстановке ударений, соблюдении пауз;
• пересказывает текст
и отвечает на вопросы,
но допускает
неточности, исправляет
их самостоятельно или с
помощью;
• знает наизусть стихотворение, но допус-

Оценка навыков чтения
3 класс
 правилъно
понимает
смысл прочитанного;
 чтение плавное целыми
словами (мало-известные
слова сложной слоговой
структуры - по слогам),
без ошибок;
 читает выразитель
но, выделяет важные
по смыслу слова и соблюдает паузы;
 пересказывает содержание прочитанного
подробно и выборочно;
 самостоятельно делит
небольшой текст на
части и озаглавливает
их, передает содержание
прочитанного по
простейшему плану,
умеет подкрепить ответ
на вопрос чтением
соответствующего
отрывка из текста;
 твердо знает,
выразительно читает
наизусть стихотворение.
• правильно понимает
основное содержание
прочитанного текста;
• читает выразительно
целыми словами,
(отдельные сложные слова
- по слогам), но допускает
при чтении
1-3 ошибки;
• при делении текста на
части в нахождении нужных
эпизодов рассказа допускает
1-2 неточности, но сам устраняет их;
• знает наизусть стихотворение, выразительно
его читает, но допускает












4 класс
правильно
понимает
содержание прочи-танного;
читает бегло целыми
словами, с соблюдением
основных норм
литературного произношения;
читает выразительно и
умеет передать с
помощью интонации
смысл прочитанного;
умеет полно, кратко
и выборочно пересказать текст, выявляет
основной смысл прочитанного и формулирует
его своими словами;
самостоятельно находит в тексте слова и
выражения, характеризующие действующих
лиц, события, картины
природы;
твердо знает наизусть и
выразительно читает
стихотворение.

• правильно понимает
основное содержание
прочитанного текста; • читает
выразительно целыми
словами, при чтении
допускает
1 -3 ошибки;
• самостоятельно выделяет
основную мысль прочитанного,
но при ее формулировке допускает речевые неточности,
которые может устранить без
помощи учителя;
• при составлении пересказа
допускает незначительные
неточности;
• знает наизусть сти-

кает при чтении наипри этом незначительные
хотворение, но при чтении
зусть
перестановку
неточности (повтор,
допускает 1-2 ошибки,
слов и самостоятельно
перестановку и др.).
исправляет их самостоятельно.
исправляет допущенные неточности.
«3»

разбирается в про• устанавливает смысл
• понимает содержание
читанном тексте только прочитанного текста только прочитанного текста с
с помощью учителя;
с помощью учителя;
помощью учителя;

читает отрывисто, • читает целыми словами,
• читает монотонно, целыми
по слогам, допускает но с элементами слогового
словами (единичные слова с
при чтении 3-5 ошибок чтения, монотонно, при
элементами
слогового
на замену, пропуск, пе- чтении допускает 4-6
чтения), при чтении
рестановку слогов и ошибок на замену, пропуск,
допускает 4-6 ошибок;
слов, не соблюдает па- искажение и перестановку
• передает краткое
уз между словами и
букв, слогов, слов и
содержание и основной смысл
предложениями;
ударений;
прочитанного только с

пересказывает
• не умеет самостоятельно
помощью учителя;
текст, нарушая его
передать содержание
• воспроизводит наизусть
последовательность,
прочитанного, делить текст
стихотворение, но при этом
допускает речевые
на части и озаглавливать их, допускает ошибки, которые
ошибки и исправляет
допущенные речевые
исправляет только с помощью
их только с помощью
ошибки исправляет только с учителя.
учителя;
помощью учителя.

Знает наизусть
стихотворение, но при
воспроизведении
обнаруживает
нетвердое усвоение
текста.
«2»

не разбирается в
• не разбирается в
• не разбирается в прочитанном
прочитанном тексте
прочитанном тексте даже с
тексте даже с помощью;
даже с помощью;
помощью;
• допускает при чтении более 6

читает отрывисто по • при чтении допускает
ошибок;
буквам или по слогам с более 6 ошибок;
• не может кратко и выборочно
элементами
• искажает содержание
пересказать текст, составить
побуквенного чтения,
прочитанного, не может
план и выделить главную
допускает более 6
разделить текст на части
мысль прочитанного с
ошибок на замену;
даже при помощи
помощью вопросов учителя;
пропуск, перестановку дополнительных вопросов
• не может наизусть
слогов (слов), не
учителя;
воспроизвести текст
соблюдает пауз между
• не владеет навыками
стихотворения.
словами,
работы с текстом;
предложениями;
• при чтении наизусть не

не воспроизводит
может воспроизвести текст
содержание текса с
стихотворения.
помощью вопросов;

не знает наизусть
стихотворение.
Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся и письменных
работ по математике.
Содержание материала, освоение которого проверяется и оценивается, определяется программой
по математике для классов коррекционно-развивающего обучения (автор Капустина Г.М.). С
помощью итоговых контрольных работ за год проверяется усвоение основных наиболее
существенных вопросов программного материала каждого года обучения.

При проверке выявляется не только осознанность знаний и сформированность навыков, но и
умение применять их к решению учебных и практических задач.
Оценивание выполненных учащимися работ производится в соответствии с существующими
нормами.
За комбинированную контрольную работу, содержащую, например, вычислительные примеры
и арифметические задачи, целесообразно выставлять две отметки: одну - за вычисления, а другую за решение задач, т.к. иначе невозможно получить правильное представление о сформированного
конкретного умения или навыка. Например, ученик может безошибочно выполнить все вычисления,
но при решении задачи неправильно выбрать арифметическое действие, что свидетельствует о
несформированности умения решать арифметическую задачу данного типа.
При выставлении отметки учитель, оценивая знания, умения и навыки, должен отчётливо
представлять, какие из них к данному моменту уже сформированы, а какие только находятся в стадии
формирования. Например, на момент проверки учащиеся должны твердо" знать таблицу умножения.
В этом случае оценивание отметками "5", 4'4", "3" и "2" состояния сформированности навыка
целесообразно произвести по такой шкале:
• 95-100% всех предложенных примеров решены верно - "5",
• 75-94 % - «4»,
• 40-74 % - «3»,
• ниже 40% -«2».
Если работа проводится на этапе формирования навыка, когда навык еще полностью не
сформирован, шкала оценок должна быть несколько иной (процент правильных ответов может
быть ниже):
• 90-100% всех предложенных примеров решены верно-«5»,
• 55-89% правильных ответов-«4»,
• 30-54 % - «3».
Таким образом, число допущенных ошибок не является решающим при выставлении отметки.
Важнейшим показателем считается правильность выполнения задания. Не следует снижать
отметку за неаккуратно выполненные записи (кроме неаккуратно выполненных геометрических
построений - отрезка, многоугольника и пр.), за грамматические ошибки и т.п. Эти показатели
несущественны при оценивании математической подготовки ученика, так как не отражают ее
уровень.
Умения "рационально" производить вычисления и решать задачи характеризует высокий
уровень математического развития ученика. Эти умения сложны, формируются очень медленно, и
за время обучения в начальной школе далеко не у всех детей могут быть достаточно хорошо
сформированы. Нельзя снижать оценку за "нерациональное" выполнение вычисления или
"нерациональный" способ решения задачи.
Кроме оценивания контрольной работы отметкой необходимо проводить качественный анализ
ее выполнения учащимися. Этот анализ поможет учителю выявить пробелы в знаниях и умениях,
спланировать работу над ошибками, ликвидировать неправильные представления учащихся,
организовать коррекционную работу.
Оценивая контрольные работы во П-1У классах по пятибалльной системе оценок, учитель
руководствуется тем, что при проверке выявляется не только осознанность знаний и
сформированность навыков, но и умение применять их в ходе решения учебных и практических
задач.
Проверка письменной работы, содержащей только примеры.
При оценке письменной работы, включающей только примеры (при числе вычислительных
действий не более 12) и имеющей целью проверку вычислительных навыков учащихся, ставятся следующие отметки:
 Оценка "5" ставится, если вся работа выполнена безошибочно.
 Оценка "4" ставится, если в работе допущены 1-2 вычислительные ошибки.
 Оценка "3" ставится, если в работе допущены 3-5 вычислительных ошибок.
 Оценка "2 "ставится, если в работе допущены более 5 вычислительных ошибок.
Примечание: за исправления, сделанные учеником самостоятельно, при проверке оценка не
снижается.
Проверка письменной работы, содержащей только задачи.

При оценке письменной работы, состоящей только из задач (2-х или 3-х задач) и имеющей целью
проверку умений решать задачи, ставятся следующие отметки:
Оценка "5" ставится, если все задачи выполнены без ошибок.
Оценка "4" ставится, если нет ошибок в ходе решения задачи, но допущены 1-2 вычислительные
ошибки.
Оценка "3" ставится, если:
 допущена одна ошибка в ходе решения задачи и 1-2 вычислительные ошибки;
 вычислительных ошибок нет, но не решена 1 задача.
Оценка "2" ставится, если:
 допущены ошибки в ходе решения всех задач;
 допущены ошибки (две и более) в ходе решения задач и более 2-х вычислительных ошибок в
других задачах.
Оценка математического диктанта.
При оценке математического диктанта, включающего 12 или более арифметических действий,
ставятся следующие отметки:
 Оценка «5» ставится, если вся работа выполнена безошибочно.
 Оценка «4» ставится, если неверно выполнена 1/5 часть примеров от их общего числа.
 Оценка «3» ставится, если неверно выполнена 1/3 часть примеров от их общего числа.
 Оценка «2» ставится, если неверно выполнена 1/2 часть примеров от их общего числа.
Ознакомление с окружающим миром и развитие речи.
Проверочные работы имеют своей целью проверку усвоения изученного программного
материала (по всей теме или по определенному се разделу). Для проведения проверочных работ
учитель может отвести весь урок или его часть (10-15 минут).
Проверочные задания по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи направлены на
выявление:
• уровня представлений и знаний о предметах и явлениях ближайшего окружения, их
свойствах;
• уровня сенсорного и умственного развития;
• сформированности обобщенных представлений на основе выделения общих существенных
признаков;
• умения проводить сравнение двух и более предметов с установлением их общих и
отличительных признаков;
• умения рассказать о признаках предметов из своего ближайшего окружения по определенному
плану;
• умения узнавать в природе и на картинке цветы, деревья, кустарники, плоды, птиц, домашних и
диких животных;
• уровня развития речи, степени систематизации словаря;
• умения различать взаимное расположение предметов и обозначать эти отношения
соответствующими словами;
• умения работать по плану, инструкции, алгоритму;
• умения вести наблюдения, анализировать их и делать выводы;
• умения выбирать способ обследования предмета;
• умения давать полные ответы на вопросы об увиденном, о собственных впечатлениях,
наблюдениях и практической деятельности;
• умения описывать предметы, явления, излагать события или рассуждать о них в
определенной последовательности;
• уровня овладения навыками предметно-практической деятельности;
• умения составлять рассказы по сюжетной картине, по серии картинок, опорному слову,
образцу;
• выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
Виды проверочных работ.
Выбор вида проверочных работ определяется необходимостью проверки знаний, умений и
навыков учащихся по отдельным существенным вопросам изучаемой темы.

Основными видами проверочных работ по ознакомлению с окружающим миром и развитию
речи являются:
• устные и письменные ответы на вопросы с использованием справочного материала;
• составление рассказов по опорным словам, иллюстрируемым картинкой;
• составление рассказов по серии картинок;
• составление рассказов по серии сюжетных картинок, предлагаемых в нарушенной
последовательности;
• составление рассказов по сюжетным картинам;
• составление плана рассказа при помощи картинок;
• составление рассказов о наблюдениях в природе и за деятельностью человека по плану,
алгоритму;
• работа с деформированным предложением, текстом;
• пересказ по готовому образцу;
• решение речевых логических задач;
• работа по перфокартам;
• распределение (группировка) предметных картинок по заданным признакам,
• работа с лекалами, трафаретами, контурными изображениями;
• конструирование (аппликация) из палочек, геометрических фигур, природного
материала, бумаги, картона, дерева:
• выполнение коллективных работ по предварительно обсужденному замыслу,
• ролевой тренинг,
• выполнение тестовых заданий.
Речевая логическая задача - рассказ-загадка о явлениях природы, предметах ближайшего
окружения, ответ на которого может быть получен при уяснении связей и закономерностей между
рассматриваемыми предметами, явлениями, событиями. Решение логических задач активизирует
приемы умственной деятельности (сравнение, сопоставление, построение умозаключений),
стимулирует развитие словесно-логического мышления.
Проверка и оценка знаний и умений учащихся по ознакомлению с окружающим миром и
развитию речи.
Словесная оценка знаний и умений по предмету "Ознакомление с окружающим миром
и развитие речи" в 1 классе в соответствии с требованиями программы производится по результатам бесед, наблюдений, практических работ, дидактических игр.
Во 2 классе знания и умения учащихся по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи
оцениваются по результатам устного опроса, наблюдений и практических работ по перфокартам,
предметным и сюжетным картинам, индивидуальным карточкам.
Оценка устных ответов.
Оценка "5" ставится ученику, если он даст правильный, логически законченный ответ с
опорой на непосредственные наблюдения в природе и окружающем мире, на результаты
практических работ; раскрывает возможные взаимосвязи; умеет ориентироваться в тексте учебника
и находить правильные ответы, пользоваться планом, алгоритмом, применять свои знания на
практике; дает полные ответы на поставленные вопросы.
Оценка "4" ставится, если ответ в основном соответствует требованиям, установленным для
оценки «5», но ученик допускает отдельные неточности, нарушения логической
последовательности в изложении фактического материала, неполно раскрывает взаимосвязи или
испытывает трудности в применении знаний на практике. При оказании учителем обучающей
помощи эти недочеты ученик исправляет сам.
Оценка «3» ставится, если ученик усвоил учебный материал, но допускает фактические ошибки;
не умеет использовать результаты практических работ, затрудняется в установлении связей между
объектами и явлениями природы, между природой и человеком: излагает материал с помощью
наводящих вопросов учителя, частично использует в ответах результаты наблюдений,
ограничивается фрагментарным изложением фактического материала и не может
самостоятельно применять знания на практике, но с помощью учителя исправляет перечисленные
недочеты.

Оценка "2" ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного
материала, не справляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя, не отвечает
ни на один из поставленных вопросов или отвечает на них неправильно.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».