Приложение
к Адаптированной
основной образовательной
программе начального
общего образования для
обучающихся с задержкой
психического развития,
утвержденной
приказом N 207от
30.08.2023
Рабочая программа
коррекционного курса
«Логопедические занятия»
для 1 – 4 класса
обучающихся с ЗПР
(вариант 7.2)
Составитель:
Семенова
Светлана
Ивановна,
учитель - логопед
г. Верхняя Салда
2023
Аннотация
к рабочей программе коррекционного курса «Логопедические занятия»
для 1 дополнительного – 4 класса обучающихся с ЗПР (вариант 7.2)
Нормативно-правовая основа разработки коррекционного курса
«Логопедические занятия»
• Конституция РФ
• Конвенция о правах ребёнка
• Закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ» от 21.12.2004г. № 170-ФЗ
• Федеральный
закон
«Об
образовании
в
Российской
Федерации»
от29.12.2012г.№273-Ф3;
• Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N
373 с изменениями и дополнениями от: 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря
2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая, 31 декабря 2015 г.
• Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (приказ Минобрнауки
России от19.12.2014г. №1598);
• Примерная основная образовательная программа начального общего образования,
одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)
•
Федеральная образовательная программа начального общего образования (ФОП
НОО), утвержденная приказом Министерства просвещения от 18.05.2023 г. № 372
•
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального
общего образования обучающихся с задержкой психического развития, одобренная
решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию
(протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15);
• Устав Муниципальной бюджетной общеобразовательной школы-интерната
«Общеобразовательной школы-интерната среднего общего образования №17 «Юные
спасатели МЧС»;
• Адаптированная основная образовательная программа начального общего
образования обучающихся с задержкой психического развития Муниципальной
бюджетной общеобразовательной школы-интерната «Общеобразовательной школыинтерната среднего общего образования №17 «Юные спасатели МЧС»
• Положение о логопедическом пункте средней школы – интернат № 17.
Общая характеристика курса
Курс «Логопедические занятия» является обязательным для реализации и
относится к коррекционно-развивающей области. Он направлен на исправление
различных недостатков речевого развития у школьников, получающих образование в
соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, ПрАООП НОО обучающихся с ЗПР,
вариант 7.2. Логопедическая работа с обучающимися нацелена на удовлетворение их
особых образовательных потребностей, обозначенных в указанных документах.
В соответствие с ПрАООП НОО обучающихся с ЗПР цель логопедических занятий
состоит в диагностике, коррекции и развитии всех сторон речи (фонетикофонематической, лексико-грамматической, синтаксической), связной речи.
Основными направлениями логопедической работы является:
•
диагностика и коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация и
дифференциация звуков речи);
•
диагностика и коррекция лексической стороны речи (обогащение словаря, его
расширение и уточнение);
•
диагностика и коррекция грамматического строя речи (синтаксической структуры
речевых высказываний, словоизменения и словообразования);
•
коррекция диалогической и формирование монологической форм речи, развитие
коммуникативной функции речи (развитие навыков диалогической и монологической
речи, формирование связной речи, повышение речевой мотивации, обогащение речевого
опыта);
•
коррекция нарушений чтения и письма;
•
расширение представлений об окружающей действительности;
•
развитие познавательной сферы (мышления, памяти, внимания и др.
познавательных процессов).
Предлагаемая программа коррекционного курса предполагает вариативность, что
нашло отражение в задачах, содержании и планируемых результатах работы.
Общая цель логопедических занятий1 заключается в диагностике, коррекции и
развитии всех сторон речи (фонетико-фонематической, лексико-грамматической,
синтаксической), а также связной устной и письменной речи.
Курс «Логопедические занятия» представляет особую значимость для учащихся с
задержкой психического развития (далее ЗПР) поскольку у данной категории детей
наблюдается большая распространенность комплексных речевых нарушений, своеобразие
речи, проявляющееся в недостаточности или нарушении развития ее компонентов, что
приводит к трудностям освоения учебного материала. Описание особенностей речевого
развития детей с ЗПР (Р.Д. Тригер, Н.А.Цыпина, С.Г. Шевченко, Е. В. Мальцева, Н.Ю.
Борякова и др.) констатирует у них смазанную, недостаточно отчетливую речь, что
связано с малой подвижностью артикуляционного аппарата, частые нарушения
звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, отсутствие практических
речевых обобщений, бедность и слабую дифференцированность словаря, слабость
регулирующей функции речи.
В соответствии с ПрАООП определяются общие задачи курса:
постановка, автоматизация, дифференциация звуков речи;
восполнение пробелов в формировании фонематических процессов;
обогащение словаря, его расширение и уточнение;
коррекция недостатков грамматического строя речи;
улучшение возможностей диалогической и формирование монологической речи;
совершенствование коммуникативной функции речи;
повышение мотивации речеговорения;
обогащение речевого опыта;
профилактика и коррекция нарушений чтения и письма.
В 1 дополнительном классе обозначенные задачи конкретизируются
следующим образом:
– устранение недостатков звукопроизношения (постановка нарушенных звуков, их
автоматизация и дифференциация в слогах, словах и предложениях);
– введение поставленных звуков в самостоятельную речь;
обогащение лексики (синонимы, антонимы, омонимы, слова с переносным значением,
обобщающие слова);
дифференциация слов на категории предметов, действий, признаков;
формирование способности давать определения словам;
формирование (закрепление) умения дифференцировать мягкие и твердые, звонкие и
глухие согласные, составлять схемы слов, находить ударение;
овладение умением обозначать мягкость согласных на письме;
1
В соответствии с примерной адаптированной основной общеобразовательной программой
(ПрАООП) обучающихся с ЗПР.
профилактика и коррекция нарушений письма и чтения с помощью работы над
звукобуквенным и слоговым анализом и синтезом,
грамматическим
структурированием словосочетаний и предложений, усвоением способов
суффиксального и префиксального словообразования, автоматизацией навыков
флексийного словоизменения, использованием форм множественного числа;
умение понимать интонационную окраску высказывания;
умение работать с простым текстом (определять главную мысль, озаглавливать);
умение поддерживать и моделировать бытовой диалог;
формировать начальные умения монологического высказывания.
Коррекционно-развивающее значение курса
Включение курса «Логопедические занятия» в качестве обязательного для всех
получающих образование по варианту 7.2 является значимым нововведением в
содержание образования младших школьников указанной группы, обоснованным
спецификой речевого развития обучающихся.
У большинства обучающихся с ЗПР наблюдаются нарушения как импрессивной,
так и экспрессивной речи, недостаточность не только спонтанной, но и отражённой речи.
Импрессивная речь характеризуется малой дифференцированностью речеслухового
восприятия, неразличением смысла отдельных слов, тонких оттенков речи.
Экспрессивной речи этих детей свойственны нарушения звукопроизношения,
бедность словарного запаса, недостаточная сформированность грамматического строя,
наличие грамматических стереотипов, аграмматизмов, речевая инактивность. Нарушения
связной речи у детей с ЗПР проявляются в значительных трудностях пересказа и при
составлении различных видов рассказов. Детям доступен пересказ лишь небольших
объемов текста, при этом уменьшается количество смысловых звеньев, нарушаются связи
между отдельными предложениями текста, типичны неоправданные повторы и паузы. Все
это сочетается с недостаточной сформированностью системы произвольной регуляции,
основных мыслительных операций, знаково-символической функции мышления,
разнообразными нарушениями и/или дефицитами развития психофизических функций
(дисфункциями): ослабленной памятью, плохой концентрацией и распределением
внимания, недостаточной сформированностью пространственных представлений,
зрительно-моторной координации и пр.).
Курс «Логопедические занятия» способствует не только речевому развитию, но и
коррекции указанных нарушений, совершенствованию познавательной деятельности и
системы произвольной регуляции, удовлетворению общих и специфических
образовательных потребностей.
В классе могут оказаться школьники с разной степенью выраженности речевой
патологии. Поэтому содержание, форма организации логопедических занятий (групповые,
подгрупповые, индивидуальные) будут определяться спецификой конкретного класса и
зависеть от возможностей Образовательной организации.
Содержание программы курса «Логопедические занятия» разработано на основе
методических пособий, созданных известными учеными в области отечественной
логопедии и с учетом имеющихся методических рекомендаций по обучению детей с ЗПР.
Курс реализуется на протяжении всего периода начального образования и
позволяет последовательно и постепенно преодолевать речевую инактивность и речевые
нарушения обучающихся, а также обусловленные ими разнообразные трудности в
обучении, развивать коммуникативную компетентность.
Логопедические занятия направлены на профилактику нарушений чтения и письма
и позволяют повысить интерес и мотивацию к учению, обеспечивают условия для
дальнейшего социального и личностного развития, способствуют предупреждению
школьной дезадаптации и отклонений в формировании личности, помогают лучшему
усвоению учебной информации.
Содержание курса «Логопедические занятия» состоит из разделов, направленных
на профилактику и коррекцию нарушений чтения и письма, что достигается работой
над звуко-слоговым и звуко-буквенным составом слова с повышенным вниманием к
дифференциации звуков и сходных по написанию букв, над слоговой структурой слова,
выделением ударных и безударных слогов.
Помимо групповой коррекционной работы для данной категории детей
предусмотрена индивидуальная работа, когда осуществляется коррекция недостатков
звукопроизношения.
Развитие и коррекция лексической стороны речи происходит за счет
расширения объема словаря параллельно с расширением представлений об окружающей
действительности и преодолением недостатков познавательной деятельности. Работа по
уточнению значений слов осуществляется в рамках выделенных лексических тем, особое
внимание уделяется переводу слов из пассивного словаря в активный. Развитие
мыслительных операций происходит за счет использования метафорических выражений,
через обучение умению учитывать контекст предложений для понимания омонимов,
обогащение словаря учащихся синонимами и антонимами.
Развитие и коррекция грамматического строя речи происходит
преимущественно в процессе порождения связного высказывания (пересказ рассказ на
заданную тему, свободное высказывание). Осуществляется поэтапное формирование
речевых предпосылок, определяющих овладение правилами словоизменения и
словообразования.
Развитие и коррекция диалогической и формирование монологической форм
речи является важным направлением работы. При обучении диалогу необходимо
моделирование коммуникативных ситуаций, а также проведение различных упражнений:
ответно-вопросных (научить учащихся ответным высказываниям, подхватыванию мысли
собеседника и т.д.), инициативных для оречевления наглядной ситуации (Игры
«Справочное бюро», «Что в магазине?»), ситуативных, моделирующих тематические или
проблемные ситуации (словесное описание, инсценирование). Коррекционную роль
играет и учебная беседа.
Развивая
монологическую
речь,
необходимо
подбирать
упражнения,
предусматривающие постепенное увеличение объема речевого материала и его
усложнение по двум линиям: во-первых, должен быть предусмотрен переход от менее
распространенных фраз к более распространенным; во-вторых – от изложения
небольшого количества эпизодов к постепенному их увеличению с выражением
разнообразных логических связей. Начинать необходимо с опоры на наглядную ситуацию,
затем на предшествующий опыт, а дальше – к самостоятельным высказываниям,
учитывающим контекст ситуации.
Логопедический мониторинг реализуется с использованием рекомендаций и
методического материала
Г. В. Чиркиной, О.Е. Грибовой, Р.И. Лалаевой, О.Б.
Иншаковой, О.А. Ишимовой и др.
В логопедическом обследовании детей оцениваются: звукопроизношение,
состояние фонематических процессов и слоговой структуры слова, словарный запас,
грамматический строй речи, связное высказывание, а также неречевые процессы,
определяющие успешность овладения письмом и чтением (повторение ритмов, праксис
позы, зрительно-моторная координация, пространственная ориентировка).
Значение курса в общей системе коррекционно-развивающей работы
Содержание курса «Логопедические занятия» включает в первую очередь занятия,
направленные на профилактику и коррекцию нарушений письма и чтения.
Курс «Логопедические занятия», составляет значительную часть содержания
программы коррекционной работы, направленной на преодоление недостатков развития.
Его роль велика и для успешной социализации, формирования сферы жизненной
компетенции.
Профилактика и своевременная коррекция нарушений чтения и письма
потенциально способствует общему повышению учебной успешности. Развитие
фонематических процессов (фонематического слуха, представлений, навыков звукового
анализа и синтеза) на коррекционных логопедических занятиях позволит младшим
школьникам с ЗПР усвоить программный материал по русскому языку. Все задания на
развитие лексики и грамматического строя речи, которые использует логопед на
коррекционных занятиях в работе с младшими школьниками с ЗПР, способствуют
развитию операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, коррекции недостатков
произвольной памяти, внимания. В ходе выполнения заданий на анализ звукового состава
слова, синтез слов из звуков и слогов, подсчет количества слов в предложении,
использование различных классификаций звуков и букв, объяснения значений слов
совершенствуется мыслительная деятельность, формируются предпосылки логического
(понятийного) мышления.
Обучение умениям монологического высказывания способствует усвоению
программного материала по учебным предметам «Литературное чтение», «Окружающий
мир».
При усвоении программного материала по учебному курсу «Логопедические
занятия» обучающиеся приобретают умения ориентироваться в задании и производить его
анализ, обдумывать и планировать предстоящую работу, следить за правильностью
выполнения задания, рассказывать о проделанном и давать ему оценку, что
совершенствует систему произвольной регуляции деятельности.
Курс «Логопедические занятия», составляет значительную часть содержания
программы коррекционной работы. Его роль велика и для успешной социализации,
формирования сферы жизненной компетенции. При реализации данного курса
выполняются рекомендации, удовлетворяющие специфические образовательные
потребности обучающихся по варианту 7.2.
Новый материал преподносится предельно развернуто, предлагаются предписания
(алгоритм), определяющий порядок действий. Задействуются различные анализаторы при
изучении звуков и буквы: слуховой, зрительный, кинестетический (написание букв в
воздухе, принятие телесной позы, сходной с изучаемой буквой, написание букв на
шершавой поверхности: песок, манка, поиск буквы в «зашумленном» изображении).
Усилена возможность практического оперирования предметами, а также
реализация собственных действий: прохлопывание, выкладывание графических схем
фишками, полосками, кубиками, выполнение шагов при прослушивании предложений и
определении в нем количества слов, работа с разрезной азбукой, слоговыми таблицами,
абаком и пр.
В ход занятия включены задания и упражнения, способствующие стимулированию
познавательной активности, развитию мыслительных операций на речевом материале
(выделение четвертого лишнего, установление закономерности, ребусы, анаграммы и др.)
с учетом достигнутого уровня познавательной деятельности (при низком уровне задания
предлагаются только на иллюстративном материале).
Систематически повторяется пройденный материал для автоматизации навыка,
упрочения связей между языковыми единицами, используя приемы актуализации
имеющихся знаний (визуальная опора, памятка).
Применяемый словарный материал постоянно уточняется, пополняется,
расширяется путем соотнесения с предметами, явлениями окружающего мира.
Предусмотрена пошаговость при формировании учебного действия, навыка.
Например, звуко-буквенный анализ начинается с выделения звуков и лишь потом
используется моделирование звукового состава слова (с последующим декодированием).
Учитель-логопед использует дозированную помощь, учить детей обращаться за
помощью, осознавать возникновение трудности. Облегчена техническая сторона
выполнения заданий на самостоятельное письмо по образцу.
На занятиях обучающиеся:
проговариваривают совершаемые действия в «громкой речи»: «Я пишу…(петлю,
палочку, букву)», «Я составляю схему слова», «Я придумываю предложение» и т.п. Если
ученик затрудняется, то используется сопряженное проговаривание, затем отраженное с
постепенным переходом к самостоятельному высказыванию;
периодически отвечают на вопросы о цели выполняемых действий: «Зачем мы
делим слово на слоги?» – «Чтобы хорошо слышать звуки», «Зачем нам надо четко
слышать звук?» – «Чтобы найти нужную букву», «Что будет, если написать не ту букву в
слове» – «Получится другое слово» и т.п.;
В качестве наглядного материала использоуются рисунки с четкими контурами,
яркие, контрастные, реалистичные.
Общеразвивающая функция логопедических занятий заключается в том, что
логопед:
поясняет значение слов, не только абстрактного, но и конкретного характера,
поскольку обучающиеся с ЗПР могут понимать их неверно (орлица орала);
обучает приемам самоорганизации, в том числе в ходе выполнения заданий на
самостоятельное письмо (слушаем, а потом пишем);
реализует принцип пошаговости: разделим слово на слоги, продиктуем первый
слог, запишем, теперь второй слог и т.п.;
учит приемам опосредованного запоминания, например, создавая схематические
символические изображения для воспроизведения текста.
Место курса в учебном плане
Коррекционный курс «Логопедические занятия» входят в коррекционноразвивающую областью и, согласно требованиям Стандарта, является обязательной
частью внеурочной деятельности.
Данный курс представлен групповыми
логопедическими занятиями.
Рабочая программа коррекционного курса «Логопедические занятия» рассчитана
на 66 часов (2 часа в неделю, 33 учебных недели) в 1 дополнительном классе, во 2-4
классах – по 68 часов (2 часа в неделю, 34 недели). По решению образовательной
организации курс «Логопедические занятия», проводимый в групповом формате, включен
в расписание занятий.
Длительность логопедических занятий в соответствии с рекомендациями ПрАООП
растет постепенно: с 25-30 минут в сентябре-октябре до 35 минут в ноябре-декабре и 40
минут, начиная со второго полугодия 1 дополнительного класса.
Индивидуальная диагностика речевого развития в соответствии с выделенными
направлениями проводится учителем-логопедом, в первой четверти за счет
нераспределенных часов из расчета 1 час на обучающегося.
Планируемые результаты изучения коррекционного курса
«Логопедические занятия»
В соответствие с ФАООП НОО обучающихся с ЗПР результаты освоения
коррекционного курса «Логопедические занятия» должны отражать формирование и
развитие различных видов устной речи (разговорно-диалогической, описательноповествовательной) на основе обогащения знаний об окружающей действительности;
обогащение и развитие словаря, уточнение значения слова, развитие лексической
системности, формирование семантических полей; развитие и совершенствование
грамматического строя речи, связной речи; коррекция недостатков письменной речи
(чтения и письма).
Результатом посещения курса «Логопедические занятия» должно явиться
преодоление типичных недостатков устной и профилактика нарушений чтения и письма.
Поэтому уже при организации обучения первоклассников следует планировать итоговые
результаты, ставя промежуточные цели и подбирая инструментарий для оценки их
достижения.
По окончании учебного года логопед проводит повторное диагностическое
обследование по направлениям:
– обследование звукопроизношения;
– обследование состояния звуко-слогового и звуко-буквенного анализа слов;
– обследование лексической стороны речи;
– обследование грамматического строя речи;
– обследование связной речи;
– обследование письменных умений (написание букв, слогов, слов с простой
слоговой структурой);
– обследование читательских умений (чтение букв, слогов, трех- и
четырехбуквенных слов).
Курс «Логопедические занятия» чрезвычайно важен для сферы жизненной
компетенции, формирование которой является генеральной целью программы
коррекционной работы. Содержание детских высказываний составляет основу для оценки
следующих умений:
внятно и четко изложить своё высказывание;
различать правильное и неправильное звукопроизношение в речевом потоке;
обратиться к взрослому при затруднениях, сформулировать запрос о специальной
помощи;
вербализовать оценку успешности своей деятельности, адекватности поведения и
дать аналогичную оценку однокласснику;
обсуждать вопросы организации какого-либо мероприятия, праздника (в семье,
школе) и выступать на нем;
начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу,
пожелание, опасения, завершить разговор;
корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д.;
получать и уточнять информацию от собеседника;
задавать вопросы;
передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым
другим человеком;
делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами;
выразить свои чувства, отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, намерение,
просьбу, опасение и другие.
В соответствии с ФАООП для перечисленных показателей рекомендовано
использовать шкалу:
0 баллов – нет продвижения; 1 балл – минимальное продвижение; 2 балла – среднее
продвижение; 3 балла – значительное продвижение.
Помимо формирования сферы жизненной компетенции по вышеперечисленным
параметрам, постоянному мониторингу подлежат:
состояние звуковой стороны речи (до исправления всех недостатков
звукопроизношения);
состояние активного словаря, понимание значений слов;
овладение словообразованием и словоизменением;
уровень связного высказывания;
состояние речевой коммуникации;
речевая активность;
состояние познавательных функций речи;
состояние навыков чтения и письма.
Средствами для решения задач мониторинга является стандартная логопедическая
диагностика и включенное (на логопедических занятиях) наблюдение, а также успешность
усвоения программного материала на уроках русского языка и чтения, экспертная оценка,
полученная от родителей или других лиц, взаимодействующих с ребенком.
Каждый показатель, подлежащий оценке, представляется в форме, дающей
возможность достаточно однозначно интерпретировать полученные результаты.
Используются качественно-количественные шкалы, где точкой отсчета становится
первоначальный уровень сформированности того или иного навыка.
Например, звукопроизношение (для каждого отсутствующего или неверно
произносимого звука) предполагает следующие качественные градации:
0 баллов – без динамики;
1 балл – поставлен изолированный звук;
2 балла – правильное произношение нестабильно;
3 балла – неправильное произношение иногда отмечается в речевом потоке;
4 балла – в кабинете логопеда всегда говорит правильно, за его пределами не
всегда контролирует произношение;
5 баллов – правильное произношение постоянно.
Общее количество баллов наглядно иллюстрирует успешность работы над
звукопроизношением. Рассмотрим возможные подходы к оценке динамики по
выделенным выше параметрам. Выбор конкретных диагностических мероприятий,
методик и собственно речевого материала останется за образовательной организацией.
Для оценки состояния активного словаря используются результаты выполнения
следующих заданий (Г.В. Чиркина):
1. Подбор слов к вопросам, к предметам.
2. Подбор синонимов, антонимов, нахождение омонимов.
3. Метод направленной ассоциации (ребенок выбирает из ряда слов
подходящие к слову-стимулу).
4. Называние предмета по описанию.
5. Понимание значений слов с переносным смыслом.
Задания ранжируются от простого к сложному.
На каждое задание предлагается две конкретных пробы, а каждое слово, названное
ребенком, оценивается в 1 балл. От логопеда потребуется четкая фиксация детских
ответов в начале и конце учебного года. Тогда по каждой пробе можно оценить
конкретный прирост (количественный показатель), а затем провести качественную
оценку.
Качественная оценка словаря:
1 балл – бедность словаря проявляется существенными затруднениями в
выполнении диагностических заданий, низким индексом лексического разнообразия по
результатам анализа зафиксированного свободного высказывания.
2 балла – количество правильно выполненных проб в диагностических заданиях
выросло не более чем на 20 %, индекс лексического разнообразия2 не изменился.
3 балла – количество правильно выполненных проб в диагностических заданиях
увеличилось на 30-40 %, индекс лексического разнообразия незначительно вырос.
4 балла – количество правильно выполненных проб в диагностических заданиях
увеличилось на 50-60 %, индекс лексического разнообразия достоверно увеличился,
5
Определяется путем соотношения не повторяющихся слов и общего их количества в связном
высказывании (например, пересказ, рассказ по картинке, рассказ на заданную тему). В норме он составляет
у младших школьников 0,5-0,6, при интеллектуальных нарушениях – 0,3.
некоторые участники сопровождения фиксируют качественное улучшение лексического
запаса.
5 баллов – справляется с предложенными заданиями с незначительной
стимулирующей и организующей помощью, все участники сопровождения фиксируют
качественное улучшение лексического запаса.
В соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФАООП НОО
обучающихся с ЗПР в случаях стойкого отсутствия положительной динамики в
преодолении речевых недостатков обучающегося при согласии родителей (законных
представителей)
необходимо
направить
на
расширенное
психолого-медикопедагогическое обследование для получения необходимой информации, позволяющей
внести коррективы в организацию и содержание логопедической работы.
Результаты освоения обучающимися с ЗПР курса «Логопедические занятия» в
соответствии с ФАООП обучающихся с ЗПР не влияют на итоговую оценку освоения
адаптированной образовательной программы.
Разнообразие недостатков речи у обучающихся с ЗПР, различия индивидуального
компенсаторного потенциала, социально-средовых условий их воспитания не позволяет
ожидать одинаковых результатов в успешности освоения курса «Логопедические
занятия». Вместе с тем можно обозначить целевые ориентиры, которые логопед пытается
достичь.
Планируемые результаты логопедической работы.
В области звуковой стороны речи:
сформирована направленность внимания на звуковую сторону речи;
уточнение представлений об артикуляционных укладах нарушенных звуков;
умение безошибочного использования нормативного произношения всех звуков
русского языка во всех ситуациях общения.
В области лексической стороны речи:
уточнение представлений о словах предметах, действиях и признаках, умение
подбирать слова к вопросам, к предметам;
умение давать понятийные определения простым словам;
расширение умений использовать синонимы и антонимы, понятие об омонимах;
использование слов с обобщающим значением;
возможность понимать значения слов с переносным смыслом.
В области звуко-слогового и звуко-буквенного анализа и синтеза:
различение гласных и согласных, распознавание звуков по артикуляции,
различия между звуком и буквой, опознание букв письменных и печатных,
соответствующих звукам;
обозначение мягкости согласных на письме;
составление графических схем слов;
выделение ударного и безударных слогов;
дифференциация звонких и глухих звуков, твердых и мягких звуков.
В области грамматического строя речи:
понимание интонационных характеристик предложения;
умение конструировать предложения из разрозненных слов;
умение составлять правильно грамматически оформленные предложения по
опорным словам;
умение дифференцировать грамматически правильные и неправильные
словосочетания;
овладение умением анализа форм слова в словосочетании;
автоматизация префиксального и суффиксального способов словообразования
(уменьшительные и увеличительные суффиксы).
В области связной речи:
умение прослушивания связного текста;
определение главной мысли текста;
озаглавливание текста;
составление монологов-описаний и монологов-рассказов на заданную тему;
возможность моделирования простых диалогов;
начало овладения правилами связного высказывания (последовательность,
полнота используемых предложений, точность в определении слов, четкость
артикуляции, интонационная выразительность).
Основное содержание коррекционного курса
В соответствии с выделенными в ФАООП направлениями логопедическая работа в
1 дополнительном классе может быть конкретизирована в следующих разделах:
Коррекция недостатков звукопроизношения и введение исправленных звуков
в устную речь.
Этот раздел направлен на развитие артикуляционной моторики, на исправление
неправильного звукопроизношения, а также уточнение правильной артикуляции
смешиваемых звуков. Реализация этого раздела необходима всем обучающимся с
нарушениями звукопроизношения, а также с нечеткой, плохо артикулированной речью.
Звуко-слоговой анализ и синтез; профилактика и коррекция нарушений
письма и чтения.
Этот раздел направлен на повторение и уточнение имеющихся у школьников с ЗПР
знаний и умений, усвоенных в период обучения в 1 классе. У школьников приводятся в
систему те неполные и неточные знания и навыки, которые дети получили в период
обучения в массовой школе. В ходе работы по данному разделу не только уточняются
представления обучающихся о слоговой и звуковой структуре слов, совершенствуются
навыки слогового и фонематического анализа и синтеза, но и определяются основания для
дальнейшей коррекционно-развивающей работы.
Дифференциация звуков по акустико-артикуляционным признакам и
преодоление нарушений письма и чтения (уточнение представлений о звуках, сходных
по звучанию и артикуляции: согласных звонких-глухих, твердых-мягких, парных гласных;
формирование навыков их различения и соотнесения с соответствующими буквами в
разных языковых единицах – слогах, словах, предложениях; выработка и закрепление
навыков обозначения мягкости на письме).
Развитие лексической стороны речи и профилактика нарушений письма и
чтения (активизация и обогащение словаря; уточнение представлений о смысловой роли
различных лексических единиц в составе связного высказывания; формирование навыков
и умений адекватного отбора слов различных грамматических категорий в соответствии с
темой высказывания; профилактика смысловых ошибок при чтении и письме).
Диагностика и формирование грамматического строя устной речи и
коррекция его недостатков (формирование представлений о смысловых и
грамматических характеристиках текста, предложения, словосочетания; обучение
умениям конструирования предложений в соответствии с грамматическими нормами;
формирование и коррекция навыков словоизменения и словообразования).
Связная речь (повышение мотивации говорения; развитие и коррекция навыков
диалогической речи; формирование умений устного монологического высказывания).
Тематическое планирование коррекционного курса
«Логопедические занятия»
1 дополнительный класс (66 часов)
№
п/п
Раздел
Примерные темы
занятий
Примерное содержание занятий
1
Звуко-слоговой
анализ и синтез;
профилактика и
коррекция
нарушений письма
и
чтения
(16
часов).
Уточнение общих
представлений о
звуко-буквенном
составе русского
языка (2 ч).
Диагностическое занятие.
Задания на: опознание звуков родного языка
с опорой на прослушивание (губы логопеда
закрыты экраном); опознание звука по
видимой артикуляции и другим зрительно
воспринимаемым опорам при беззвучном
артикулировании (например, звуков [Ш], [С],
[Ж], [Б], [П], [А], [О], [У]); различение
гласных и согласных звуков: поднять сигналобозначение, если услышите гласный (или
согласный) звук, звонкий или глухой,
твердый или мягкий звук.
Задания на узнавание и называние букв
алфавита по инструкции: Поднимите букву,
которую я назову. Назовите букву, которую я
покажу.
Уточнение различий в понятиях ЗВУКБУКВА.
Лексическая тема Уточнение органов чувств: рука, язык, ухо,
«Как ты познаешь нос. Обогащение словаря антонимами
мир».
(«большой – маленький, Холодно – тепло,
тяжелый-легкий») Построение диалогов в
ответах на вопросы.
Гласные
и
согласные звуки
родного языка, их
роль в составе
слов.
Звуковой
анализ и синтез.
Соотнесение
звуков
с
буквами.(2ч.)
Упражнения на уточнение и закрепление
представлений о звучании и артикуляции
гласных и согласных звуков и о
соответствующих им буквах. Уточнение
представлений о слогообразующей функции
гласных звуков. Задания на фонематический
анализ (подбор слов на заданный звук;
определение места заданного звука в слове,
количества
звуков
в
слове,
их
последовательности).
Упражнения
в
опознании
букв,
соответствующих гласным и согласным
звукам.
Лексическая тема Уточнение предметного и глагольного
«Наш класс. Наша словаря. Названия и назначения предметов,
школа».
правила поведения в классе и в школе.
Построение связного высказывания.
Печатные
рукописные
буквы(2 ч).
и Диагностическое задание: выбор печатных
букв по заданию (из разрезной азбуки);
запись рукописного варианта задаваемых
букв.
Определение роли букв в составе слов
(обозначение
соответствующего
звука,
обозначение мягкости согласного звука на
письме).
Задания
на
уточнение
кинетикокинестетических
и
зрительнопространственных представлений образов
печатных и рукописных букв.
Упражнения на анализ и соотнесение
графических образов печатных и рукописных
букв.
Заглавные
и
строчные буквы Сравнение образов строчных и заглавных
(2 ч).
букв. Уточнение функций заглавных букв.
Анализ графических образов строчных и
заглавных букв. Составление, прочтение и
запись слов-имен собственных. Составление,
запись
и
прочтение
предложений.
Закрепление представления о заглавной
букве в начале предложения и заглавной
букве в начале написания имен, кличек
животных, названий городов и т.д.
Лексическая тема
«Режим
дня. Уточнение знаний о правилах оформления
Правила личной предложений с опорой на анализ данных для
гигиены».
прочтения (на доске или на наборном
полотне) текстов из 2-3 предложений.
Дифференциация
букв, сходных по Упражнения на закрепление умений поиска
начертанию
отдельных букв (строчных, заглавных,
(2 ч).
рукописных,
печатных)
из
ряда
предлагаемых по заданию.
Задания на опознание «зашумленных» букв
(перечеркнутых, наложенных друг на друга).
Опознание
правильно
и
зеркально
изображенных печатных и рукописных букв.
Задания на дифференциацию букв, сходных
по
начертанию,
количеству
и
пространственному расположению элементов
(с опорой на тактильно-кинестетический
анализ, на образные ассоциации и т.д.).
Слоговой анализ Упражнения на уточнение и закрепление
и синтез слов.
умений делить слова на слоги, определять
звуковой состав слогов.
Составление графических схем звукослогового состава слов. Конструирование
(путем использования букв разрезной азбуки)
слогов из данных букв, слов – из данных
слогов
разной
сложности
(открытых,
закрытых, прямых, обратных, со стечением
согласных) с последующим прочтением и
записью.
Составление распространенных предложений
при
ответах
на
вопросы.
Развитие
диалогической
речи.
Обогащение
глагольного словаря (просыпаться, делать
зарядку, завтракать, идти в школу, обедать,
отдыхать, учиться, и т.д.).
Ударные
и Упражнения в определении ударных слогов в
безударные слоги словах.
Задания на подбор слов с определенным
местом в них ударного слога. Упражнения в
воспроизведении
слого-ритмической
структуры слов с опорой на графические
схемы.
Составление
и
последующее
прочтение слов с голосовым выделением
ударного слога. Уточнение значений слов
при изменении позиции ударного слога
(слова типа «зАмок- замОк»).
Лексическая тема Беседа о признаках осени. Подбор слов«Осень».
определений к словам-предметам (уточнение
навыков грамматического согласования слов
и профилактика аграмматизма на письме и
при чтении). Анализ значений слов с
переносным смыслом (золотая осень,
хрустальный лед и т.п.). Упражнения в
составлении из букв и слогов разрезной
азбуки слов, словосочетаний, предложений
по теме с последующим чтением и записью.
Составление коротких рассказов с опорой на
картину и опорные слова и словосочетания,
данные в нужном порядке для раскрытия
темы.
Уточнение представлений о признаках осени
в живой и неживой природе. Обогащение
словаря названиями предметов и явлений:
календарь, погода, урожай, дни недели,
осенние месяцы, а также глагольной
лексикой: дуть, светить, желтеть, опадать,
собирать. Аудирование текстов и стихов.
Составление рассказа-описания с опорой на
план.
2
Дифференциация
Дифференциация
звуков
по звонких и глухих
звуков. (2 ч)
акустикоартикуляционным
признакам
и
преодоление
нарушений письма
и чтения
(14 ч).
Обозначение
звонких и глухих
звуков на письме
(дифференциация
соответствующих
букв). (2 ч.)
Уточнение
акустико-артикуляционных
характеристик звонких и глухих звуков.
Применение вспомогательных приемов для
дифференциации звонких-глухих звуков
(опора
на
тактильно-кинестетические
ощущения, на схему состояния голосовых
связок при произношении звонких-глухих и
т.д.).
Упражнения в фонематическом анализе слов,
включающих парные и непарные по
звонкости-глухости звуки. Придумывание
слов с глухими и звонкими звуками.
Соотнесение звонких и глухих звуков с
соответствующими буквами.
Составление слогов и слов с звонкими и
глухими
звуками
с
последующим
прочтением и записью.
Письмо под диктовку слов простого звукослогового состава, содержащих звонкие и
глухие звуки.
Упражнения со словами-паронимами (типа
«дом-том, Толя-доля») – анализ изменения
значений слов при включении звонкого или
глухого звука; составление слов из букв
разрезной азбуки; составление с этими
словами предложений; запись пар таких слов
и составленных с ними предложений.
Лексическая тема Уточнение
представлений
по
теме.
«Наш
город. Составление рассказов по карте местности.
Наше село».
Учить отвечать на поставленные вопросы.
Разыгрывание диалогов. Пересказы.
Дифференциация
твердых и мягких
звуков.
(2 ч)
Способы
обозначения
Уточнение
акустико-артикуляционных
характеристик твердых и мягких звуков.
Применение вспомогательных приемов для
дифференциации твердых и мягких звуков
(опора
на
тактильно-кинестетические
ощущения, на схемы артикуляционных
укладов).
Упражнения в фонематическом анализе слов,
включающих парные и непарные по
твердости-мягкости звуки. Придумывание
слов с твердыми и мягкими звуками.
Чтение слов, включающих мягкие звуки.
Анализ различий в буквенном составе слов,
различающихся твердыми и мягкими
мягкости
письме.
(2 ч.)
на звуками.
Дифференциация Уточнение
представлений
о
буквах,
А–Я, У–Ю, О–Ё, обозначающих гласные звуки. Определение
Ы–И, Э–Е(2 ч.)
роли гласного [И] и соответствующей ему
буквы
для
обозначения
мягкости
предыдущего согласного. Сопоставление
произношения соответствующих слогов, слов
(Мила – мыла и т.п.). Составление слогов и
слов с мягкими и твердыми звуками с
применением графических схем и букв
разрезной азбуки. Последующая запись слов.
Упражнения в чтении слов, включающих
открытые слоги с буквами А–Я, У–Ю, О–Ё,
Ы–И, Э–Е.
Мягкий знак. (2 Упражнения
в
произношении
слов,
ч.)
заканчивающихся на мягкий согласный звук.
Составление графических схем звукослогового состава таких слов.
Чтение таких слов. Определение роли буквы
Ь для обозначения мягкости согласного звука
на письме. Составление аналогичных по
структуре слов из букв разрезной азбуки с
последующей записью.
Лексическая тема
«Зима».
3
Развитие
лексической
стороны речи и
профилактика
нарушений письма
и чтения (10 ч.)
Значения
слов
разных
грамматических
категорий
(4 ч.)
Лексическая тема
«Моя семья. Мой
дом».
Уточнение
представлений
по
теме.
Дифференциация С–З, С–Ш. Скороговорки.
Свободное высказывание с опорой на личные
впечатления.
Диагностическое занятие.
Задания на актуализацию знаний о словахназваниях предметов (выбор картинок по
названию, называние картинок, подбор словпредметов к лексическим темам, например,
«Класс», «Магазин игрушек», «Кабинет
врача», «Парикмахерская» и т.д.). Задания на
уточнение представлений о словах,
обозначающих действия; на подбор слов,
обозначающих признаки, к данным словам предметам.
Уточнение временных представлений.
Знания учащегося о себе: имя, полное имя,
отчество, фамилия, возраст, день рождения,
домашний адрес. Составление рассказов о
себе и о своей семье.
Место и роль Слова-названия предметов и их место в
слов,
предложении. Конструирование
обозначающих
предложений с заданными словами,
названия
предметов,
предложениях
текстах.
(2 ч.)
обозначающими различные предметы (с
в опорой на картинки). Различия в структуре и
и смысле предложения и текста в зависимости
от значения заданного слова (например,
ручка как принадлежность для письма и
ручка ребенка). Обогащение заданных и
прочитанных предложений другими словами,
обозначающими предметы (например, «На
столе лежат книги, ….»).
Место и роль
слов,
обозначающих
названия
действий
и
признаков,
в
предложениях и
текстах
Упражнения на выбор слов, обозначающих
действия какого-либо предмета и его
признаки.
Упражнения в составлении из букв и слогов
разрезной азбуки слов, словосочетаний,
предложений по теме с последующим
чтением и записью. Составление коротких
рассказов с опорой на картину и опорные
слова и словосочетания, данные в нужном
порядке для раскрытия темы.
Беседа в форме полилога на лексическую
тему. Уточнение правил участия в беседе.
Упражнения на подбор слов с одинаковым
значением и составление с ними
предложений (по образцу). Задания на
Место и роль уточнение представлений о словах с
слов-синонимов,
противоположным значением. Составление с
антонимов,
ними словосочетаний, предложений.
обобщений
в Анализ значений слов-обобщений на
предложениях и материале прослушанных текстов.
текстах.
Упражнения на включение обобщающих
слов в предложения и связные высказывания.
(2 ч.)
4
Грамматический
строй
речи
и
профилактика
аграмматизма на
письме
и
при
чтении.
(16 ч.)
Предложение, его Упражнения в прослушивании и чтении
структура
и предложений. Уточнение представлений о
основные
смысловой завершенности предложения.
признаки.
Анализ словесного состава предложений.
(3 ч.)
Составление предложений с использованием
опорных слов и на основе графических схем.
Чтение
предложений.
Определение
интонационных
характеристик
разных
предложений
(вопросительных,
восклицательных). Конструирование простых
по
составу
предложений
из
слов,
напечатанных на карточках. Последующая
запись предложений. Уточнение правил
оформления предложения при записи
(заглавная буква, точка в конце предложения,
вопросительный
или
восклицательный
знаки).
Лексическая тема
«День 8 Марта».
Актуализация слов по теме. Высказывания о
праздновании дня 8 Марта в семье.
Моделирование ситуации «Поздравления с
праздником 8 марта». Составление текста –
поздравления с днем 8 марта и его запись на
доске. Выполнение произвольного рисунка,
посвященного этому празднику (для развития
мелкой моторики, уточнения зрительнопространственных
представлений,
ориентировки на листе). Уточнение знаний
формул речевого этикета – переписывание с
доски текста поздравления с обращением к
конкретному человеку (маме, бабушке,
сестре, тете и т.д.) под заготовленным
рисунком.
Словосочетание в
составе
Упражнения на выделение словосочетаний в
предложения(3 ч.) составе предложения (слово-предмет +
слово-признак; слово-действие + слово
признак). Составление словосочетаний с
опорой
на
картинки.
Включение
в
словосочетания слов разных значений –
синонимов, антонимов, обобщающих слов.
Сравнение
правильно
и
неверно
составленных словосочетаний (с опорой на
картинки). Влияние ошибок в составлении
словосочетаний на их смысл. Чтение и запись
словосочетаний. Упражнения на включение
словосочетаний в состав предложения (с
опорой на графические схемы).
Составление словосочетаний и предложений
с использованием новых слов на заданную
тему. Чтение рассказов. Послетекстовые
Словоизменение
упражнения, пересказ.
(5 ч.)
Упражнения на сопоставление разных форм
слова
в
структуре
высказываний
(единственного и множественного числа,
мужского и женского рода, разных падежных
форм). Задания на анализ форм слов в
словосочетании. Включение одного и того же
слова в разных его формах в словосочетания
и предложения. Чтение предложений и
текстов с последующим анализом изменений
форм одного и того же слова в разных
предложениях текста. Запись слов в разных
формах (изолированно, в словосочетаниях и
предложениях).
Словообразование
(3 ч.)
Упражнения на уточнение и автоматизацию
навыков
образования
новых
слов
различными способами (суффиксальным и
префиксальным).
Анализ
значений
образованных слов. Включение вновь
образованных слов в различные языковые
единицы – словосочетания, предложения,
тексты (с опорой на картинки). Анализ звукослогового
и
буквенного
состава
образованных
слов,
сопоставление
с
исходными словами. Чтение и письмо
цепочек слов (нос–носик; дом–домик; столстолик и т.д.).
5.
Закрепление
материала раздела
на основе темы Уточнение значения слова ДРУЗЬЯ.
«Мои друзья».
Свободные высказывания обучающихся о
своих друзьях. Работа по составлению
связного рассказа о друзьях. Задание на
подбор слов для составления предложений о
своем друге (слова-названия предметов,
слова-признаки,
слова-действия).
Составление разных вариантов рассказа о
друзьях: описание друга (друзей); рассказ о
каком-либо событии с участием друга
(друзей).
Уточнение навыков правильного выбора
форм слов при составлении предложений в
составе рассказов.
Связная речь и
Уточнение
Диагностическое занятие. Слушание текста.
профилактика
представлений о Анализ его содержания путем ответов на
смысловых ошибок тексте
как вопросы
и
посредством
опоры
на
при
чтении
и развернутом
соответствующую
сюжетную картину.
письме.
рассказе
на Определение главной мысли в тексте.
(10 часов)
какую-либо тему Придумывание названия текста.
«Весна» (2 часа).
Смысловые
характеристики
текста
и
его
состав.
(3 часа)
Упражнения в прослушивании текстов,
формулировании собственных высказываний
о событиях, описанных в тексте (опора на
содержание
вопросов
логопеда,
на
иллюстрации к тексту), воспроизведение
последовательности
текста
путем
выкладывания в нужном порядке опорной
серии сюжетных картинок. Упражнения в
выделении из текста отдельных предложений
и анализ смысловой связи между ними.
Чтение несложных текстов с последующим
анализом смысла. Конструирование текста из
данных вразброс предложений на основе
анализа содержания каждого из них.
Придумывание названий текстов. Анализ
связи названия текста с его содержанием.
Диалогическая
Моделирование коммуникативной ситуации,
речь и развитие
коммуникативной
активности
(5 часов)
например,
просмотр
мультфильма
и
последующий обмен впечатлениями в форме
полилога. Уточнение правил ведения беседы:
ориентирование
на
тему
разговора,
внимательное прослушивание собеседника,
ответ на его вопрос, высказывание своего
мнения, сообщение собственной информации
по
обсуждаемой
теме,
соблюдение
очередности в высказываниях, применение
формул речевого этикета.
Прослушивание текстов рассказов или
сказок, содержащих диалоги персонажей.
Моделирование диалогов на разные темы
(например, разговор по телефону с мамой, с
другом; беседа о прошедшем выходном дне и
т.п.).
Тематическое планирование коррекционного курса
«Логопедические занятия»
2 класс (68 часов)
Тема занятия
Содержание работы
Часы
1. Подготовительный этап работы
1. Развитие слухового и Развитие артикуляционной моторики. Уточнение
2
зрительного внимания артикуляции смешиваемых звуков. Игры на развитие
и восприятия
слухового и зрительного внимания и восприятия, на
развитие памяти и логического мышления
2. Звуки
Знакомство со звуками (речевыми и неречевыми).
2
Дифференциация речевых и неречевых звуков
3. Гласные и согласные Гласные и согласные звуки. Дифференциация гласных и
2
звуки
согласных звуков. Знакомство с символами и «опорами»
для обозначения звуков на письме
П. Основной этап работы
4. Дифференциация
Гласные буквы Я, Ю, Е, Е, И. Дифференциация гласных
1
гласных букв А—Я,
звуков и букв. Выбор гласных букв для обозначения
У—Ю, О—Е,
мягкости на письме
Ы—И, Э—Е
5. Дифференциация
Гласная буква Я. Обозначение мягкости согласных на
2
гласных букв А—Я
письме при помощи гласной буквы Я. Дифференциация
гласных букв А—Я в слогах, словах, словосочетаниях,
предложениях и в тексте
6. Дифференциация
Гласная буква Ю. Обозначение мягкости согласных на
2
гласных букв У—Ю
письме при помощи гласной буквы Ю. Дифференциация
гласных букв У—Ю в слогах, словах, словосочетаниях,
предложениях и тексте
7. Дифференциация
Гласная буква Е. Обозначение мягкости согласных на
2
гласных букв О—Е
письме при помощи гласной буквы Е. Дифференциация
гласных букв О—Е в слогах, словах, словосочетаниях,
предложениях и тексте
8. Дифференциация Гласная буква И. Обозначение мягкости согласных на
2
гласных букв Ы—И письме при помощи гласной буквы И. Дифференциация
гласных букв Ы—И в слогах, словах, словосочетаниях,
9. Дифференциация
гласных букв Э—Е
10. Мягкий знак
11. Звонкие и глухие
согласные
12. Звуки Б—Б', П—П'
13. Звуки В-В',
Ф—Ф'
14. Звуки Г—Г', К—К',
Х—Х'
15. Звуки Д—Д', Т—Т'
16. Звуки 3—3', С—С'
17. Звуки Ж—Ш
18. Лабиализованные
предложениях и тексте
Гласная буква Е. Обозначение мягкости согласных на
письме при помощи гласной буквы Е. Дифференциация
гласных букв Э—Е в слогах, словах, словосочетаниях,
предложениях и тексте
Мягкий знак. Соотнесение мягкого знака с символом и
«опорой» для обозначения на письме. Знакомство со
схемой слова, где имеется мягкий знак. Обозначение
мягкости согласных с помощью мягкого знака. Мягкий
знак в функции разделения. Дифференциация мягкого
знака в функции смягчения и разделения
Звонкие и глухие согласные. Дифференциация слогов и
слов со звонкими и глухими согласными. Соотнесение
согласных звуков с символами и «опорами» для их
обозначения на письме. Развитие фонематического
восприятия, внимания, анализа и синтеза
Звуки Б—Б', П—П' Дифференциация звуков изолированно, в
слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте.
Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их
обозначения на письме. Работа с паронимами. Развитие
фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза
Звуки В—В', Ф—Ф'. Дифференциация звуков В—В', Ф—Ф'
изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях,
предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и
«опорами» для их обозначения на письме. Работа со
словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза
Звуки Г—Г', К—К'. Дифференциация звуков Г—Г', К—К',
X—X' изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях,
предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и
«опорами» для их обозначения на письме. Работа со
словами-паронимами.
Развитие
фонематического
восприятия, внимания, анализа и синтеза
Звуки Д—Д', Т—Т'. Дифференциация звуков Д—Д', Т—Т'
изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях,
предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и
«опорами» для их обозначения на письме. Работа со
словами-паронимами.
Развитие
фонематического
восприятия, внимания, анализа и синтеза
Звуки 3—3', С—С'. Дифференциация звуков изолированно, в
слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте.
Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их
обозначения на письме. Работа со словами-паронимами.
Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и
синтеза
Звуки Ж—Ш. Дифференциация звуков Ж—Ш в слогах,
словах, словосочетаниях, предложениях и тексте.
Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их
обозначения на письме. Работа со словами-паронимами.
Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и
синтеза
Закрепление знаний о гласных звуках О, У. Соотнесение
2
2
2
2
2
3
4
2
2
2
гласные. Звуки О—У
звуков с символами и буквами. Сравнительная
характеристика
звуков.
Дифференциация
звуков
изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях,
предложениях. Развитие зрительного восприятия, слуховой
памяти, внимания и координации движений
19. Лабиализованные Буквы
Е—Ю.
Соотнесение
букв
с
символами.
гласные. Буквы Е—Ю Дифференциация гласных букв Е—Ю изолированно, в
слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Развитие
навыков звукобуквенного анализа и синтеза
20. Дифференциация Звуки Р—Р', Л—Л'. Дифференциация звуков Р—Р', Л—Л' в
соноров. Звуки Р—
слогах, словах, словосочетаниях и тексте. Соотнесение
Р'—Л—Л'
звуков с символами и «опорами» для их обозначения на
письме. Работа со словами-паронимами. Развитие
фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза
21. Звуки Л—Л'—Й
Звуки Й, Л—Л'. Дифференциация звуков Й, Л—Л' в слогах,
словах, словосочетаниях и тексте. Соотнесение звуков с
символами и «опорами» для их обозначения на письме.
Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического
восприятия, внимания, анализа и синтеза
22. Дифференциация Закрепление знаний о свистящих и шипящих звуках.
свистящих и
Знакомство с понятиями «сложные» и
шипящих звуков
«простые» звуки. Дифференциация свистящих и шипящих
звуков. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для
их обозначения на письме
23. Звуки С—С, Ш
24. Звуки З—З', Ж
25. Звуки
С—С', Ц
26. Звуки ТС—Ц
27. Звуки Ч—Щ
Звуки С—С, Ш. Дифференциация звуков С—С, Ш в слогах,
словах, словосочетаниях, предложениях и тексте.
Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их
обозначения на письме. Работа со словами-паронимами.
Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и
синтеза
Звуки З—З', Ж. Дифференциация звуков З—З', Ж в слогах,
словах, словосочетаниях, предложениях и тексте.
Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их
обозначения на письме. Работа со словами-паронимами.
Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и
синтеза
Звуки С—С, Ц. Дифференциация звуков С—С, Ц в слогах,
словах, словосочетаниях, предложениях и тексте.
Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их
обозначения на письме. Работа со словами-паронимами.
Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и
синтеза
Знакомство со звуками ТС—Ц. Дифференциация звуков
Ц—ТС в слогах, словах, словосочетаниях и тексте.
Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их
обозначения на письме. Развитие фонематического
восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза
Звуки Ч—Щ. Дифференциация звуков Ч—Щ изолированно,
в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях.
Соотнесение звуков занятия с символами и «опорами» для
обозначения на письме. Развитие фонематического анализа
2
4
2
2
2
2
2
2
2
и синтеза
Звуки Ч—ТЬ. Дифференциация звуков Ч— ТЬ в слогах,
словах, словосочетаниях и тексте. Соотнесение звуков с
символами и «опорами» для их обозначения на письме.
Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического
восприятия, внимания, анализа и синтеза
29. Звуки Ч—Ш
Звуки Ч—Ш. Дифференциация звуков Ч—Ш в слогах,
словах, словосочетаниях и тексте. Соотнесение звуков с
символами и «опорами» для их обозначения на письме.
Развитие слуховых дифференцировок
30. Звуки Ч—Ц (на
Звуки Ч—Ц. Дифференциация звуков Ц—Ч в слогах,
усмотрение логопеда) словах, словосочетаниях и тексте. Соотнесение звуков с
символами и «опорами» для их обозначения на письме.
Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического
восприятия, внимания, анализа и синтеза
Работа на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста проводится на
основном этапе работы во время дифференциации оппозиционных пар звуков
III. Заключительный этап работы
31. Развитие связной В коррекционной работе используются различные виды
речи
текстов: описание, повествование, рассуждение, изложение,
сочинение...
28. Звуки Ч—ТЬ
2
2
2
4
Тематическое планирование коррекционного курса
«Логопедические занятия»
3 класс (68 часов)
Тема занятия
1. Звук. Гласныесогласные звуки
2. Гласные I ряда
3. Гласные II ряда
4. Мягкий знак
Содержание работы
К-во ч.
1. Звук (20ч.)
Знакомство с речевыми звуками. Сравнение гласных и
2
согласных. Образование гласных и согласных звуков.
Дифференциация гласных и согласных звуков на всех этапах
Знакомство с гласными (ряда. Развитие фонематического
восприятия и фонематического слуха. Образование гласных
1 ряда (характеристика всех звуков и их артикуляция).
Соотнесение звуков с буквами. Знакомство со схемой.
Выделение гласных звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте. Определение места гласных 1
ряда во всех позициях в слове. Развитие звукового анализа и
синтеза
Знакомство с гласными II ряда. Развитие фонематического
восприятия, слуха. Соотношение со схемой и символом.
Знакомство со звуковой схемой слова. Работа по звуковому
анализу и синтезу. Роль гласных II ряда при смягчении
согласных. Развитие неречевых процессов
Роль мягкого знака. Знакомство с разделительным мягким
знаком. Закрепление знаний орфографии. Соотнесение слов
со схемой. Развитие зрительного восприятия, внимания,
логического мышления. Обогащение словаря. Работа по
звукобуквенному анализу
3
5
3
5. Согласные звуки
Знакомство с согласными звуками. Развитие фонематического восприятия и слуха. Соотнесение звуков с
буквами. Выделение согласных звуков в слогах, словах,
словосочетаниях, предложениях, тексте. Определение места
изучаемых букв и звуков в слове. Тренировка в звуковом
анализе и синтезе слогов и слов
II. Слог (14ч.)
6. Слог
Знакомство со слогом. Понятия «открытый слог», «закрытый
слог». Выделение определенного слога в ряду слов.
Определение положения определенного слога. Знакомство с
одно-, дву-, трех- и четырехсложными словами.
Дифференциация слога и слова. Слоговой анализ и синтез
слов. Слогораздел и перенос слов. Соотнесение со слоговой
схемой
7. Ударение. Ударная
Знакомство с ударением. Выделение ударной гласной,
гласная
ударного слога в словах. Работа над ритмическим
оформлением слова. .Соотношение слов со схемой. Подбор
ритмических схем слова к словам
8. Ударные и безударные Знакомство
с
безударными
гласными.
Выделение
гласные (А—О, Е—И,
безударных гласных в словах. Закрепление знаний
И—Я)
орфографии. Подбор родственных слов. Обогащение
словаря. Работа со схемами слов
III. Слово (20ч.)
9. Родственные слова.
Знакомство со строением слова. Знакомство с понятием
Корень слова
«родственные слова». Подбор родственных слов. Выделение
двух основных признаков родственных слов: единый корень,
близость значения. Закрепление знаний о безударных
гласных. Обогащение словаря. Подготовительная работа по
словообразованию. Выделение корня в словах
6
10. Образование слов при Знакомство с суффиксами. Закрепление знаний о
помощи суффиксов
правописании суффиксов. Выделение суффиксов в словах.
Соотнесение со схемой. Работа на морфологическом уровне.
Работа по развитию и обогащению словаря по темам
«Профессии», «Детеныши» (с использованием суффиксов с
уменьшительно-ласкательным значением)
4
11. Словообразование
слов при помощи
приставок
Знакомство с приставками. Закрепление знаний об их
значении и правописании (в — из, под — над, из — под, с —
со, на — над ...). Развитие временных и пространственных
отношений. Развитие оптических представлений. Работа на
морфологическом уровне. Работа с антонимами и синонимами. Работа с графическими схемами слов
4
12. Приставки и предлоги Закрепление знаний о приставках и предлогах. Дифференциация
предлогов и приставок. Развитие временных и пространственных
отношений. Развитие оптических представлений. Работа на
морфологическом уровне. Работа с антонимами и синонимами.
Работа с графическими схемами слов
4
6
4
4
4
13. Морфологический
состав слова
Закрепление знаний о морфологическом составе слова.
Выделение корня, приставки, суффикса и окончания. Работа
с графическими схемами слов. Развитие неречевых
процессов
IV. Словосочетание и предложение (4ч.)
14. Состав предложения Выделение слов в составе предложения. Определение
количества слов. Работа со схемами предложения и
словосочетания. Языковой анализ и синтез словосочетания и
предложения. Работа
над деформированным предложением
V. Связная речь (10ч.)
15. Последовательный
Знакомство со структурой текста. Закрепление знаний о
рассказ
построении текста. Знакомство с деформированным текстом.
Восстановление рассказа по плану
16. Описательный рассказ Составление рассказа по плану. Восстановление рассказа.
Составление описания по опорным словам. Работа над
деформированным текстом
17. Составление связного Работа на уровне текста. Закрепление навыка использования
рассказа по предметной, в речи межфразовых связей. Составление рассказов по серии
сюжетной картинам и
картин (состоящей из 2, 3 и 4 картинок)
серии картин
4
4
4
2
4
Тематическое планирование коррекционного курса
«Логопедические занятия»
4 класс (68 часов)
Тема занятия
1. Родственные слова
2. Корень слова
3. Приставка
4. Суффикс
5. Морфологический
состав слова
6. Предлоги
Содержание работы
Часы
1. Слово. Словосочетание. Предложение
А. Развитие навыков словообразования
Знакомство с понятием «родственное слово». Подбор
2
родственных слов. Знакомство с однокоренными словами.
Дифференциация однокоренных и родственных слов. Пополнение
словаря и развитие навыков словообразования
Знакомство с понятием «корень». Дифференциация однокоренных
2
и родственных слов. Соотнесение слов со схемой. Выделение
единого корня и правописание родственных и однокоренных слов
Знакомство с приставками. Тренировка в нахождении приставки в
2
словах. Графическое обозначение приставки. Правописание
приставок. Развитие временных и пространственных представлений. Развитие зрительного и слухового внимания. Образование
новых слов при помощи приставок. Работа с антонимами
Знакомство с суффиксами. Объяснение значений различных
2
суффиксов. Обогащение словаря по теме «Профессии».
Образование существительных с уменьшительно-ласкательным
значением. Выбор суффикса
Закрепление знаний о корне, приставке, суффиксе и окончании.
2
Формирование навыка разбора слов по составу. Уточнение
значений слов. Работа с антонимами, синонимами. Развитие
неречевых процессов
Закрепление понятий о предлоге как о целом слове. Развитие
6
временно-пространственных представлений. Выбор того или
7. Слова-предметы
8. Практическое употребление существительных в форме
единственного и множественного числа
9. Практическое
употребление
существительных разного
рода
10. Употребление
существительных в
косвенных падежах
11. Слова-признаки
12. Согласование
прилагательных с
существительными в роде
и числе
13. Согласование
прилагательных с
существительными в
падеже
14. Слова-действия
15. Согласование глагола
с существительным в
числе
16. Согласование глагола
с существительным в
роде
17. Согласование глагола
с существительным во
времени
18. Имя числительное
19. Предложение
иного предлога
Б. Развитие навыков словоизменения
Знакомство со словами-предметами. Обозначение изучаемых слов
при помощи схемы.
Обогащение номинативного словаря
Знакомство с понятием числа. Словоизменение. Устранение
аграмматизма в устной речи. Формирование навыка образования
форм единственного и множественного числа имен существительных. Развитие восприятия (зрительного, слухового).
Развитие внимания (слухового, зрительного)
Знакомство с понятием рода. Тренировка в постановке вопроса к
существительным различного рода, в разборе слова по составу.
Обогащение словаря. Развитие Логического мышления
Знакомство с падежными формами имен существительных.
Дифференциация именительного и винительного, родительного и
винительного падежей. Формирование навыка словоизменения.
Преодоление аграмматизма в устной речи
В. Развитие навыков согласования слов
Развитие словаря признаков. Подбор признаков к предмету.
Работа по словоизменению и словообразованию. Развитие навыка
постановки вопроса к словам-признакам. Соотнесение слов,
обозначающих признаки предметов, со схемой
Развитие словаря признаков. Работа по словоизменению и
согласованию
имен
прилагательных
с
именами
существительными в роде и числе. Работа с антонимами,
синонимами
Согласование существительных с прилагательным в роде.
Согласование
имен
прилагательных
с
именами
существительными в падеже. Преодоление аграмматизма в устной
речи
Знакомство с действиями предметов. Обогащение глагольного
словаря. Развитие навыков словоизменения. Подбор действия к
предмету. Соотнесение слов, обозначающих действия предмета, с
графической схемой
Работа по словоизменению. Согласование имен существительных
с глаголами в числе. Обогащение словаря действий. Преодоление
аграмматизма в устной речи. Развитие внимания, мышления и
восприятия
Согласование глагола с существительным в роде. Работа по
словоизменению. Соотнесение слов-действий с графической
схемой. Работа с антонимами, синонимами
Знакомство с категорией времени глагола. Развитие навыка
постановки вопроса к глаголам. Изменение глагола по временам.
Развитие пространственно-временных отношений
Знакомство с числительными. Согласование числительных с
существительными в роде и падеже. Правописание числительных.
Работа по словоизменению. Устранение аграмматизма в устной
речи
II. Предложение
Соотнесение предложений с графическими схемами. Знакомство
2
2
2
4
2
4
4
2
4
4
4
4
4
20. Состав предложения
21. Работа над текстом
со словосочетанием и предложением. Виды связи в
словосочетаниях и предложениях. Построение сложных
предложений различных типов. Установление в сложных
предложениях причинно-следственных связей. Дифференциация
понятий: предложение — словосочетание — текст
Виды связи слов в предложении. Постановка вопроса к отдельным
словам в предложении. Наблюдение за изменением смысла
предложения в зависимости от перестановки слов, изменения
количества слов. Преодоление устного аграмматизма. Работа с
деформированными предложениями
III. Текст
Установление смысловых связей между предложениями в составе
текста. Знакомство с понятием текст, его признаками: смысловой
целостностью, законченностью. Выделение логико-смысловых
частей текста
Календарно – тематическое планирование коррекционного курса
«Логопедические занятия»
в 1 дополнительном классе обучающихся с ЗПР
(ФГОС НОО с ОВЗ)
№ п/п
Примерные темы занятий
Дата по
плану
Дата по
факту
Звуко-слоговой анализ и синтез;
профилактика и коррекция нарушений письма и чтения (16 ч.)
1
Уточнение общих представлений о звуко-буквенном составе
русского языка
2
Уточнение общих представлений о звуко-буквенном составе
русского языка
3
Лексическая тема «Как ты познаешь мир».
4
Гласные и согласные звуки родного языка, их роль в составе
слов. Звуковой анализ и синтез. Соотнесение звуков с
буквами.
5
Гласные и согласные звуки родного языка, их роль в составе
слов. Звуковой анализ и синтез. Соотнесение звуков с
буквами.
6
Лексическая тема «Наш класс. Наша школа».
7
Печатные и рукописные буквы
8
Печатные и рукописные буквы
9
Заглавные и строчные буквы
10
Заглавные и строчные буквы
11
Лексическая тема «Режим дня. Правила личной гигиены».
12
Дифференциация букв, сходных по начертанию
13
Дифференциация букв, сходных по начертанию
14
Слоговой анализ и синтез слов
15
Ударные и безударные слоги
16
Лексическая тема «Осень».
Дифференциация звуков по акустико-артикуляционным признакам и преодоление
нарушений письма и чтения (14 ч.)
17/1 Дифференциация звонких и глухих звуков
4
6
18/2
19/3
20/4
21/5
22/6
23/7
24/8
25/9
26/10
27/11
28/12
29/13
30/14
31/1
32/2
33/3
34/4
35/5
36/6
37/7
38/8
39/9
40/10
41/1
42/2
43/3
44/4
45/5
46/6
47/7
48/8
59/9
50/10
51/11
52/12
53/13
54/14
55/15
56/16
Дифференциация звонких и глухих звуков
Обозначение звонких и глухих звуков на письме
(дифференциация соответствующих букв)
Обозначение звонких и глухих звуков на письме
(дифференциация соответствующих букв)
Лексическая тема «Наш город. Наше село»
Дифференциация твердых и мягких звуков
Дифференциация твердых и мягких звуков.
Способы обозначения мягкости на письме
Способы обозначения мягкости на письме
Дифференциация А–Я, У–Ю, О–Ё, Ы–И, Э–Е
Дифференциация А–Я, У–Ю, О–Ё, Ы–И, Э–Е
Мягкий знак
Мягкий знак
Лексическая тема «Зима»
Развитие лексической стороны речи и
профилактика нарушений письма и чтения (10 ч.)
Значения слов разных грамматических категорий
Значения слов разных грамматических категорий
Значения слов разных грамматических категорий
Значения слов разных грамматических категорий
Лексическая тема «Моя семья. Мой дом»
Место и роль слов, обозначающих названия предметов, в
предложениях и текстах
Место и роль слов, обозначающих названия предметов, в
предложениях и текстах
Место и роль слов, обозначающих названия действий и
признаков, в предложениях и текстах
Место и роль слов-синонимов, антонимов, обобщений в
предложениях и текстах
Место и роль слов-синонимов, антонимов, обобщений в
предложениях и текстах
Грамматический строй речи и профилактика аграмматизма
на письме и при чтении (16 ч.)
Предложение, его структура и основные признаки
Предложение, его структура и основные признаки
Предложение, его структура и основные признаки
Словосочетание в составе предложения
Словосочетание в составе предложения
Словосочетание в составе предложения
Лексическая тема «День 8 Марта»
Словоизменение
Словоизменение
Словоизменение
Словоизменение
Словоизменение
Словообразование
Словообразование
Словообразование
Закрепление материала раздела на основе темы «Мои
друзья»
Связная речь и профилактика смысловых ошибок при чтении и письме (10 ч.)
Уточнение представлений о тексте как развернутом рассказе
на какую-либо тему «Весна»
Уточнение представлений о тексте как развернутом рассказе
на какую-либо тему «Весна»
Смысловые характеристики текста и его состав
Смысловые характеристики текста и его состав
Смысловые характеристики текста и его состав
Диалогическая речь и развитие коммуникативной
активности
Диалогическая речь и развитие коммуникативной
активности
Диалогическая речь и развитие коммуникативной
активности
Диалогическая речь и развитие коммуникативной
активности
Диалогическая речь и развитие коммуникативной
активности
57/1
58/2
59/3
60/4
61/5
62/6
63/7
64/8
65/9
66/10
Календарно - тематическое планирование коррекционного курса
«Логопедические занятия»
2 класс (64 часа)
№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
Тема занятия
1. Подготовительный этап работы 6ч.
Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия
Звуки
Гласные и согласные звуки
П. Основной этап работы 53ч.
Дифференциация гласных букв А—Я, У—Ю, О—Е, Ы—
И, Э—Е
Дифференциация гласных букв А—Я
Дифференциация гласных букв У—Ю
Дифференциация гласных букв О—Е
Дифференциация гласных букв Ы—И
Дифференциация гласных букв Э—Е
Мягкий знак
Звонкие и глухие согласные
Дата по
плану
Дата по
факту
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
Звуки Б—Б', П—П'
Звуки В-В', Ф—Ф'
Звуки Г—Г', К—К', Х—Х'
Звуки Д—Д', Т—Т'
Звуки 3—3', С—С'
Звуки Ж—Ш
Лабиализованные гласные. Звуки О—У
Лабиализованные гласные. Буквы Е—Ю
Дифференциация соноров. Звуки Р—Р'—Л—Л'
Звуки Л—Л'—Й
Дифференциация свистящих и шипящих звуков
Звуки С—С, Ш
Звуки З—З', Ж
Звуки С—С', Ц
Звуки ТС—Ц
Звуки Ч—Щ
Звуки Ч—ТЬ
Звуки Ч—Ш
Звуки Ч—Ц (на усмотрение логопеда)
III. Заключительный этап работы 5ч.
Развитие связной речи
Развитие связной речи
Развитие связной речи
Резерв
Резерв
Календарно - тематическое планирование коррекционного курса
«Логопедические занятия»
3 класс (64 часа)
№ урока
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
Тема занятия
1. Звук (18ч.)
Звук. Гласные-согласные звуки
Гласные I ряда
Гласные II ряда
Мягкий знак
Согласные звуки
II. Слог (12ч.)
19.
Слог
Дата по
плану
Дата по
факту
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
Ударение. Ударная гласная
Ударные и безударные гласные (А—О, Е—И, И—
Я)
Родственные слова. Корень слова
Образование слов при помощи суффиксов
Словообразование слов при помощи приставок
Приставки и предлоги
Морфологический состав слова
IV. Словосочетание и предложение (4ч.)
Состав предложения
V. Связная речь (12ч.)
Последовательный рассказ
Описательный рассказ
Составление связного рассказа по предметной,
сюжетной картинам и серии картин
Календарно - тематическое планирование коррекционного курса
«Логопедические занятия»
4 класс (64 часов)
№ урока
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
Тема занятия
1. Слово. Словосочетание. Предложение
А. Развитие навыков словообразования 16 ч.
Родственные слова
Корень слова
Приставка
Суффикс
Морфологический состав слова
Предлоги
Дата по
плану
Дата по
факту
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
Б. Развитие навыков словоизменения 6ч.
Слова-предметы
Практическое употребление существительных в форме
единственного и множественного числа
Практическое употребление существительных разного
рода
Употребление существительных в косвенных падежах
В. Развитие навыков согласования слов 21ч.
Слова-признаки
Согласование прилагательных с существительными в
роде и числе
Согласование прилагательных с существительными в
падеже
Слова-действия
Согласование глагола с существительным в числе
Согласование глагола с существительным в роде
Согласование глагола с существительным во времени
Имя числительное
II. Предложение 8ч.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
Предложение
Состав предложения
III. Текст 13ч.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
Работа над текстом
59.
60.
61.
62.
63.
64.