Мир вокруг нас

Муниципальная бюджетная общеобразовательная школа-интернат
«Общеобразовательная школа-интернат среднего общего образования № 17
«Юные спасатели МЧС»
Центр естественнонаучной и технологической направленности «Точка
Роста»
Принята на заседании

Утверждаю

педагогического совета

Директор средней

средней школы-интернат № 17

школы-интернат № 17

Протокол № 1 от 30.08.2023

___________Самойленко Н.Ю.
30.08.2023 г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
естественнонаучной направленности по биологии «Мир вокруг нас».
Возраст обучающихся: 10 -14 лет
Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:
Каменская Е.В.,
учитель химии и биологии

2023 год

Пояснительная записка.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
(далее ДООП) «Мир вокруг нас» разработана в соответствии с Федеральным
законом от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
1.1 Направленность
ДООП
«Мир вокруг нас»
имеет
естественно-научную
направленность и может реализовываться как в начальном, так и в среднем
звене.
1.2. Актуальность программы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
(далее ДООП) «мир вокруг нас» разработана на основе следующих
документов:
1.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
2.
Федеральный государственный образовательный стандарт
основного общего образования (утверждён приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897) (в
ред. от 21.12.2020)
3.

Профессиональный

стандарт

«Педагог (педагогическая

деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем,
среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)» (в ред. от 16.06.2019).
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. №
544н, с изменениями, внесёнными приказом Министерства труда и соцзащиты
РФ от 25 декабря 2014 г. № 1115н и от 5 августа 2016 г. № 422н
6.
Профессиональный
стандарт
«Педагог
дополнительного
образования детей и взрослых». Приказ Министерства труда и социальной
защиты РФ от 5 мая 2018 г. № 298н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»
7.
Постановление
Российской Федерации от
правил СП 2.4. 3648-20
организациям воспитания
молодёжи».

Главного государственного санитарного врача
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных
«Санитарно-эпидемиологические требования к
и обучения, отдыха и оздоровления детей и

8.
Распоряжение Минпросвещения России от 01.03.2019 № Р-20 «Об
утверждении методических рекомендаций по созданию мест, в том числе
рекомендации к обновлению материально-технической базы, с целью
реализации основных и дополнительных образовательных программ
цифрового, естественно-научного, технического и гуманитарного профилей в
образовательных организациях, расположенных в сельской местности и
малых городах».
9.
Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями
по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных программ, способствующих социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей
с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с
учетом их особых образовательных потребностей»);
10. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года».
Люди всегда стремятся к прекрасному. Но в свою очередь в современных
условиях мир должен спасти красоту. Каждый житель Земли должен глубоко
сознавать, что растения и природа – это не органическое тело человека, и надо
поддерживать это “тело” в чистоте, красоте и здравии. В наше стремительное
время очень актуальным становится общение с природой, привитие любви к
родному краю, формирование эстетического вкуса. Программа имеет особое
значение в формировании у учащихся целостного взгляда на окружающую нас
социальную и природную среду, места человека в ней, его биологическую и
социальную сущность.
1.3 Отличительные особенности программы синтез различных
образовательных областей в интегрированные циклы занятий для
полноценного умственного развития школьников. В содержание курса
включены сведения о таких методах познания природы, как наблюдение,
измерение, моделирование; даются сведения о приборах и инструментах,
которые человек использует в своей практической деятельности. Содержание
программы строится на основе системно - деятельностного подхода.
Вовлечение учащихся в разнообразную деятельность является условием
приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения,
формирования ответственности как черты личности. Широкое применение

нашли в работе технические средства обучения: компьютеры, диктофоны,
телефоны, цифровой аппарат.
1.4 Адресат программы
Программа рассчитана на 1 год обучения и адресована ученикам 5-8
классов.
Система набора в группу:
Набор обучающихся в группу является свободным. Зачисление детей в
группы производится по заявлению родителя (законного представителя)
несовершеннолетних учащихся и подписанию ими согласия на обработку
персональных данных и при наличии сертификата дополнительного
образования.
Максимальное количество обучающихся в одной группе – 10 человек.
1.5 Режим занятий
Продолжительность одного академического часа – 40 минут.
Общее количество часов в неделю – 1 час.
1.6 Объем программы – 34 часа. Программа рассчитана на 1 год
обучения.
1.7

Особенности организации образовательного процесса:

Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, с
учетом возраста к пройденного материалу на новом, более сложном
творческом уровне. Очень важным представляется тренировка работы в
коллективе и развитие самостоятельной работы.
Теоретический материал при реализации программы
небольшими порциями с использованием игровых ситуаций;

подается

для закрепления и проверки уровня усвоения знаний применять
рефлексивные интерактивные упражнения;
практические задания составлять так, чтобы время на их выполнение не
превышало 20 минут;
для понимания учащимися сущности биологических явлений в
программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов,
проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно
воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать
наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной

деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к
предмету.
1.8 Форма обучения:
Форма обучения - очная.
Для решения обучающих, развивающих и воспитательных задач
используются формы обучения:
Фронтальная форма: предусматривает подачу учебного материала всему
коллективу учеников.
Индивидуальная
форма:
-предполагает
самостоятельную
работу
обучающихся. Она предполагает оказание такой помощи каждому из них со
стороны педагога, которая позволяет, не уменьшая активности ученика,
содействовать выработке навыков самостоятельной работы.
Групповая форма: в ходе групповой работы учащимся предоставляется
возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе
принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга,
учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Групповая
работа позволяет выполнить наиболее сложные и масштабные работы с
наименьшими временными затратами, так как каждый обучающийся может
научиться выполнять разные этапы при работе над проектами. Особым
приемом при организации групповой формы работы является ориентирование
учеников на создание так называемых «творческих пар» или подгрупп с
учетом их возраста и накопленных знаний.
1.9 Формы итоговой аттестации
Форма аттестации учащихся по данной программе итоговая проектная
работа. Запланированы участия в конкурсах, результаты которых также
являются оценочной единицей.

2.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮШЕЙ
ПРОГРАММЫ

2.1 Цель программы
Цель программы – формирование компетентности учащихся путём
усвоения системы интегрированных знаний о природе и человеке, основ
экологической грамотности обучающихся средней школы, развитие ценных
качеств по отношению к природе.
2.2 Задачи программы Личностные:
-

формирование общественной активности личности, гражданской
позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового
образа жизни.;

-

формирование социального опыта школьника;

-

осознание элементарного взаимодействия в системе «человек – природа –
общество»;

-

воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения
в ней;

-

развитие

навыков

коллективной

работы,

воспитание

понимания

эстетический ценности природы, объединение и организация досуга
учащихся метапредметные:
-

развитие мотивации к научно - исследовательскому виду деятельности;

воспитание потребности
в
саморазвитии,
самостоятельности,
ответственности, активности, аккуратности; образовательные
-

(предметные:)
-

развитие познавательного интереса к окружающему миру и связи в нём; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей в процессе проведения наблюдений за живыми
организмами, постановки биологических экспериментов, работы с
различными источниками информации;

-

создание условий для углубления и расширения знаний по биологии,
развития мышления, формирования интеллектуальных умений и опыта
творческой учебно-познавательной деятельности;

-

создание благоприятных условий для развития одаренных и способных
детей, дальнейшее содействие в их совершенствовании;

3.
СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Для реализации содержания программы дополнительного образования
рекомендуется использование следующих форм организации занятий: урок,
инструктаж, практическое занятие, беседа, внеурочное занятие, викторина,
олимпиада, соревнование, квест, познавательная игра, научно-практическая
конференция. При этом количество аудиторных часов должно составлять не
более 40% от всего программного материала.
Виды деятельности: познавательная, игровая, проблемно-ценностное
общение.
Содержание курса направлено на формирование универсальных
учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и
коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в
исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные
действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать,
наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать,
защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал
и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где
преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли,
аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и
сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.
3.1 Учебный (тематический) план
Учебно-тематический план
Темы
1 Биология – наука о живой природе.

Количество
часов
3

2 В мире флоры и фауны

3

3 Мир ребусов

4

4 Овощи и фрукты

4

5 Красная книга

4

Формы контроля
Устный опрос
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание

6

Мир цветов

4

7

Наши пернатые

4

8

Биоценозы.

4

9 Экологические факторы жизни на
Земле
Итого:

4

Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание

34 часа

Календарно-тематическое планирование
№ Дата

Тема занятия

Форма занятия

Наглядные пособия и
технические средства

Вводное занятие.
Биология – наука
о живой природе.

беседа

Презентация

«Занимательная
биология»,
удивительные
факты

Коллективная работа

Презентация

3

В мире флоры и
фауны.

Игра: Биологическое лото

6 конвертов, жетоны

4

Час ребусов.

Коллективная работа

Карточки с ребусами

5

Родина овощей.

Игра – путешествие с
Игровые поля, бочонки
культурными растениями.
для лото

6

Памятники
овощам
и
фруктам
(удивительные
растения)

Познавательное занятие

1

2

7

8
9
10
11

По
страницам
Красной книги.
Экологический
турнир «В союзе
с природой»

Устный журнал
Викторина

Экологический турнир

Презентация с
изображением
памятников овощам и
фруктам, вошедшим в
«горячую десятку»
Иллюстративный
материал, презентации.
Презентация для
турнира

12

В океане вокруг
нас

13

Познавательно —
Познавательно —
интеллектуальная
интеллектуальная игра
игра «Люди,
Жетоны, презентация с
звери,
названиями конкурсов,
рыбы,
картинками, медали
птицы на Земле
должны
ужиться!»
Оформление
Коллективная творческая
Ватман
газеты
работа
«Удивительные
животные»

14

15
16

17

Викторина
«Узнай меня»

18

Работа
над
проектом
«Берегите птиц»

19
Всемирный день
кошек.

Экологический турнир

презентация

Игра

Презентация с
разбивкой по группам

Групповая

Презентация

Защита проектной работы,
посвященной
Всемирному Дню Кошек
(1 марта)

Презентация
Фотографии

20

Легенды о цветах.

Круглый стол

Сообщения

21

Викторина «Час
цветов»

Викторина

Иллюстративный
материал

22

Оформление
стенда
«Тайны
мира цветов»
«Бабочек»

Творческая мастерская

Фотографии, рисунки

23

Своя игра «Тропа
загадок»

Своя игра

Презентация с
разбивкой на группы

24

Комнатные
растения.
Цветы на моей
клумбе

Доклад учащихся
Материалы проекта
«Школьный дворик»

25

Биологическая
викторина.

26

Птицы
леса.
Презентация, викторина.
Праздник птиц.

27
28

29
30

31

Командная игра

в

Экологические
факторы
жизни на
Земле.

Фильм по краеведению

Игра

Иллюстративный
материал

Экскурсия

В окрестностях села

Поле чудес
«Удивительный
мир птиц»
Экскурсии
природу.

Презентация с
разбивкой по группам

Экскурсии по
микрорайону

32
33
34

Итоговое
занятие
Викторина «Загадки
природы»

Презентация,
сообщения

3.2 Содержание учебного (тематического) плана
1. Биология – наука о живой природе
Ознакомление с
планом
массовыми мероприятиями;

работы,

видами

деятельности,

учебные принадлежности для работы, правила поведения и техника
безопасности;
моделирование и оценивание различных ситуаций поведения в школе и других
общественных местах.
2. В мире флоры и фауны
3. Мир ребусов.
Оформление газеты «Биология в ребусах». Игра:
Биологическое лото. 4. Овощи и фрукты. Родина овощей и фруктов.
Памятники овощам и фруктам. Плоды. Происхождение культурных
растений Познавательная игра «Винегрет – шоу».

5.
Красная книга. По страницам Красной книги. Экологический турнир «В
союзе с природой». Исчезающие виды растений и животных. Заказники и
заповедники.
6.
Мир цветов. Легенды о цветах. "Виртуальное путешествие в страну
Растений-Легенд". Загадки о цветах. Оформление стенда «Тайны мира
цветов». Викторина «Час цветов».
7.
Наши пернатые. Птицы леса. Птичьи дети. Поле чудес «Удивительный
мир птиц»
Биоценозы. Флора и фауна водоёмов. Флора и фауна леса.
Экологические факторы жизни на Земле.
Экологические связи в живой природе. Живые существа, которым угрожает
исчезновение. Способы охраны природы.
Разведка экологических загрязнений в микрорайоне Народная Стройка.
Проект «Экология малой родины». Акция. «Мы в борьбе за чистоту на
планете». Чистка родников и колодцев в микрорайоне.
4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты:
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения
общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать
конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему
конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех
людей
правила
поведения (основы
общечеловеческих
нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила
поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметные результаты.
Регулятивные УУД:
- Учиться высказывать своё предположение (версию).
- Учиться работать по предложенному учителем плану.

- Учиться отличать, верно, выполненное задание от неверного.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного
с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в
доп. источниках информации.
-Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой
жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать
предметы и их образы.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно
пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и
письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и
следовать им.
-Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Обучающийся научится:
•

выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;

•

применять теоретические знания при общении с живыми организмами и
в практической деятельности по сохранению природного окружения;

•
ухаживать за культурными растениями и домашними животными
(посильное участие);
•

предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные
примеры);

•

наблюдать предметы и явления природы;

•

оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков,
рисунков, описаний, выводов;

•

подготовить доклад, презентацию;

•

ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы.

5. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
5.1 Условия реализации программы.
Материально-техническое обеспечение.
Для реализации настоящей программы требуется:
Натуральные объекты
Гербарии
Основные группы растений
Коллекции
Голосеменные растения
Семена и плоды
Комплекты микропрепаратов
Приборы
Раздаточные
Микроскоп
Демонстрационные
Набор химической посуды и принадлежностей по биологии для
демонстрационных работ
Лупа ручная
Технические средства обучения
Компьютер.
Проектор.
Настенная доска.
5.2 Кадровое обеспечение.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мир
вокруг нас»
может
реализовываться
педагогами дополнительного
образования, педагогами биологии и химии.

5.3 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся рассматривается как
неотъемлемая часть образовательного процесса, так как позволяет всем его
участникам оценить реальную результативность их совместной творческой
деятельности.
Фронтальный и индивидуальный опрос.
Отчеты по лабораторным работам.
Творческие задания.
Промежуточная аттестация (декабрь) проводится по итогам обучения за
первое полугодие. Итоговая аттестация (май) проводится по окончании курса
обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе «Мир вокруг нас» и включает в себя методику проверки
теоретических знаний, практических умений и навыков обучающихся.
В основу оценивания результатов промежуточной и итоговой аттестации
положена трехуровневая система, состоящая из высокого, среднего и низкого
уровня.
Критерии оценки
результативности
определяются
педагогом дополнительного образования таким образом, чтобы можно было
определить отнесенность обучающегося к одному из трех уровней.
Результаты промежуточной аттестации заносятся в листы «Протокола
промежуточной
аттестации обучающихся» в отдельной графе буквами: «В» - высокий уровень,
«С»
средний
уровень,
«Н»
низкий
уровень.
Результаты итоговой аттестации так же фиксируются в «Протоколе итоговой
аттестации обучающихся» в отдельной графе буквами: «В» - высокий уровень,
«С» - средний уровень, «Н» - низкий уровень, который является одним из
документов отчетности и хранится у администрации Учреждения. Копии
протоколов промежуточной и итоговой аттестации вкладываются в журналы
учета работы творческого объединения.

Анализ результатов промежуточной и итоговой аттестации обучающихся
производится по следующим показателям: низкий уровень «Н» - показатель
достижений, который свидетельствует об отсутствии систематической
базовой подготовки, о том, что обучающимся не освоено даже и половины
планируемых результатов, которые осваивает большинство обучающихся, о
том, что имеются значительные пробелы в знаниях, дальнейшее обучение
затруднено. При этом обучающийся может выполнять отдельные задания
повышенного уровня. Данная группа обучающихся требует специальной

диагностики затруднений в обучении, пробелов в системе знаний и оказании
целенаправленной помощи в достижении более высокого (базового) уровня;
средний уровень «С» - показатель достижений, который свидетельствует об
освоении учебных действий с опорной системой знаний в рамках диапазона
(круга) выделенных задач. Овладение средним (или базовым) уровнем
является необходимым и достаточным условием для продолжения обучения
по данной программе;
высокий уровень «В» - показатель достижений, который свидетельствует об
усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного
овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте и
сформированности интересов по выбранному профилю. Обучающиеся,
демонстрирующие высокий уровень образовательных достижений по
общеразвивающей программе, могут быть вовлечены в различные виды
проектно- исследовательской деятельности, участие в конкурсах повышенной
сложности и сориентированы на продолжение дальнейшего обучения в
данном направлении.
Так же уместна бальная система оценки:
Для оценивания личностного роста обучающихся может применяется
трехуровневая система оценивания:
Высокий уровень (3 балла) Обучающийся без особого труда определяет по
картинкам атласа определителя и в природе представителей животного и
растительного мира по видам, аргументируя свой выбор, соотносит со средой
обитания. Знает характерные признаки, связно и последовательно отвечает на
вопросы. Проявляет стойкий интерес и эмоционально выраженное отношение
к миру природы в целом. Правильно и уверенно отвечает на вопросы: «Такой
ли получен результат?», «Правильно ли это делается?»), находит ошибки в
работе и их исправляет;
Средний уровень (2 балла) Обучающийся иногда допускает незначительные
ошибки при определении представителей животного и растительного мира по
видам, в основном соотносит со средой обитания. Свой выбор не всегда
аргументирует. Знает характерные признаки, но иногда допускает неточности
в ответах, иногда ответы бывают слишком краткими. Проявляет интерес и
эмоционально выражает своё отношение к миру природы в целом. Пытается
ответить на вопросы: «Такой ли получен результат?», «Правильно ли это
делается?»); не всегда находит ошибки в своей работе;
Уровень ниже среднего. (1 балл) Ребёнок часто допускает ошибки при
определении представителей животного и растительного мира по видам, не

всегда аргументирует свой выбор, не всегда соотносит со средой обитания.
Затрудняется назвать характерные признаки и не отвечает на вопросы. Не
проявляет и не выражает своё отношение к миру природы в целом. Не отвечает
на вопросы: «Такой ли получен результат?», «Правильно ли это делается?»);
не находит ошибки в своей работе.
Список литературы для педагога
1. Акимушкин В. Мир животных. М.: Просвещение, 1971. 136с.
2. Банников В.Г., Рустамов П.Н. Охрана природы. М.: ВАКО,1977. 2003с.
3. Бибик С.В. Природа и экологические проблемы Кузбасса.
Кемерово: Академия развития,1993. 195с.
4. Баранник Н.В. Природа-наш дом. М.: Учитель,1984.302с..
5. Вернандский В.И. Размышления натуралиста. М.: МЕДИА,1977. 265с.
6. Герасимов В.Г География Кузбасса. Кемерово: Учитель,1974. 243с.
7.Грачев В. Наш родной край .Птицы Кузбасса. Кемерово: Грамматика,1999.
153с.
8 .Губанов С. Дикорастущие полезные растения. М.: Лира,1982. 257с.
9.Зорькина Т.Г. Школьникам о лесе. Кемерово: Кристалл,1971. 172с 10.
Ильечев И.В. , Соловьев Л.И. География Кемеровской области. Кемерово:
Пионер,1999. 301с.
11.Клауснитцер С.В.Экология городской фауны.М.: Аквариум,1990. 218с.
12. Ковригина Е.Н.,Фомина С.В. Растительный мир Кузбасса и его охрана.
Кемерово: Инструкция, 1995. 153с.
13.Козлов М.А.,Олигер, И.М. Школьный атлас-определитель беспозвоночных.
М.: РИПОЛ, 1992. 24с.
14.Комнанцева А.В. Поэтический образ природы в детском рисунке.
Новосибирск: Салют,1998. 84с.
15.Новиков В.С.,Г.убанов, И.А. Шкльный атлас –определитель насекомых. М.:
Просвещение,1985. 26с.

16 . Ротанова И.В. Рациональное природопользование и охрана окружающей
среды.Тамбов.: Парус,1996. 95с.
17. Радеев В.А. Экологические сказки. Волгоград: Смена, 2003. 69с.
18.Чижов В. Школа защиты природы.М.: Учитель,1982. 175с.
Список литературы для учащихся
1. Баранников Л. Природа – наш дом. М.: Учитель, 1984. 120с.
2. Горькова Л.Г., Кочергина О.Л., Обухова, Л.А. Сценарий занятий по
экологическому воспитанию дошкольников. М.: ВАКО, 2007. 240с.
3. Голицина Н.С. Экологическое воспитание дошкольников: перспективное
планирование работы с детьми 3-7 лет. М.: Мозаика- Синтез, 2006. 40с.
4. Радеев В. А. Экологические сказки. Волгоград: «Смена», 2003. 69с.
5. Тарабанина Т.Н., Соколова, Е.И. И учеба, и игра: Природоведение.
Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия
развития, 1998. 240с. 10
5. Шуке ,К. Удивительные способности животных. М.: Мир книги, 2006.
317с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».