ПОЛОЖЕНИЕ О ШКОЛЬНОМ ЛОГОПЕДИЧЕСКОМ ПУНКТЕ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТ № 17 «ЮНЫЕ СПАСАТЕЛИ МЧС» I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ. 1. Логопедический пункт создан в соответствии с приказом № 333, сборника приказов № 21, 1988 г. «Инструктивно–методическим письмом» Министерства образования РФ от 14.12.2000г. 2. Логопедический пункт создан в целях оказания помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи, в освоении ими общеобразовательных программ (особенно по русскому языку). 3. Одна штатная единица учителя – логопеда предусматривает наличие 510 классов на 1 ступени начального общего образования данного образовательного учреждения, или двух классов для детей с ЗПР. Предельная наполняемость логопедического пункта – не более 20 человек на 1 ставку учителя - логопеда 4. Основными задачами логопедического пункта являются: осуществление диагностики речевого развития обучающихся; коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся; своевременное предупреждение и преодоление трудной в освоении обучающимися образовательных программ; взаимодействия с психолого-медико-педагогическими комиссиями города; распространение логопедических знаний среди педагогов и родителей с целью профилактики речевых нарушений у детей, а также для оптимизации процесса логопедического воздействия. 5. Основными направлениями деятельности логопедического пункта являются: - Диагностическое (осуществление мониторинга коррекционного процесса); - Коррекционно-развивающее (создание условий для эффективной коррекции и компенсации недостатков устной и письменной речи обучающихся); -Информационно-методическое (составление проектов индивидуальных маршрутов и компенсации речевых нарушений обучающихся, консультативная помощь, сбор информации о деятельности и ее анализ, организация и систематизация методического фонда логопедического кабинета. II. ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ. 1. На логопедический пункт зачисляются обучающиеся в начальных классах, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи на родном языке: Общее недоразвитие речи разной степени выраженности; Фонетическое нарушение; Фонематическое нарушение Фонетико-фонематическое недоразвитие речи; Нарушения чтения и письма, обусловленные общим, фонетикофонематическим, фонетическим и фонематическим недоразвитием речи. 2. В первую очередь в логопедический пункт зачисляются обучающиеся, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи, препятствующие их успешному освоению общеобразовательных программ. 3. Зачисление в логопедический пункт осуществляется на основе обследования речи обучающихся учителем-логопедом. Обследование осуществляется с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая, а также в течение года по необходимости. 4. Данные об исследовании обучающихся вносятся в журнал регистрации (ПРИЛОЖЕНИЕ 1). Зачисления в логопедический пункт обучающихся из числа обследованных и зарегистрированных производятся в течение всего года. 5. На каждого обучающегося, зачисленного на логопункт, учительлогопед заполняет речевую карту по форме (ПРИЛОЖЕНИЕ 2). 6. Группы обучающихся комплектуются с однородными нарушениями. Предельная наполняемость логопедического пункта в общеобразовательном учреждении 25 человек на одну ставку. 7. Выпуск обучающихся из логопедического пункта производится в течение всего учебного года после устранения у детей нарушений в развитии устной и письменной речи, что фиксируется в журнале регистрации. 8. Занятия проводятся как в урочное (кроме уроков русского языка и математики), так и во внеурочное время с учетом режима работы образовательного учреждения. 9. Основными формами организации логопедической работы являются индивидуальные и групповые занятия. Предельная наполняемость групп устанавливается в зависимости от характера нарушения в развитии устной и письменной речи обучающегося. 10. Периодичность групповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития: - групповые занятия – не менее 2 раз в неделю - индивидуальные занятия – 1 раз в неделю 11. Продолжительность группового занятия составляет – 40 минут. Продолжительность индивидуального занятия составляет – 20 минут. Темы групповых и индивидуальных занятий с обучающимися и учет их посещаемости отражаются в журнале логопедических занятий. 12. В случае необходимости уточнения диагноза обучающихся с нарушениями речи с согласия родителей (законных представителей) направляются учителем-логопедом в соответствующие лечебно- профилактические учреждения для обследования врачами специалистами (невропатологом, детским психиатром, отоларингологом, офтальмологом и т.д.) или психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК). 13. Ответственность за посещение обучающимися занятий в логопедическом пункте несут учитель-логопед, классный руководитель и руководитель общеобразовательного учреждения, родители детей, зачисленных на логопункт. 14. Учитель-логопед несет ответственность за организацию и своевременное выявление обучающихся с первичной речевой патологией и за комплектование групп. 15. Учитель логопед готовит ежегодный отчет о количестве обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи в общеобразовательном учреждении и результатах обучения в логопедическом пункте по форме (ПРИЛОЖЕНИЕ 4) 16. Распределение рабочего времени учителя-логопеда осуществляется следующим образом: 75% - работа с детьми, 15% — консультативнометодическая работа, 10% - работа с документацией. 17. На логопункте ведется следующая документация: -журнал регистрации первичного логопедического обследования; -журнал учета проведения индивидуальных и групповых логопедических занятий; -речевые карты; -годовой план деятельности логопеда; -календарно - тематические планы групповых занятий; -индивидуальные рабочие тетради; -аналитическая справка по результатам деятельности за год; -расписание занятий и циклограмма использования рабочего времени; III. КАДРОВОЕ, МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ, ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ. 1. Администрация школы выделяет кабинет площадью, отвечающей санитарно-гигиеническим нормам. Логопедический кабинет обеспечивается специальным оборудованием (ПРИЛОЖЕНИЕ 5). 2. Методическое руководство логопедическим пунктом при школеинтернат № 17 осуществляется заместителем директора по УВР школы. ПРИЛОЖЕНИЕ № 1. Журнал регистрации первичного логопедического обследования (заполняется учителем-логопедом после обследования обучающихся). № п\п Фамилия, имя обучающегося, дата рождения Класс Дата обследо вания Медицинское заключение Заключение учителялогопеда Принятые меры ПРИЛОЖЕНИ № 2. Логопедический пункт средней школе – интерната №17 г. Верхняя Салда Логопед: Семенова Светлана Ивановна РЕЧЕВАЯ КАРТА 1. Ф., И., возраст ______________________________________________________________________________ 2. Класс ____ Дата зачисления на логопункт. 3. Речевая среда и соц.условия __________________________________________________________________ 4. Состояние здоровья _________________________________________________________________________ 5. Общий анализ: беременность ____________ роды________________________________________________ Перенесенные заболевания _____________________________________________________________________ Раннее речевое развитие: норма, бурно, с задержкой, прерывисто, с какого времени замечено нарушение _____________________________________________________________________________________________ 6. Состояние общей и мелкой моторики: норма, нарушение переключения, темпа переключения, невозможность удержания позы, наличие гиперкинезов, синкинезий, не выполнение проб. 7. Состояние артикуляционного аппарата: а) анатомическое строение: без отклонений, с отклонениями________________________________________ б) Функциональное состояние: удержание позы – по словесной инструкции, по подражанию, не выполняет; амплитуда движений – полная, неполная, в замедленном темпе; наличие тремора, гиперкинезов, синкинезий, саливаций; движения выполняет правильно, не выполняются. в) Динамическая организация движений: движения активные, вялые; объем движений полный, неполный; замена движений; гиперкинезы, синкинезии, саливация; последовательное переключение с одного движения на другое, застревание на одном движении. Г) Мимическая мускулатура – норма, объем движений ограничен, движения не выполняются; носогубная складка – выражена, не выражена, ассиметрична; наличие гиперкинезов, синкинезий, саливации. Поражение Ч.М.Н. отсутствует, наблюдается. 8. Голос______________________________________________________________________________________ Темп речи____________________________________________________________________________________ Интонация____________________________________________________________________________________ Разборчивость речи____________________________________________________________________________ Просодика сформирована без отклонений, с отклонениями___________________________________________ ______________________________________________________________________________________________ 9. Звукопроизношение: норма отсутствие____________________________________________________________________________________ искажение____________________________________________________________________________________ замена_______________________________________________________________________________________ смешение_____________________________________________________________________________________ сближение артикуляционных укладов_____________________________________________________________ 10. Слоговая структура слов не искажена, искажена________________________________________________ 11. Фонематический слух: различие звуков в норме; смешение звуков по артикуляционным признакам ________________________________________________, по акустическим признакам______________________________________________________________________, смешение слов по звуковому сходству_____________________________________________________________. 12. Фонематическое восприятие: - выделить гласный в начале слова: утка_________ в конце слова: гуси_______ в середине слова: кит_____ - выделить согласные в начале слова: шары______ в конце слова: мак______ - какой по счету звук (о) в слове кошка,______ (н) в слове танк______. - сколько звуков в слове рак, мыло, лампа; назови их последовательно._______________________________ ___________________________________________________________________________________________ 13. Состояние словаря: импрессивная речь сформирована, сформирована недостаточно; активный словарь развит,ограничен______________________________________________________________________________ 4. Состояние грамматического строя: норма_____________________________________________________, Аграмматизм в порядке и последовательности употребления слов в высказывании, нарушения согласования, управления ___________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________ 15. Письмо. Специфические ошибки: - замены гласных__________________________________________________________________________ - согласных_____________________________________________________________________________ - пропуски гласных_____________________________________________________________________ - пропуски согласных___________________________________________________________________ - пропуски слогов________________________________________________________________________ - перестановки букв______________________________________________________________________ - перестановки слогов___________________________________________________________________ - добавления__________________________________________________________________________ - недописывания слогов_________________________________________________________________ - раздельное написание слов_______________________________________________________________ - слитное написание слов________________________________________________________________ - замены слов по ситуации________________________________________________________________ - замены слов по звуковому сходству_______________________________________________________ - пропуски слов_________________________________________________________________________ - нарушения согласования_________________________________________________________________ - нарушения управления__________________________________________________________________ - неправильное обозначение границ предложения, их отсутствие________________________________ _________________________________________________________________________________________ - замены букв по количеству элементов______________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ - замены букв по пространственному расположению___________________________________________ -дезорфография____________________________________________________________________________ 16. Чтение: неусвоение букв, побуквенное чтение, послоговое чтение; искажения звуковой структуры слова; чтение медленное, беглое; интонационно окрашенное, невыразительное; осознанное, неосознанное. _______________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________ 17. Результаты психолого-педагогического наблюдения ______________________________________________ _____________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ 18. Логопедическое заключение: _____________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________. 19.Рекомендации: _______________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________. Перспективный план работы : _______________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________ 22. Динамика коррекционной работы: _____________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________ 23.Результаты исправления речи: _____________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________ ПРИЛОЖЕНИЕ № 3. ПРЕДЕЛЬНАЯ НАПОЛНЯЕМОСТЬ ГРУПП ОБУЧАЮЩИХСЯ, ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ В РАЗВИТИИ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ. Группы обучающихся С общим недоразвитием речи С нерезко выраженным общим недоразвитием речи (НВОНР) С фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФН) и фонематическим недоразвитием речи (ФН) С недостатками чтения и письма, обусловленными общим недоразвитием речи С недостатками чтения и письма, обусловленными фонетикофонематическим (фонематическим) недоразвитием речи Заикающиеся С недостатками произношения отдельных звуков Предельная наполняемость Общеобразовательное учреждение, расположенное в городе До 4 До 5 До 6 До 5 До 6 До 4 До 7 ПРИЛОЖЕНИЕ № 4 ЦИФРОВОЙ ОТЧЕТ О КОЛИЧЕСТВЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ В РАЗВИТИИ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ, В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ И РЕЗУЛЬТАТАХ ОБУЧЕНИЯ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОМ ПУНКТЕ ЗА __________________УЧЕБНЫЙ ГОД Нарушения устной речи ОНР Выявлено Зачислено Выпущено Оставлено для продолжения работы Выбыло 1 класс ФФНР Фонематиче ское НР ФНР Нарушения письменной речи 2-4 классы ООП АООП НОО НОО Итого ПРИЛОЖЕНИЕ № 5 СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОГО ОБОРУДОВАНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПУНКТА 1.Настенное зеркало для логопедических занятий (50х100) 2.Зеркало для индивидуальной работы 3.Логопедические зонды, шпатели (набор) 4.Учебно-методические пособия 5.Настольные игры, игрушки, конструкторы 6.Умывальник 7.Классная доска 8.Шкафы для пособий 9.Стол канцелярский 10. Стул 11. Комплект «парта-стул» 12. Набор дисков, аудиокассет 13. Телевизор 14. Компьютер – 1 шт. - 6 шт. - 1 шт - 1 шт. -1 шт. - 1 шт. - 1 шт. - 1 шт. - 6 шт. -1 шт - 1 шт. - 1 шт. Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)