Классное радио

Муниципальная бюджетная общеобразовательная школа-интернат
«Общеобразовательная школа-интернат среднего общего образования № 17
«Юные спасатели МЧС»

Принята на заседании

Утверждаю

педагогического совета

Директор средней

средней школы-интернат № 17

школы-интернат № 17

Протокол № 1 от 30.08.2023

___________Самойленко Н.Ю.
30.08.2023 г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
интеллектуальной направленности
«Классное радио»

Возраст обучающихся: 11-16 лет
Срок реализации: 1 год

Верхняя Салда
2023 год

1. Нормативно-правовые документы
Дополнительная общеобразовательная программа интеллектуальной направленности
«Классное радио» основывается на нормативных правовых актах и государственных
программных документах:

1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
(далее – ФЗ);

2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);

3. Стратегия развития воспитания в РФ

на
период
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);

до 2025

года

4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования
к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее –
СанПиН); 5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. №
816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ»; 6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации
от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок);

7. Приказ

Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020
года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196«; 8. Приказ
Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении
Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;

9. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от
30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».

2. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
2.1. Пояснительная записка.
Направленность программы: интеллектуальная
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Классное радио»
(далее программа) разработана в соответствии со следующими нормативными правовыми
актами и государственными программными документами:
Федеральный уровень:
-

Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-фз от 29.12.2012)

- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утв.
распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р)
-

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28

«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»
(Далее-СанПиН)
-

Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении рекомендаций»

(вместе с «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы)».
-

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196

«Об утверждении Порядка и организации осуществления образовательной деятельности по
дополнительным

общеобразовательным

программам» (далее-

Порядок

организации

и

осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам)
-

Приказ Министерства просвещения РФ от 30.09.2020 г. №533 «О внесении изменений

в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам, утверждённый приказом Министерства просвещения
Российской Федерации 09.11.2018 г. № 196».
-

Приказ Миноборонауки России от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка

применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного
обучения, дистанционных образовательных технологии при реализации образовательных
программ».
Региональный уровень:
-

Приказ Министерства образования и молодёжной политики Свердловской области от

26.06.2019

№

70-Д

«Об

утверждении

методических

рекомендаций

«Правила

персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Свердловской
области».
-

Приказ Министерства образования и молодёжной политики Свердловской области от

30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
Муниципальный уровень:
-

Постановление Администрации Верхнесалдинского городского округа от 01. 10. 2019

г. №2789 «Об утверждении Положения о персонифицированном дополнительном образовании
детей на территории Верхнесалдинского городского округа» Уровень учреждения:
-

Учебный план дополнительного образования детей в Средней школе интернат №17

-

Положение о дополнительном образовании детей в Средней школе интернат №17

Актуальность программы
Одной из эффективных форм образовательной деятельности учащихся в школе является
создание школьной радиостанции. Работа по созданию школьных радиопрограмм помогает
выявить активных, талантливых ребят, поэтому создание кружка «Классное радио» является
очень актуальным.
Эта работа складывается из нескольких направлений: информационное, образовательное,
воспитательное. Тематика радиопередач, формы, темы, рубрики могут быть весьма
разнообразными: тематические радиовыпуски, праздничные программы, музыкальные
программы.
Каждую тему радиопередачи необходимо облечь в интересную форму (диалоги, репортажи,
интервью), и поэтому программа кружка предполагает занятия по составлению и написанию
интервью, репортажей и т. д. Участие школьников в системе школьного радиовещания развивает
такие важные личностные качества, как коммуникабельность, общую эрудицию, уровень
культуры, выразительность речи.
Программа рассчитана на школьников в возрасте от 11 до 16 лет на 34 учебных недели (2 часа
в неделю), и предполагает выпуск радиопередач по самым различным направлениям: спортивнооздоровительное, гуманитарное, художественно - эстетическое, гражданско - патриотическое.
Работа кружка «Классное радио» организована на совместную работу со Школьным музеем,
Школьным самоуправлением и администрацией школы, и представителями сторонних
организаций.
Создание школьного медиа-класса учащихся в школе очень актуально. Работа по созданию
школьных радиопрограмм помогает выявить активных, талантливых и увлечённых детей.
Участие в работе школьного медиа- на развитие личности ребёнка, его качеств, умений и
навыков, сплачивает учащихся разного возраста.
Количество групп: 2 (младшая – 11-13 лет; старшая- 14-16 лет) Наполняемость
одной группы: 6 человек.
Режим занятий: занятия проходят 1 раз в неделю по 1 академическому часу (для каждой
группы) в соответствии с СанПиН нормами. Общее количество часов в неделю – 1 часа.
Объём общеразвивающей программы составляет 34 часа.
Срок освоения общеразвивающей программы. Программа рассчитана на 1 год (9месяцев)
обучения.
Особенности организации образовательного процесса
Форма реализации образовательной программы – традиционная модель реализации программы,
которая представляет собой линейную последовательность освоения содержания в течении
одного года обучения в одной образовательной организации. Формы обучения:
Групповая, индивидуально-групповая. Форма занятий – групповая и индивидуальная
работа, со всей группой одновременно.
2.2 Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель: Школьный медиа-класс создается в целях повышения результативности
учебновоспитательного процесса, организации на её базе различных форм образовательной
деятельности учащихся и развития их личностных качеств.
Задачи:

-создание творческого коллектива детей, объединяющего ребят самых разных способностей;
вовлечение детей в различные формы творческой деятельности по выпуску радиопрограмм; разумное, целесообразное приобщение детей к современной технике, привитие умений и навыков
правильного взаимодействия с ней; -расширение информационно-познавательных возможностей
учащихся.

2.3 Календарно-тематическое планирование.
№ п/п
Тема

Колво
часов

сентябрь
1

Вводное занятие. Тренинг по сплочению группы.
Распределение ролей.

1

Стили и типы текстов.
2

Основные жанры публицистического стиля в устной и

1

письменной речи.

3

Подготовка радиопередачи «Первый эфир»
Постановка техника речи.

4

1
1

Публичное выступление
октябрь
Подготовка радиопередачи ко Дню Учителя.

5

1

6

Лексические, фразеологические, морфологические,
синтаксические, изобразительно-выразительные
особенности языковых средств публицистического стиля.

1

7

Подготовка радиопередачи « Культурные люди»

1

8

Радиопередача «Однажды на уроке…».

1

ноябрь
9

Подготовка радиопередачи ко Дню народного
единства.

1

Дата

10

Подготовка радиопередачи « В мире интересных профессий»

1
1

11

Подготовка радиопередачи «Музыкальный батл- или вкусах
не спорят»
декабрь

12

1
Подготовка радиопередачи « В мире открытий»

13

Заметка. Заметка информационного характера. Заметка
типа делового описания, заметка типа художественного
описания с элементами повествования, информационная
заметка с отрицательным содержанием, заметка на
дискуссионную тему, заметка-благодарность, заметкавопрос, заметка-просьба.

1

Хроника. Организация работы корреспондентов- хронекёров.
14 Расширенная информация.
Подготовка радиопередачи «Новогодний огонек»

15

1
1

январь
16

Интервью. Интервью-монолог, интервью-диалог.

1

17

Коллективное интервью, интервью-зарисовка.

1

18

Подготовка радиопередачи «По зимним тропам Урала»

1

19

Подготовка радиопередачи « Писатели и поэты нашего края»

1

февраль
20

Тренинг-практикум «Я беру интервью».

1

21

Подготовка радиопередачи «Умники и умницы»

1

22

Подготовка радиопередачи «День Защитника Отечества»

1

23

Репортаж. Событийный репортаж. Тематический репортаж.

1

Постановочный репортаж.
Подготовка радиопередачи «Широкая Масленица»
март
24

Подготовка радиопередачи «Путевые заметки родного края»
Подготовка радиопередачи «Твое здоровье в твоих руках»

25

1
1

Подготовка радиопередачи к 8 Марта
26

1

27 Радиопередача. «Впереди каникулы. Проведем интересно!»

1

апрель
Статья. Передовая статья. Статья, обобщающая опыт работы,
проблемная статья, критическая статья.

28

1

29 Газетная иллюстрация. Виды иллюстраций

1

(репортажный снимок, репортажный рисунок, портрет,
пейзаж, фотоэтюд, натюрморт, интерьер, экстерьер,
Радиопередача « По жизни с юмором»
30
31

1
Карикатура, дружеский шарж юмористический рисунок,
фотообвинение, плакат, монтаж, диаграммы, карты,
заставки, орнаменты, виньетки, репродукции).

1

май
32

Подготовка радиопередачи, посвященной Дню Победы.
Победы.

1

33

Радиопередача «Поздравляем выпускников»

1

34

Радиопередача «Это было круто!» Подведение итогов
учебного года.

1

2.4 Содержание учебного плана
Учащиеся знакомятся с основными жанрами публицистического стиля в устной и письменной
речи: хроника, заметка, статья, очерк, фельетон, интервью, репортаж, анкетирование; а также с
основными видами газетных иллюстраций: снимок, рисунок, портрет, пейзаж, фотоэтюд,
натюрморт, интерьер, экстерьер, карикатура, дружеский шарж, юмористический рисунок,

фотообвинение, плакат, монтаж, диаграммы, карты, заставки, орнаменты, виньетки,
репродукции).
Особенностью ведения данного курса является объединение теоретической и практической
частей. Порядок работы при этом может быть различным. На некоторых занятиях может быть
выбран дедуктивно-индуктивный путь, когда учащиеся сначала прослушивают докладсообщение
о каком-либо из газетных жанров, а затем анализируют работы, связанные с изучаемой темой.
Другие занятия, напротив, могут быть построены на основе индуктивнодедуктивного способа. В
этом случае проводятся практические занятия, на которых анализируются соответствующие
газетные публикации, а затем изучается теоретический материал.
Необходимо учитывать, что при организации работы учащихся над сочинениями в жанре
газетной публикации важную роль играет умение писать на заданную тему и подчинять свои
высказывания определённой мысли, собирать и систематизировать материал, пользоваться
черновиком, редактировать написанное и т.п.
Достижению поставленных целей поможет составление рабочих материалов, использование
записных книжек, блокнотов корреспондента. В рабочих материалах, помимо накопления
необходимых фактов, следует записывать слова, фразеологические сочетания, которые могут
понадобиться для раскрытия темы. Можно предложить школьникам сделать синтаксические
заголовки: словосочетания, помогающие наиболее точно и ярко выразить мысль автора;
предложения, с помощью которых может быть сделан зачин, выражена основная мысль или
подведены итоги высказывания. Особое внимание учащихся следует обратить на вопросы
взаимосвязи жанра и стиля.
Следует помнить, что существуют газетные жанры, с которыми дети знакомятся непосредственно
на занятиях. Это жанры так называемой информационной группы: хроника, краткая расширенная
информация, интервью, отчет, зарисовка, путевые заметки, репортаж. В методическом аспекте
очень важно показать юнкорам возможность предоставления одного и того же материала в
различных жанрах.
Участники программы знакомятся с основами журналистики, изучают технологии разработки и
реализации информационных проектов, участвуют в работе групп, тренингах, работают в
качестве корреспондентов и редакторов школьной газеты, участвуют в конкурсах различного
уровня.
По окончании обучения школьники должны иметь представление о роли информации в
современном обществе, о функциях и значении различных видов текстов, используемых в
журналистике. Иметь представления об элементарных техниках, необходимых для выстраивания
коммуникаций.
Иметь навыки работы с компьютером. Одним из важнейших итогов работы становится
самоопределение учащихся по отношению к программе и по отношению к собственной
профессиональной деятельности.
Логика разворачивания программы предусматривает три этапа:
На этапе подготовки учащиеся знакомятся с основными понятиями курса, теоретическими
положениями, изучают технологии и планируют свою работу на модуль, проводят сбор
информации и актуальных социальных проблем для разработки и оформления информационных
проектов.
На втором этапе – этапе деятельности школьники разрабатывают, оформляют и реализуют
информационные проекты, выстраивают отношения с
партнерами по продвижению и распространению созданных продуктов,
участвуют в работе школьного информационного центра. Задача педагога в это время –
обеспечить выполнение проектов до конца, помочь учащимся отследить и восполнить свои
образовательные дефициты.

В течение третьего этапа происходит демонстрация и рефлексия опыта, полученного
участниками программы.
Методы обучения, используемые в программе, это методы деятельностного и
проблемноориентированного обучения: метод проектов, дискуссии, имитационно-ролевые игры,
исследования.
В рамках образовательного процесса по программе большое внимание уделяется организации
содержательной рефлексии как одного из важнейших методов присвоения полученного опыта и
развития информационной компетентности учащихся.
2.5 Планируемые результаты
Для определения уровня знаний, умений и навыков обучающихся используются
критерии, установленные требованиями образовательной программы объединения.
Комплексную оценку составляет совокупность результатов, характеристика
способностей, приобретенных обучающимися. Личностные, метапредметные и предметные
результаты необходимы для индивидуальной и педагогической помощи и поддержки
обучающихся.
Метапредметные:
- знать правила техники безопасности;
- уметь применять полученные знания, умения и навыки в процессе коллективно-творческой
деятельности;
- знать духовно-нравственные обычаи нашей страны;
- развитие творческих способностей. Предметные:
-учащиеся получат элементарные представления о видах текстов, используемых в средствах
массовой информации и владеть приёмами по их составлению и редактированию;
-станут проявлять критическое отношение к анализируемой информации, проявляя при этом своё
ценностное отношение к своей жизни, школе, краю;
-научатся использовать в своей деятельности цифровыми образовательными ресурсами; -будут
готовы участвовать в дискуссиях, аргументировано отстаивая свою точку зрения, стремится к
содержательному общению;
-будут интересоваться социальными проблемами общества, и принимать участие в их решении.
Личностные:
- уметь культурно общаться;
- проявлять интерес к театральному искусству;
-уметь действовать в коллективе;
-быть работоспособным, ответственным, выносливым; сформировано чувство гражданственности и патриотизма -быть
коммуникативно развитым.

3. Комплекс организационно – педагогических условий.
3.1.

Календарный учебный график на 2022-2023 учебный год (т для одной группы)
сновные характеристики образовательного
процесса
Количество учебных недель
34

Количество учебных дней

68

Количество часов в неделю

1
34

Количество часов

16

Недель в 1 полугодии

18

Недель во 2 полугодии
Начало занятий
Каникулы

Выходные дни
.

3.2.

Окончание учебного года

5 сентября
С 29.10.2022 по 06. 11. 2022
С 28. 12.2022 по 08. 01. 2023
С 18. 03. 2023 по 26. 03. 2023
С 26. 057 2023 по 31. 08. 2023
нет
26 мая 2023г.

Условия реализации программы.

Материально – технологическое обеспечение:
Большая часть дидактического материала изготавливается самим педагогом: индивидуальные
комплекты дидактического материала для каждого ребенка (трафареты, шаблоны и пр.);
таблицы-памятки, схемы, технологические карты, информационные бюллетени; альбомы с
образцами, фотографиями.
Организация и проведение занятия (включает следующие структурные элементы: инструктажи:
вводный – проводится перед началом практической работы, текущий – во время выполнения
практической работы, заключительный
Материалы, инструменты, приспособления:
Блокноты, канцелярские принадлежности, компьютеры, ноутбуки, проектор, радиостанция.
Основные составляющие занятий:
практическая работа
физкультминутки подведение итогов,
анализ приведение в порядок
рабочего места.
Перечисленные элементы не обязательно использовать на каждом занятии. Дополнительное
образование позволяет преподавателю быть более свободным в выборе средств обучения,
импровизируя по своему усмотрению. Главное, чтобы труд становился для детей источником
радости, доставлял им удовольствие и моральное удовлетворение.
Во время занятий нужно делать перерывы для релаксирующих упражнений и пальчиковой
гимнастики. Необходимо хорошо знать особенности каждого ребенка и следить за его развитием
и состоянием на момент занятий. Приступая к работе, надо правильно организовать рабочее
место. Подобрать необходимые для занятий материалы, инструменты и приспособления, удобно
расположить их.

Кадровое обеспечение
Реализация программы осуществляется педагогом дополнительного образования, имеющим
высшее или среднее профессиональное образование, обладающим профессиональными
знаниями в сфере декоративно-прикладного творчества. Методическое обеспечение
I. «Методическое сопровождение программы» Методические материалы:
- пособия (см. Список литературы),
- дидактический материал (образцы изделий, наглядные пособия).

- Условия достижения наилучшего результата:
Ход занятия характеризуется эмоциональной насыщенностью и стремлением достичь
продуктивного результата через индивидуальное и коллективное творчество. В основу заложен
индивидуальный подход, уважение к личности ребенка, вера в его способности и возможности.
Педагог стремится воспитывать в детях самостоятельность и уверенность в своих силах. Чем
меньше запрограммированности в деятельности детей, тем радостней атмосфера занятий, тем
больше удовольствия получают они от совместного творчества, тем ярче и красочней становится
их эмоциональный мир.

-План и методика ведения воспитательной работы в объединении:
Значимым моментом при работе с детским объединением является воспитательная работа.
Главным звеном этой работы является создание и укрепление коллектива. Этому способствует
общие занятия, занятия по изучению актерского мастерства, сценической речи, сценического
движения, правильного нанесения грима, подготовка и проведение общих праздников,
выступлений.
Очень важны отношения в коллективе. Коллективная работа способствует не только
всестороннему эстетическому развитию, но и формирование нравственных качеств ребят,
обучает нормам достойного поведения. Одна из задач педагога - создать комфортный
микроклимат. Дружный творческий коллектив не только помогает детям обогащать себя
знаниями и умениями, но и чувствовать себя единым целым.
Похвала педагога за самостоятельное решение вопроса, постоянные поручения, беседы, а
также помощь младшим товарищам дают уверенность в себе и чувство удовлетворения. Важно,
чтобы старшие участники чувствовали ответственность за себя и за младших, а младшие –
уважали старших, видя в них защитников и помощников в деятельности.
Большое значение придается на занятиях играм. В игре нередко возникают достаточно
сложные ситуации, требующие от ребят нравственных решений и действий. Выполнять правила
игры обязаны все, и дети чувствуют, что победа победе – рознь. В игре недопустимы оскорбления
друг друга, грубость, нечестность. Они всегда ценят взаимопомощь, доброту, честность,
поддержку, внимание и чуткость. Воспитательное значение игры трудно переоценить. Другая
функция игры, физическое развитие, в игре совершенствуются двигательные навыки.
3.3. Контроль знаний, умений и навыков учащихся
Контроль знаний, умений и навыков учащихся обеспечивает оперативное управление учебным
процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую
функции, которые оцениваются по результатам теоретической и практической деятельности. В
системе дополнительного образования детей предмет «Лепка», также, как и другие
художественные дисциплины имеет свою специфику и систему оценок. Первым критерием
оценки художественно-пластических способностей является способность к овладению

материалом, то есть способность понимать, чувствовать фактуру и текстуру материала. О
наличии таких способностей можно судить по успеху – творческому росту.
Вторым не менее существенным показателем является проявление поисковой активности. Это,
прежде всего, уверенность в себе, высокая самооценка, так как именно в художественном
творчестве неудачи неизбежны. Человек с высокой самооценкой извлекает уроки из неудач, ищет
другие пути решения задач, то есть ведёт творческий поиск.
Третьим и главным критерием оценки «успешности» является оригинальность исполнения. Под
оригинальностью понимается способность к передаче основных форм натуры и в то же время к
преднамеренному её изменению с целью выделения главного, существенного в изображении. Это
выражается, прежде всего, в верной трактовке пропорций, когда художник стремится передать
главное в характере изображаемого объекта. По данным ряда исследователей А.Н. Леонтьева,
Н.С. Лейтес и других, спонтанно возникающая у детей потребность к изобразительной
деятельности является основным признаком наличия у них художественнотворческих
способностей.
Оценка результатов творческих работ учащихся включает в себя три блока критериев, каждый из
которых подразумевает наличие или отсутствие определенных параметров по уровням – низкий,
средний или высокий (см. таблица 1).
Составляющие
техники речи

Критерии оценки речи оратора
Высокий уровень

Низкий уровень

четкое произнесение звуков и слов

невнятное произнесение;
дефекты речи; глотание"
звуков и слогов

Темп

1) нормальный: 120 слов в минуту; 2)
умение менять (замедлять или
убыстрять) темп при необходимости

1) темп слишком быстрый или
слишком медленный, 2)
однородный темп на
протяжении всего
выступления

Интонация

мелодическое разнообразие речи;
необходимые логические акценты и
паузы

мелодическое однообразие;
непредвиденные затянутые
паузы

Голос

1) умение менять (повышать и
понижать) тон;

1) монотонный голос
(одинаково высокий либо

Дикция

2)
достаточно громкий (уверенный) низкий);
2)
тихий, неуверенный,
голос;
затухающий голос;
3)
приятный голос
3)
неприятный голос
("крикливый", "хриплый" и
т.д.)

Список литературы
1.

Каргаполов В.В. Советская журналистика. Детское и юношеское радиовещание. АГУ,2011

2.

Летунов Ю.А. Время. Люди. Микрофон. М.: Искусство,2010

3.

Меньшикова А.А. Радио-детям/А.А.Меньшикова –М.: НМО ГКРТ, 2008.

4.

Шерель А.А. Радиожурналистика. -М.: Дело, Издательство Московского университета,
2000

5.

Фразеологический словарь русского языка.Под.ред.А.И.Федорова.М.,1995

6.

Энциклопедия книжного дела.М.,1998


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».