РП профсамоопределение 9 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ВЕРХНЕСАЛДИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
Муниципальная бюджетная общеобразовательная школа-интернат
«Общеобразовательная школа-интернат среднего общего образования № 17
«Юные спасатели МЧС»

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

Педагогический совет № 1

Директор средней школыинтернат №17

Протокол № 1

________________________

от «30» августа 2023 г.

Самойленко Н.Ю.
Приказ №_207
от «__30__» августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Профсамоопределение»
9 класс

Верхняя Салда
2023-2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Подготовка подрастающего поколения к созидательному труду на
благо общества - важнейшая задача всей образовательной системы
государства. Ее успешное осуществление связано с постоянным поиском
наиболее совершенных путей трудового воспитания и профессиональной
ориентации. Передовой педагогический опыт, результаты научных
исследований показывают, что только комплексный подход к решению
вопросов трудового самоопределения
молодежи способствует успеху
профориентационной деятельности.
Профессиональная ориентация - это государственная по масштабам
экономическая по результатам, социальная по содержанию, педагогическая
по методам сложная и многогранная проблема. Профориентация содействует
рациональному распределению трудовых ресурсов общества в соответствии
с интересами, склонностями, возможностями личности и потребностями
народного хозяйства в кадрах определенных профессий.
В выпускных классах дети сосредотачиваются на профессиональном
самоопределении. Оно предполагает самоограничение, отказ от
подростковых фантазий, в которых ребенок мог стать представителем любой
профессии. Старшекласснику приходится ориентироваться в различных
профессиях, что совсем не просто, поскольку в основе отношения к
профессии чаще всего лежит не свой собственный, а чужой опыт, т.е.
сведения, полученные от родителей, друзей, знакомых и т.п.
Этот опыт обычно абстрактен, он не пережит, не выстрадан. Кроме
того, нужно верно оценить свои собственные возможности: уровень учебной
подготовки, здоровье, материальные условия семьи и главное - свои
способности и склонности.
Современная экономическая и политическая обстановка заставляет
предъявлять все более высокие требования к индивидуальным
психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения
кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность,
усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм,
выносливость и ответственность.

В связи с этим огромное внимание необходимо уделять проведению
целенаправленной профориентационной работы среди молодежи и
школьников, которая должна опираться на глубокое знание всей системы
основных факторов, определяющих формирование профессиональных
намерений личности и пути ее реализации.
Профориентация - это научно обоснованная система социальноэкономических,
психолого-педагогических,
медико-биологических
и
производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностноориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и
склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе
профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в
условиях
рынка,
многоукладности
форм
собственности
и
предпринимательства. Она реализуется через учебно-воспитательный
процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.
На современном этапе можно выделить следующие основные
проблемы, мешающие полноценной профориентационной работе:
1. Неопределенность целей профессионального самоопределения.
2. Отсутствие общепринятых (признаваемых разными слоями общества)
образов жизненного и профессионального успеха.
3. Слабое взаимодействие профориентационной науки с представителями
смежных наук и сфер познания.
4. Явно
недостаточное
время,
отведенное
в
школах
для
профориентационной работы.
5. Слабое вовлечение в эту работу родителей учащихся.
6. Слабое внимание к профориентации (особенно школьной) различных
социальных институтов.
Данная программа предполагает хотя бы частичное решение названных
проблем и направлена на учащихся 9-х классов основной школы, их
профессиональное определение после окончания основной школы.
Главная цель данной программы: формирование у учащихся
профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным
способностям каждой личности и запросам общества в кадрах, его
требованиям к современному труженику.
Сопутствующие цели:

 оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе
выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной
деятельности.
 выработка у учащихся сознательного отношения к труду,
профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы
деятельности
в
соответствии
со
своими
возможностями,
способностями и с учетом требований рынка труда.
Задачи:
 актуализировать
процесс
профессионального
самоопределения
школьников за счет активизации их психологических ресурсов;
 обеспечить системой сведений о мире современных профессий;
 развить способности адаптироваться в реальных социальноэкономических условиях.
Нормативно-правовое обеспечение программы:
 Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 г. № 273 – ФЗ;
 Государственная программа Российской Федерации «Развитие
образования» на 2013-2020 годы;
 Конвенция о правах ребенка;
 Конституция Российской Федерации;
 Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации»;
 Федеральный
государственный
стандарт
по
организации
профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы
деятельности
(профессии)
трудоустройства,
прохождения
профессионального
обучения
и получения
дополнительного
профессионального образования (Приказ Министерства труда и
социальной защиты РФ от 23.08.2013 №380-н);
 Локальный акт «Положение о структуре, порядке разработки и
утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов,
дисциплин (модулей)»;
 Постановление Министерства труда и социального развития
Российской Федерации от 27.09.1996 № 1 «Об утверждении Положения
о профессиональной ориентации и психологической поддержке
населения в Российской Федерации»;

 Приказ от 01.09.2018 г. №____ «Об утверждении общеобразовательной
программы МБОУ СШ № 1 им. М.М. Пришвина».
Рабочая программа составлена на основе программы предпрофильной
подготовки учащихся «В поисках своего призвания» Кудряшовой С.В.
Основной формой организации образовательного процесса является
урок.
Предусмотрено
проведение
следующих
типов
уроков:
комбинированный, урок изучения нового материала, урок контроля знаний,
урок – практикум, урок – исследование, урок – обобщение.
Технология обучения: дифференцированное обучение, личностноориентированное обучение, развивающее обучение, ИКТ, проблемное
обучение.
Данная программа предполагает тематический и итоговый виды
контроля знаний. В качестве форм контроля предусматриваются устный
или письменный опрос, а также практические работы и тестовые задания.
Предусмотрено безоценочное обучение.
Программа включает в себя теоретическую и практическую части,
рассчитана на 35 часов.
Планируемый уровень подготовки обучающихся 9-х классов на
конец учебного года в соответствии с требованиями, установленными
федеральными
государственными
образовательными
стандартами,
заключается в том, чтобы выпускник знал:
 роль адекватной самооценки при выборе профессии и в
профессиональной последующей деятельности;
 понятие о личности, направленности, структуре, потребностях
личности; социально-типические и индивидуально-психологические
качества личности;
 приемы анализа индивидуальных особенностей личности;
 сущность понятий профессиональные интересы, склонности,
способности, их значимость в профессиональной деятельности;
 природные свойства нервной системы; эмоциональные состояния
личности;
 ограничения при выборе некоторых профессий, обусловленных
свойствами нервной системы;

 роль эмоций в профессиональной деятельности человека;
 понятие о психических процессах и их роли в профессиональной
деятельности; понятие о профессиональной деятельности и ее
субъекте;
 понятие о специальности и квалификации работника;
 требования к качествам личности при выборе профессии; о
возможностях личности в профессиональной деятельности;
 характеристику профессий и специальностей;
 понятие о личном профессиональном и жизненном плане, способы его
составления и обоснования.
 основные понятия, принципы и направления анализа рынка труда;
 факторы, влияющие на уровень оплаты труда;
 виды и формы получения профессионального образования;
 виды учреждений профессионального образования.
По окончании курса учащиеся должны уметь:
 сопоставлять свои способности и возможности с требованиями
профессии;
 составлять и обосновывать профессиональный личный план с учетом
профессий и специальностей с точки зрения их восстребованности.
 использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни.

Программа реализуется с использованием методического комплекса:
1. Грецов А.Г., Попова Е.Г. Выбери профессию сам. Практикум /
Информационно – методические материалы для подростков. – СПб.,
СПбНИИ физической культуры, 2005 . – 36 с.
2. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения,
опросники (8 – 11 классы). – М.: ВАКО, 2005. – 288 с. (Педагогика.
Психология. Управление).
3. Рогов Е.И. Выбор профессии: Становление профессионала. – М.: изд-во
ВЛАДОС – ПРЕСС, 2003. – 336 с: – ил. – (Азбука психологии);
4. Смирнова Е.Е. На пути к выбору профессии. – СПб.: КАРО, 2003. – 176
с. – (Материалы для специалиста образовательного учреждения).

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В жизни каждого человека появляется момент, когда он вынужден
задуматься о своем будущем. И вопрос о поиске, выборе профессии является
одним из центральных и в этом смысле судьбоносном, так как задает «тон»
всему дальнейшему профессиональному пути. Каждый может научиться
многим разным делам, однако, не все сразу. И приходится делать выбор. За
краткостью слов «выбор профессии» стоит планирование, обдумывание
профессионального жизненного пути. И речь идет о самом его начале –
«профессиональном старте».
Подростковый возраст – зачастую последний период обучения
большинства детей в школе. Вот почему вопросы, касающиеся личностной и
социальной зрелости старших подростков, анализ их субъективных
представлений о своей будущей профессии имеют первостепенное значение.
Процесс профессионального самоопределения – чрезвычайно значимый в
этом возрасте момент личностного развития. При правильном выборе
индивидуальные особенности подростка совпадут с требованиями
профессии. Помочь ребенку правильно решить проблему профессионального
выбора, призвана профориентация.
Участие в профориентации и помощь в обоснованном выборе
профессии – одна из важнейших сторон работы педагога. Создание данной
программы по профориентации обусловлено так же и тем, что, как
показывает опыт прошлых лет, одной компьютерной диагностики
недостаточно.
К сожалению, у современных школьников отсутствуют адекватные
представления о том, что такое профессиональная пригодность и как она
формируется, из-за неумения оценить свои способности и возможности,
соотнести их с миром профессий.
Недостаточность знаний, неинформированность о мире современных
профессий затрудняют выбор своего жизненного пути подросткам. По
данным различных исследований, девятиклассники могут назвать в среднем
лишь 20-26 профессий.
В современном обществе актуально и остро встает проблема
конкретной педагогической помощи детям в их профессиональном
самоопределении. Одна из задач педагога – дать человеку средства для

разрешения его личностных проблем, связанных с профессиональным
самоопределением.
Работа педагога включена в общую систему профориентационных
мероприятий, проводящихся в школе. Формирование профессиональных
намерений
обучающихся
проходит
через
информационно
–
просветительскую работу, направленную на развитие профильной культуры
учащихся.
Программа по профориентации дает учащимся возможность
сопоставить потенциальное профессиональное «хочу» и «могу», перенести
ситуацию этого сопоставления на проблему выбора дальнейшего выбора.
Профориентация — это научно обоснованная система социальноэкономических,
психолого-педагогических,
медико-биологических
и
производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностноориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и
склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе
профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в
условиях
рынка,
многоукладности
форм
собственности
и
предпринимательства.
Учебный предмет «Профориентация» нацелен сообщать учащимся
определенные знания о профессиях; раскрывать социальные, экономические
и психологические стороны профессий; информировать учащихся о путях
овладения избранными профессиями; формировать ценностные ориентации,
стойкие профессиональные интересы и мотивы выбора профессии. Успех
профориентационной работы на уроке во многом зависит от умения учителя
связать профориентационный материал с программным, сформировать
положительное отношение у обучающихся к тому или иному виду
деятельности, от его знаний и владения методами обучения.Цель данной
программы состоит в том, чтобы оказать помощь подрастающему поколению
в выборе профессии с учетом интересов, склонностей, индивидуальных
особенностей и потребностей. Практически это означает, что подросткам
нужно дать знания о профессиях вообще и о выбираемой в частности, помочь
в формировании их интересов и склонностей, в осознании ими своих
способностей и наиболее разумном их применении. И здесь не играет роли,
какую профессию – умственную или физического труда – выбирает
подросток: и в том и в другом случае он нуждается в профориентационной
помощи.

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Курс «Профориентация» расчитан на один год обучения в 9-х классах.
Общая недельная загрузка в учебном году – 1 час. Настоящая программа
составлена на 34 часа в соответствии с учебным планом школы и является
программой базового уровня обучения в 9-м классе.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОНКРЕТНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты освоения учебного предмета:
 соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями
конкретной профессии;
 составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его;
 использовать приёмы самосовершенствования в учебной и трудовой
деятельности;
 анализировать информацию о профессиях по общим признакам
профессиональной деятельности, а также о современных формах и
методах хозяйствования в условиях рынка;
 пользоваться сведениями о путях получения профессионального
образования.

Метапредметные результаты освоения учебного предмета:
 развить самостоятельность;
 оценить собственные возможности, способствует овладению
учащимися умениями получать из разнообразных источников и
критически осмысливать социальную информацию;
 систематизировать, анализировать полученные данные;
 освоить способы познавательной, коммуникативной, практической
деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского
общества и правового государства.
Предметные результаты осовения учебного предмета:
 значение профессионального самоопределения, требования к
составлению личного профессионального плана;
 правила выбора профессии;
 понятие о профессиях и о профессиональной деятельности;
 понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда,
а так же психофизиологических и психологических ресурсах личности








в связи с выбором профессии: понятие о темпераменте, ведущих
отношениях
личности,
эмоционально-волевой
сфере,
интеллектуальных способностях, стилях общения;
значение творческого потенциала человека, карьеры;
о смысле и значении труда в жизни человека и общества;
о современных формах и методах организации труда;
о сущности хозяйственного механизма в условиях рыночных
отношений;
о предпринимательстве;
о рынке труда.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Раздел I. Выбор профессионального пути – начало жизненного
успеха (2 часа).
Данный раздел является вводным в учебный курс и посвящен
изучению причин возникновения профориентации, истории по созданию
бюро по подбору профессий в России и за рубежом, особенностям
профессионального самопределения молодежи на современном этапе.
В качестве формы контроля по данному разделу предусматриваются
практические работы в форме эссе.
Раздел II. Мир профессий и его многообразие (3 часа).
Данный раздел посвящен изучению следующих терминов:
«профессия», «должность», «профессиограмма». Раздел включает в себя
ознакомление с требованиями к индивидуальным особенностям
специалистов, с требованиями к профессиональной подготовке,
медицинскими противопоказаниями и т.д. Раздел посвящен изучению
классификации профессий, а также предлогает практические занятия с
использованием психологических тестов.
В качестве формы контроля по данному разделу предусматриваются
устный и письменый опросы.
Раздел III. Секреты выбора профессии (2 часа).
Данный раздел нацелен на изучение мотивов, внешних и внутренних
социальных факторов
выбора профессии. Также раздел посвящен
рассмотрению типичных ошибок при выборе будущей профессии.
В качестве формы контроля по данному разделу предусматриваются
устные опросы.
Раздел IV. На пути к самопознанию (7 часов).
Данный раздел направлен на изучение внутриличностных
особенностей учащихся с помощью теоретического материала и
практических работ в виде психологических тестов. Данный раздел включает

изучение роли нервной системы и темперамента в профессиональной
деятельности, а также роли эмоционально-волевых качеств личности,
самооценки.
В качестве формы контроля по данному разделу предусматриваются
устные и письменные опросы учащихся.
Раздел
V.
Интересы,
склонности
профессиональном выборе (7 часов).

и

способности

в

Раздел посвящен изучению собственных интересов учащихся
с
помощью методики «карта интересов», а также рассмотрению понятия
«склонности». Раздел предполагает рассмотрение общих и специальных
способностей, научение учащихся разбираться в своих способностях с
помощью опросника профессиональных предпочтений. Данный раздел
предусматривает отдельное рассмотрение таких тем, как интеллектуальные
способности,
способности
к
офисным
видам
деятельности,
предпринимательству и социальной работе.
В качестве формы контроля по данному разделу предполагаются
устные и письменные опросы учащихся, а также практические задания в
форме психологических тестов.
Раздел VI. Профессиональная пригодность (4 часа).
Раздел нацелен на анализ взаимосвязи здоровья и выбора профессии, а
также на изучение понятий «профессионально важные качества» и
«профессиональная
пригодность».
Раздел
включает
рассмотрение
специфических профессионально важных качеств для разных типов
профессий.
Также
рассматривается
вопрос
об
ограничениях
профессиональной пригодности при различных заболеваниях.
В качестве формы контроля по данному разделу предусматриваются
устные опросы.
Раздел VII. Современный рынок труда и его требования к
профессионалу (4 часа).
Раздел посвящен определению рынка труда, его особенностям и
модели. Спрос и предложение на рынке труда. Также к рассмотрению
предлагаются темы самопрезентации, грамотному составлению резюме,
успешному прохождению интервью (правила поведения на собеседовании).

В качестве формы контроля по данному разделу предусматриваются
устные опросы и практические задания в форме эссе.
Раздел VIII. Возможности
образования в России (4 часа).

получения

профессионального

В
данном
разделе
акцентируется
внимание
на
видах
профессионального образования в России, а также на учебных заведениях
начально, среднего, высшего профессионального образования в Липецкой
области.
В качестве формы контроля по данному разделу предусматриваются
устные и письменные опросы, а также практические задания в виде
сочинения-рассуждения.
Раздел IX. Личный профессиональный план (1 час).
В разделе освящается вопрос о том, как составить профессиональный
план по схеме Е.А. Климова, как получить хорошую работу и произвести
приятное впечатление на работодателя. Также данный раздел включает
итоговое занятие по профориентации.
В качестве формы контроля по данному разделу предусматривается
опрос учащихся.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№

Наименование темы

Колво
часов

Основные виды учебной
деятельности

Выбор профессионального пути – начало жизненного успеха (2 часа).
1

Введение в курс. Из истории
профориентации.

1

Ознакомление с
целями и задачами
курса. Изучение
нового материала.

2

Особенности профессионального
самоопределения молодежи на
современном этапе.

1

Изучение нового
материала.
Постановка и
решение проблем.
Анализ, выдвижение
гипотез и их
обоснование.

Мир профессий и его многообразие (3 часа)
3

Что такое профессия?

1

Изучение нового
материала.
Рассуждение, анализ.

4

Ориентация в мире профессий –
классификация профессий.

1

Изучение нового
материала.

5

Диагностика типа профессии по
методике академика Е.А. Климова.

1

Практическая работа
по осознаю своих
личностных
особенностей.
Анализ. Рефлексия.

Секреты выбора профессии (2 часа).
6

Мотивы и основные условия выбора
профессии.

1

Изучение нового
материала.
Рассуждение, анализ.

7

Типичные ошибки при выборе
профессии.

1

Изучение нового
материала.
Рассуждение,
выдвижение гипотез и
их обоснование.

На пути к самопознанию (7 часов).
8

Хорошо ли я себя знаю?

1

Рефлексия.
Рассуждение.

9

Свойства нервной системы и
темперамента в профессиональной
деятельности

1

Изучение нового
материала.

10

Определение типа личности и
темперамента с помощью методики
Айзенка.

1

Практическая работа
по осознаю своих
личностных
особенностей.
Анализ. Рефлексия.

11

Самооценка и уровень притязаний.

1

Изучение нового
материала.

12

Эмоционально-волевые качества
личности в профессиональной
деятельности.

1

Изучение нового
материала.

13

Диагностика свойств эмоциональной и
волевой сфер.

1

Практическая работа
по осознаю своих
личностных
особенностей.
Анализ. Рефлексия.

14

Что такое стресс. Понятие
«эмоциональное выгорание».

1

Изучение нового
материала.

Интересы, склонности и способности в профессиональном выборе
(7 часов).
15

Интересы и склонности в выборе
профессии.

1

Изучение нового
материала

16

Карта интересов и склонностей.
Психодиагностика.

1

Практическая работа
по осознаю своих
личностных
особенностей.
Анализ. Рефлексия.

17

Возможности человека в
профессиональной деятельности, или
как разобраться в своих способностях?

1

Изучение нового
материала, анализ,
обобщение,
рефлексия.

18

Интеллектуальные способности и
успешность в профессиональной
деятельности.

1

Изучение нового
материала. Анализ.
Рефлексия.

19

Способности к профессиям
социального типа.

1

Изучение нового
материала,
рассуждение.

20

Способности к офисным видам
деятельности.

1

Изучение нового
материала,
рассуждение.

21

Способность к предпринимательской
деятельности.

1

Изучение нового
материала,
рассуждение.

Профессиональная пригодность (4 часа).
22

Здоровье и выбор профессии.

1

Изучение нового
материала.

23

Что такое профессиональная
пригодность?

1

Изучение нового
материала,
рассуждение.

24

Ограничение профессиональной
пригодности при различных
заболеваниях.

1

Рассуждение,
выдвижение гипотез и
их обоснование.

25

Специфические профессионально
важные качества для разных типов
профессий.

1

Рассуждение, анализ,
выдвижение гипотез
и их обоснование.

Современный рынок труда и его требования к профессионалу (4 часа).
26

Рынок труда. Потребности рынка
труда в кадрах.

1

Изучение нового
материала.

27

Имидж и этикет современного
делового человека.

1

Изучение нового
материала.

28

Самопрезентация. Правила поведения
на собеседовании.

1

Изучение нового
материала.
Обобщение. Синтез.

29

Резюме: структура и содержание.

1

Практическая работа
по отработке навыков
составления резюме.

Возможности получения профессионального образования в России
(4 часа).
30

Виды профессионального образования
в России.

1

Изучение нового
материала.
Рассуждение и
обобщение.

31

Высшее профессиональное
образование Свердловской области.

1

Классификация,
анализ, обобщение.

32

Получение среднего
профессионального образования в
родном городе.

1

Классификация,
анализ, обобщение.

33

Получение среднего
профессионального образования в
городе Нижний Тагил.

1

Классификация,
анализ, обобщение.

Личный профессиональный план (2 часа).
34

Профессиональный план. Диагностика
работоспособности.

Итого: 34 часа

1

Изучение нового
материала. Познание
своих индивидуальноличностных
особенностей.

ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНОТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ОТНОШЕНИЙ
Для реализации учебной программы необходимы следующие учебнометодические средства:
1.
Возрастная психология: детство, отрочество, юность / под ред.
В.С. Мухина, А.А. Хвостов. – М.: Изд. Центр «Академия», 2007.
2.
Зеер, Э.Ф. Психология профессий. – М.: Изд-во «Академия»,
2003.
3.
Климов, Е.А. Введение в психологию труда. – М.: Изд. Центр
«Академия», 2004.
4.
Пряжников,
Н.С.
Профессиональное
и
личностное
самоопределение. – М.: Изд-во: «Институт практической психологии», 2000.
5.
Резапкина, Г.В. Я и моя профессия. – М.: Изд-во «Генезис», 2000.
6.
Технология. 9 класс: материалы к урокам раздела
«Профессиональное самоопределение» по программе В.Д. Симоненко / авт.сост. А.Н. Бобровская.- Волгоград: Учитель, 2009.- 171с.
7.
Учебники: Твоя профессиональная карьера: учеб. Для 8-9 кл.
общеобразоват. учреждений М.С. Гуткин, П.С. Лернер, Г.Ф Михальченко и
др. под ред. С.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной – 3 – е изд. – М.:
Просвещение, 2008 – 159 с.
8.
Человек и профессия. Образовательный курс профессиональной
направленности. Методическое пособие для учителя с электронным
содержанием сопровождением курса / авт. Сост: Л.Н. Бобровская , О.Н.
Просихина, Е.А. Сапрыкина; под ред. Н.Н. Рождественской. 2-е изд.; доп.М.: Глобус, 2008. -101 с. – (Профессиональная школа).
Требования к материально-техническим условиям реализации
программы профессиональной ориентации школьников на ступени основного
общего образования определяются необходимостью наличия на уроках:
компьютера, мультимедийного проектора, стимульного материала к
методикам, комплектов презентаций к некоторым урокам, словарей и
справочников.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
 Сформированное у учащегося действия целеполагания, позволяющее
на основе анализа ситуации неопределенности или недоопределенной
ситуации предположить наиболее вероятные варианты исхода
ситуации и наиболее эффективные способы действования.
 Сформированная способность учащихся к анализу объектов
нематериальной и материальной культуры, выделению существенных и
несущественных признаков объекта, построению модели объекта, ее
фиксации в знаковой форме.
 Сформированные рефлексивные действия:
 способность контролировать свои действия в соответствии с
заданным алгоритмом или ориентируясь на ключевые индикаторы,
характеризующие результативность производимых действий;
 способность оценивать ситуацию, выбирать эффективные стратегии
поведения в ситуации – выбирать адекватно ситуации способы
осуществления преобразующей деятельности для получения
наилучших результатов;
 способность определять каких инструментальных средств или
способов деятельности не достает для решения поставленной перед
собой задачи и спроектировать собственную образовательную
траекторию, позволяющую овладеть недостающими способами
деятельности или инструментальными средствами.
 Выпускник основной школы сможет:
 проектировать с помощью тьютора или подготовленного педагога
собственную индивидуальную образовательную траекторию
(маршрут);
 устанавливать образовательную коммуникацию со сверстниками и
взрослыми носителями необходимой информации и эффективных
способов осуществления познавательной деятельности с целью
получения и освоения образовательным контентом;
 работать с открытыми источниками информации (находить
информационные ресурсы, выбирать и анализировать необходимую
информацию) о рынке труда, трендах его развития и перспективных
потребностях экономики региона проживания учащегося и страны в

целом в кадрах определенной квалификации для принятия решения
о выборе индивидуального и профессионального маршрута.
 совместно
с
педагогами
составить
индивидуальную
образовательную программу в соответствии с требованиями,
определяемыми выбором будущей профессии;
 выбрать индивидуальный и профессиональный маршрут для
реализации индивидуальной образовательной программы.

Приложение № 1
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
9 КЛАССА
№

Наименование разделов и тем

Количество
часов

Дата проведения
План
Факт

Выбор профессионального пути – начало жизненного успеха (2 часа).
1
Введение в курс. Из истории
1
профориентации.
2 Особенности профессионального
1
самоопределения молодежи на
современном этапе.

3
4
5

6
7

8
9

10

11

Мир профессий и его многообразие (3 часа)
Что такое профессия?
1
Ориентация в мире профессий –
1
классификация профессий.
Диагностика типа профессии по
1
методике академика Е.А.
Климова.
Секреты выбора профессии (2 часа).
Мотивы и основные условия
выбора профессии.

1

Типичные ошибки при выборе
1
профессии.
На пути к самопознанию (7 часов).
Хорошо ли я себя знаю?
1
Свойства нервной системы и
темперамента в
профессиональной деятельности.
Определение типа личности и
темперамента с помощью
методики Айзенка.
Самооценка и уровень
притязаний.

1

1

1

12

13
14

Эмоционально-волевые качества
личности в профессиональной
деятельности.
Диагностика свойств
эмоциональной и волевой сфер.
Что такое стресс. Понятие
«эмоциональное выгорание».

1

1
1

Интересы, склонности и способности в профессиональном выборе
(7 часов).
15 Интересы и склонности в выборе
1
профессии.
16

Карта интересов и склонностей.
Психодиагностика.

1

17

Возможности человека в
профессиональной деятельности,
или как разобраться в своих
способностях?

1

18 Интеллектуальные способности и
успешность в профессиональной
деятельности.

1

19

Способности к профессиям
социального типа.

1

20

Способности к офисным видам
деятельности.

1

21

Способности к
предпринимательской
деятельности.

1

Профессиональная пригодность (4 часа).
22

Здоровье и выбор профессии.

1

23

Что такое профессиональная
пригодность?

1

24

Ограничение профессиональной
пригодности при различных

1

заболеваниях.
25 Специфические профессионально
важные качества для разных
типов профессий.

1

Современный рынок труда и его требования к профессионалу (4 часа).
26 Рынок труда. Потребности рынка
1
труда в кадрах.
27

Имидж и этикет современного
делового человека.

1

28

Самопрезентация. Правила
поведения на собеседовании.

1

29

Резюме: структура и содержание.

1

Возможности получения профессионального образования в России
(4 часа).
30

Виды профессионального
образования в России.

1

31

Высшее профессиональное
образование Липецкой области.

1

32

Получение среднего
профессионального образования в
городе Ельце.

1

33

Получение среднего
профессионального образования в
городе Липецке.

1

Личный профессиональный план (2 часа).
34

Профессиональный план.
Диагностика работоспособности.

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».