МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ВЕРХНЕСАЛДИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА Муниципальная бюджетная общеобразовательная школа-интернат «Общеобразовательная школа-интернат среднего общего образования № 17 «Юные спасатели МЧС» РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО Педагогический совет № 1 Протокол № 1 Директор средней школыинтернат №17 от «30» августа 2023 г. ________________________ Самойленко Н.Ю. Приказ №_207 от «__30__» августа 2023 г. Рабочая программа Курса «Индивидуальный итоговый проект» 9 класс Мерзлякова А.И. Учитель технологии Верхняя Салда 2023-2024 Рабочая программа учебного курса «Индивидуальный проект» для 9 класса на уровне основного общего образования составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, основной общеобразовательной программы основного общего образования. Планируемые результаты освоения учебного курса Личностные результаты: – ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы; – готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания, и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны; – гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни; – мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; – развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности. – мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества; – готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; Метапредметные результаты: 1. Регулятивные универсальные учебные действия – самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; – оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали; – ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; – оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели; – выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты; – организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; – сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью. 2. Познавательные универсальные учебные действия - искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; - критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; 3. Коммуникативные универсальные учебные действия - осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; - координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; - развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; - распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений. Выпускник на базовом уровне научится: – формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках исследования и проектирования, исходя из культурной нормы и сообразуясь с представлениями об общем благе; – восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида научной деятельности, определяя место своего исследования или проекта в общем культурном пространстве; – отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития различных видов деятельности, в том числе научных, учитывать их при постановке собственных целей; – оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные (такие, как время), необходимые для достижения поставленной цели; – находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов, предоставляющих средства для проведения исследований и реализации проектов в различных областях деятельности человека; – вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и объективно презентуя свой проект или возможные результаты исследования, с целью обеспечения продуктивного взаимовыгодного сотрудничества; Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться: – самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать систему параметров и критериев оценки эффективности и продуктивности реализации проекта или исследования на каждом этапе реализации и по завершении работы; – адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения исследования и предусматривать пути минимизации этих рисков; – адекватно оценивать последствия реализации своего проекта (изменения, которые он повлечет в жизни других людей, сообществ); – адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или исследования, видеть возможные варианты применения результатов. Приложение 1 № п/п Календ арные сроки Тема учебного занятия 1 Введение Работа над темами проекта. 2 Виды источников информации, план информационного текста. Календарно-тематическое планирование Формы Вид Планируемые результаты организации контроля личностные метапредметные Раздел 1. Способы получения и переработки информации (3ч) Изучение и Беседа Формирование Формирование первичное Опрос целостного представлений об закрепление мировоззрения, основах методологии знаний соответствующего исследовательской и современному уровню проектной деятельности; развития науки; полноценное владение устной и письменной речью Изучение и первичное закрепление знаний План Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; - 10 - предметные Знать: какие по содержанию проекты: монопредметный, межпредметный, надпредметный; по ведущим видам деятельности: - учебные исследования; - информационный (сбор и обработка информации); - игровые (занятия в форме игры); - творческие проекты; - практикоориентированные (практические). Уметь: анализировать, делать выводы, выбирать тему Формирование у Знать: о структуре обучающихся каталогов, об представлений о работе с оформлении карточки в различными каталоге и о способах источниками, в том получения информации числе с из карточки. первоисточниками; Уметь: самостоятельно определять суть понятий, обобщать объекты; использовать различные источники получения информации с помощью компьютера 3 Основные методы исследований. Закрепление знаний и формирование умений Опрос Мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем. - 11 - работать с каталогами в библиотеке, в том числе с электронными; выбирать необходимые части текста для проекта; устранять ошибки, допущенные при поиске информации; грамотное цитирование првоисточников; оформление библиографических ссылок Формирование у Знать о наблюдении и обучающихся навыков эксперименте как работы с текстовой способах сбора информацией; первичной выстраивать логические информации, их рассуждения, делать отличиях и умозаключения и разновидностях; опыт собственные выводы; описания наблюдаемых устанавливать причинно- качеств предметов и следственные связи; явлений, измерения простейших параметров объекта, обработки обсуждения результатов; анализировать опыт планирования наблюдений и экспериментов на основе поставленных задач; опыт выбора способа сбора эмпирических данных в соответствии с целью проекта уметь делать выводы 4 Виды проектов Изучение и первичное закрепление знаний 5 Особенности и структура проекта, критерии оценки. Закрепление знаний и формирование умений Раздел 2. Проект (2ч) Конспект Формирование понимания значения знаний для человека Беседа. опрос; ознакомить ся с понятиями «инноваци я», «проектное задание», Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, - 12 - Формирование знания о проектах по основным видам деятельности: - учебные исследования; - информационный (сбор и обработка информации); - игровые (занятия в форме игры); - творческие проекты; - практикоориентированные (практические). умения использовать возможности Интернета для продуктивного общения, взаимодействия; определять суть понятий Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать Способность иметь представление о: видах творческой деятельности; процедуре технического творчества; проектировании; конструировании;. изобретательстве; о результат творчества как объекте интеллектуальной собственности Знать о формах защиты авторства, публикациях, патентах на изобретение; об условиях выдачи патентов Формирование у обучающихся личностных представлений об основных этапах работы над проектом и разработке критериев оценивания проекта; требования, использова ть методы решения творческих задач в практическ ой деятельнос ти 6 Обоснование актуальности темы проекта. 7 Проблема Цель языковое, духовное многообразие современного мира конфликты; Раздел 3. Создание индивидуальных проектов (21 ч) Закрепление Беседа , Понимание значения Выделение и знаний и конспект. знаний для человека. формулирование цели; формировани Оценка собственной ориентировка в е умений деятельности. учебнике; поиск необходимой информации для выполнения задания с использованием учебной литературы; Изучение и первичное закрепление знаний Беседа; Выделение и формулиров ание цели; ориентировк ав учебнике; поиск необходимо й информации Мотивированность к учебной деятельности; интерес к новому учебному материалу - 13 - Формировать умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения предъявляемые к проектированию; знание художественного конструирования; закона единства формы и содержания, что главное и второстепенное в изделии . формирование представлений об актуальности и оригинальности проекта; формирование навыков учащихся в формулировке темы исследовательской и проектной работы, доказывать ее актуальность и новаторство Уметь распознавать ситуацию по ее признакам, характеризовать желаемую ситуацию; обозначать проблему, формулировать цель на основании проблемы; для выполнения задания с использован ием учебной литературы; 8 Гипотеза. Задачи. Комбинирова нный урок 9 Составление индивидуального рабочего плана Комбинирова нный урок Опрос 10 Обзор литературы по теме проекта Комбинирова нный урок Подготовка библиограф ического списка формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности формирование умения работать самостоятельно; развивать стремление к самосовершенствованию определять цели, задачи деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения. осознание значения науки в жизни человека и общества готовность и формирование навыков способность к работы с различными самостоятельной источниками, в том информационночисле с познавательной первоисточниками, деятельности, включая грамотно их умение ориентироваться цитировать, оформлять в различных источниках библиографические информации, критически ссылки, составлять оценивать и библиографический интерпретировать список по проблеме информацию, получаемую из - 14 - формирование навыков учащихся определять задачи для достижения поставленной цели; выдвижение гипотез; Уметь формировать план деятельности исследовательской и проектной работы различных источников 11 Особенности социальных проектов Урок закрепления знаний и формировани е умений 12 Работа над технологической запиской Урок закрепления знаний и формировани е умений 13 Работа над технологической запиской Урок закрепления знаний и формировани е умений 14 Основные методы исследования Урок комплексного использовани я знаний Беседа Беседа умение приобретать новые знания, совершенствовать имеющиеся; распознавать основные типы письменных документов; базовые типы их организации умение приобретать новые знания, совершенствовать имеющиеся; распознавать основные типы письменных документов; базовые типы их умение приобретать новые знания, совершенствовать имеющиеся; распознавать основные типы письменных документов; базовые типы их мотивированность к учебной деятельности; интерес к новому учебному материалу; - 15 - способности выявлять познавательную задачу; слушать, извлекая нужную информацию Уметь выполнять основные типы письменных документов; базовые типы их организации; составлять документы, таблицы и графики способности выявлять познавательную задачу; слушать, извлекая нужную информацию Уметь выполнять основные типы письменных документов; базовые типы их организации; составлять документы, таблицы и графики способности выявлять познавательную задачу; слушать, извлекая нужную информацию Уметь выполнять основные типы письменных документов; базовые типы их организации; составлять документы, таблицы и графики удерживание цели деятельности до получения ее результата; осуществление формирование представлений о возможных методах проведения 15 Основные методы исследования Комбинирова нный урок Опрос практика способность к самооценке 16 Требования к оформлению проектных материалов. Комбинирова нный урок Беседа практикум личностное совершенствовани: развивать стремление к самосовершенствованию 17 Оформление деятельности в программе Мicrosoft Word Урок комплексного использовани я знаний практикум 18 Оформление деятельности в программе Мicrosoft Word Урок закрепления знаний и формировани е умений практикум мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной жизни умения выполнять познавательные и практические задания; навыки грамотной работы с текстом и таблицами 19 Проведение опытноэкспериментальной работы Комбинирова нный урок Беседа, поиск информации 20 Проведение опытноэкспериментальной работы Урок обобщения и систематизац ии знаний практикум мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной жизни; владение навыками познавательной, учебноисследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения - 16 - самостоятельного контроля своей деятельности. владение навыками демонстрации проектнографических приемов и привлечения значительного по объему иллюстративного материала, направленного на решение задач и развитие визуальной формы мышления исследований для выполнения проекта формирование представлений об основных чертежных инструментах, различных техник черчения; умения оформления и подачи чертежей и эскизов моделей, макетов проекта, оформление курсовых работ формирование навыков составления индивидуального плана исследовательской проектной работы; определения объекта и предмета исследования; определение целей и задач проектной работы; оформление технологической карты формирование навыков отбора и применения на практике методов исследовательской деятельности адекватных задачам исследования; навыков проведения наблюдений за практических задач, применению различных методов познания; 21 Оформление экологического и экономического разделов Урок комплексного использовани я знаний практикум ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству 22 Роль рекламы в проекте Беседа 23 Реклама личностное совершенствование; умение приобретать новые знания, совершенствовать имеющиеся 24 Создание библиографического списка Урок обобщения и систематизац ии знаний Урок комплексного использовани я знаний Урок комплексного использовани я знаний Практикум практикум личностное совершенствование: развивать стремление к самосовершенствованию - 17 - биологическими, экологическими и социальными явлениями; формирование навыков проведения опытов в соответствии с задачами, объяснение результатов; способность к Умение исследованию ситуации, аргументированно выявлению проблем, излагать свои анализу их причин и действия., четко и ясно последствий; формулировать ответы к диагностике состояния на вопросы; социо-экологовысчитывать экономических систем и экономичскую экологического риска; стоимость продукта и к моделированию давать его природноэкологическую оценку антропогенных систем, экологических связей, процессов Способность развивать Информационный вид логическое мышление, рекламы Преследуемая исполнительские цель; формирование умения; воспитание избирательного спроса; эстетического вкуса, Сравнительный вид; навыков культуры труда Создаёт осведомленность о товарах Способность сравнения Уметь: характеризовать и классификация основные источники объектов; выдвижение информации версий; изложение . 25 Рождение текста Урок закрепления знаний и формировани е умений Практикум мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной жизни 26 Подготовка тезисов выступления. Урок закрепления знаний и формировани е умений Практикум мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в - 18 - своего мнения и понимание позиции другого; умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий умение анализировать социальные факты, формулировать выводы способность к формированию навыков оформления теоретических и экспериментальных Знать: как давать характеристику объекту исследования, самостоятельно организовывать деятельность по реализации учебноисследовательских действий, выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку Уметь: получить опыт выбора языковых и неязыковых средств выражения в соответствии с задачами выступления; освоить на практике приемы активного слушания; приемы эффективного представления речей различного типа Умение оформления результатов; оформления таблиц, рисунков и иллюстрированных общественной жизни 27 Требования к оформлению презентации проекта, создание электронной презентации 28 Предзащита проекта результаты исследовательской и проектной работы Раздел 4. Оформление результатов индивидуального проекта (5 ч) Урок Беседа личностное умение использовать комплексного совершенствование: средства использовани развивать стремление к информационных и я знаний самосовершенствованию коммуникационных . технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;; плакатов, ссылок, сносок, списка литературы Урок комплексного использовани я знаний Умение донести до аудитории свой замысел проекта или исследования и уметь презентовать в электронном виде Самостоятельное выделение и формулировка познават ельных целей, структурирование знаний Практикум умение приобретать новые знания, совершенствовать имеющиеся; - 19 - Способность определять основные требования, предъявляемые к выполнению учебных проектов; донести до аудитории свой замысел проекта или исследования и презентовать в электронном виде Уметь: Характеризовать, анализировать и оценивать полученные результаты:;систематиз ировать материал проводить свои исследования, исходя из целей и задач проекта; обрабатывать полученные результаты; проводить анализ выполненной работы составлять просты таблицы, графики, формулировать выводы 29-30 Защита проекта Урок закрепления знаний и формировани е умений 31 Анализ защиты проектов Урок закрепления знаний и формировани е умений практикум ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству умение анализировать социальные факты, формулировать несложные выводы; мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем умение анализировать социальные факты, формулировать несложные выводы - 20 - Знать как работать с различно настроенной аудиторией; с вопросами различного типа; о групповом взаимодействии в процессе подготовки и проведения публичного выступления; о самопрезентации; о рефлексии себя как говорящего и слушающего Уметь: на практике осуществлять приемы эффективного взаимодействия с аудиторией; приемы эффективного представления речей различного тип Наличие собственной позиции (точки зрения) автора к изученной проблеме и полученным результатам Автор имеет собственную точку зрения и может ее аргументировать Доработать проект с учетом замечаний и предложений. Готовиться к публичной защите 32 Работа над ошибками. 33-34 Обсуждение идей новых проектов. Выбор темы проектов. Раздел 5. Представление результатов проекта. Презентация (3ч) Урок практикум Мотивированность и формирование навыков обобщения и направленность на по представлению систематизац активное и результатов проектной ии знаний созидательное участие деятельности; владение в будущем языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; владение приёмами ведения дискуссии, выдвижения тезисов и антитезиса; Комбинирова беседа мотивированность и Экспертиза действий и нный урок направленность на движения в проекте. активное и созидательное участие в будущем. Итог Умение представления результатов проектной деятельности; проявлять вербальные и невербальные формы передачи информации. Анализ своей проектной деятельности 34 - 21 - 22