Муниципальная бюджетная общеобразовательная школа-интернат «Общеобразовательная школа-интернат среднего общего образования № 17 «Юные спасатели МЧС» Принята на заседании Утверждаю педагогического совета Директор средней средней школы-интернат № 17 школы-интернат № 17 Протокол № 1 от 30.08.2023 ___________Самойленко Н.Ю. 30.08.2023 г. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа интеллектуальной направленности «Классное радио» Возраст обучающихся: 11-16 лет Срок реализации: 1 год Верхняя Салда 2023 год 1. Нормативно-правовые документы Дополнительная общеобразовательная программа интеллектуальной направленности «Классное радио» основывается на нормативных правовых актах и государственных программных документах: 1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ); 2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.); 3. Стратегия развития воспитания в РФ на период (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р); до 2025 года 4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН); 5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; 6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок); 7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196«; 8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»; 9. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». 2. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ 2.1. Пояснительная записка. Направленность программы: интеллектуальная Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Классное радио» (далее программа) разработана в соответствии со следующими нормативными правовыми актами и государственными программными документами: Федеральный уровень: - Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-фз от 29.12.2012) - Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р) - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» (Далее-СанПиН) - Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении рекомендаций» (вместе с «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». - Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка и организации осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам) - Приказ Министерства просвещения РФ от 30.09.2020 г. №533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утверждённый приказом Министерства просвещения Российской Федерации 09.11.2018 г. № 196». - Приказ Миноборонауки России от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологии при реализации образовательных программ». Региональный уровень: - Приказ Министерства образования и молодёжной политики Свердловской области от 26.06.2019 № 70-Д «Об утверждении методических рекомендаций «Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Свердловской области». - Приказ Министерства образования и молодёжной политики Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». Муниципальный уровень: - Постановление Администрации Верхнесалдинского городского округа от 01. 10. 2019 г. №2789 «Об утверждении Положения о персонифицированном дополнительном образовании детей на территории Верхнесалдинского городского округа» Уровень учреждения: - Учебный план дополнительного образования детей в Средней школе интернат №17 - Положение о дополнительном образовании детей в Средней школе интернат №17 Актуальность программы Одной из эффективных форм образовательной деятельности учащихся в школе является создание школьной радиостанции. Работа по созданию школьных радиопрограмм помогает выявить активных, талантливых ребят, поэтому создание кружка «Классное радио» является очень актуальным. Эта работа складывается из нескольких направлений: информационное, образовательное, воспитательное. Тематика радиопередач, формы, темы, рубрики могут быть весьма разнообразными: тематические радиовыпуски, праздничные программы, музыкальные программы. Каждую тему радиопередачи необходимо облечь в интересную форму (диалоги, репортажи, интервью), и поэтому программа кружка предполагает занятия по составлению и написанию интервью, репортажей и т. д. Участие школьников в системе школьного радиовещания развивает такие важные личностные качества, как коммуникабельность, общую эрудицию, уровень культуры, выразительность речи. Программа рассчитана на школьников в возрасте от 11 до 16 лет на 34 учебных недели (2 часа в неделю), и предполагает выпуск радиопередач по самым различным направлениям: спортивнооздоровительное, гуманитарное, художественно - эстетическое, гражданско - патриотическое. Работа кружка «Классное радио» организована на совместную работу со Школьным музеем, Школьным самоуправлением и администрацией школы, и представителями сторонних организаций. Создание школьного медиа-класса учащихся в школе очень актуально. Работа по созданию школьных радиопрограмм помогает выявить активных, талантливых и увлечённых детей. Участие в работе школьного медиа- на развитие личности ребёнка, его качеств, умений и навыков, сплачивает учащихся разного возраста. Количество групп: 2 (младшая – 11-13 лет; старшая- 14-16 лет) Наполняемость одной группы: 6 человек. Режим занятий: занятия проходят 1 раз в неделю по 1 академическому часу (для каждой группы) в соответствии с СанПиН нормами. Общее количество часов в неделю – 1 часа. Объём общеразвивающей программы составляет 34 часа. Срок освоения общеразвивающей программы. Программа рассчитана на 1 год (9месяцев) обучения. Особенности организации образовательного процесса Форма реализации образовательной программы – традиционная модель реализации программы, которая представляет собой линейную последовательность освоения содержания в течении одного года обучения в одной образовательной организации. Формы обучения: Групповая, индивидуально-групповая. Форма занятий – групповая и индивидуальная работа, со всей группой одновременно. 2.2 Цель и задачи общеразвивающей программы Цель: Школьный медиа-класс создается в целях повышения результативности учебновоспитательного процесса, организации на её базе различных форм образовательной деятельности учащихся и развития их личностных качеств. Задачи: -создание творческого коллектива детей, объединяющего ребят самых разных способностей; вовлечение детей в различные формы творческой деятельности по выпуску радиопрограмм; разумное, целесообразное приобщение детей к современной технике, привитие умений и навыков правильного взаимодействия с ней; -расширение информационно-познавательных возможностей учащихся. 2.3 Календарно-тематическое планирование. № п/п Тема Колво часов сентябрь 1 Вводное занятие. Тренинг по сплочению группы. Распределение ролей. 1 Стили и типы текстов. 2 Основные жанры публицистического стиля в устной и 1 письменной речи. 3 Подготовка радиопередачи «Первый эфир» Постановка техника речи. 4 1 1 Публичное выступление октябрь Подготовка радиопередачи ко Дню Учителя. 5 1 6 Лексические, фразеологические, морфологические, синтаксические, изобразительно-выразительные особенности языковых средств публицистического стиля. 1 7 Подготовка радиопередачи « Культурные люди» 1 8 Радиопередача «Однажды на уроке…». 1 ноябрь 9 Подготовка радиопередачи ко Дню народного единства. 1 Дата 10 Подготовка радиопередачи « В мире интересных профессий» 1 1 11 Подготовка радиопередачи «Музыкальный батл- или вкусах не спорят» декабрь 12 1 Подготовка радиопередачи « В мире открытий» 13 Заметка. Заметка информационного характера. Заметка типа делового описания, заметка типа художественного описания с элементами повествования, информационная заметка с отрицательным содержанием, заметка на дискуссионную тему, заметка-благодарность, заметкавопрос, заметка-просьба. 1 Хроника. Организация работы корреспондентов- хронекёров. 14 Расширенная информация. Подготовка радиопередачи «Новогодний огонек» 15 1 1 январь 16 Интервью. Интервью-монолог, интервью-диалог. 1 17 Коллективное интервью, интервью-зарисовка. 1 18 Подготовка радиопередачи «По зимним тропам Урала» 1 19 Подготовка радиопередачи « Писатели и поэты нашего края» 1 февраль 20 Тренинг-практикум «Я беру интервью». 1 21 Подготовка радиопередачи «Умники и умницы» 1 22 Подготовка радиопередачи «День Защитника Отечества» 1 23 Репортаж. Событийный репортаж. Тематический репортаж. 1 Постановочный репортаж. Подготовка радиопередачи «Широкая Масленица» март 24 Подготовка радиопередачи «Путевые заметки родного края» Подготовка радиопередачи «Твое здоровье в твоих руках» 25 1 1 Подготовка радиопередачи к 8 Марта 26 1 27 Радиопередача. «Впереди каникулы. Проведем интересно!» 1 апрель Статья. Передовая статья. Статья, обобщающая опыт работы, проблемная статья, критическая статья. 28 1 29 Газетная иллюстрация. Виды иллюстраций 1 (репортажный снимок, репортажный рисунок, портрет, пейзаж, фотоэтюд, натюрморт, интерьер, экстерьер, Радиопередача « По жизни с юмором» 30 31 1 Карикатура, дружеский шарж юмористический рисунок, фотообвинение, плакат, монтаж, диаграммы, карты, заставки, орнаменты, виньетки, репродукции). 1 май 32 Подготовка радиопередачи, посвященной Дню Победы. Победы. 1 33 Радиопередача «Поздравляем выпускников» 1 34 Радиопередача «Это было круто!» Подведение итогов учебного года. 1 2.4 Содержание учебного плана Учащиеся знакомятся с основными жанрами публицистического стиля в устной и письменной речи: хроника, заметка, статья, очерк, фельетон, интервью, репортаж, анкетирование; а также с основными видами газетных иллюстраций: снимок, рисунок, портрет, пейзаж, фотоэтюд, натюрморт, интерьер, экстерьер, карикатура, дружеский шарж, юмористический рисунок, фотообвинение, плакат, монтаж, диаграммы, карты, заставки, орнаменты, виньетки, репродукции). Особенностью ведения данного курса является объединение теоретической и практической частей. Порядок работы при этом может быть различным. На некоторых занятиях может быть выбран дедуктивно-индуктивный путь, когда учащиеся сначала прослушивают докладсообщение о каком-либо из газетных жанров, а затем анализируют работы, связанные с изучаемой темой. Другие занятия, напротив, могут быть построены на основе индуктивнодедуктивного способа. В этом случае проводятся практические занятия, на которых анализируются соответствующие газетные публикации, а затем изучается теоретический материал. Необходимо учитывать, что при организации работы учащихся над сочинениями в жанре газетной публикации важную роль играет умение писать на заданную тему и подчинять свои высказывания определённой мысли, собирать и систематизировать материал, пользоваться черновиком, редактировать написанное и т.п. Достижению поставленных целей поможет составление рабочих материалов, использование записных книжек, блокнотов корреспондента. В рабочих материалах, помимо накопления необходимых фактов, следует записывать слова, фразеологические сочетания, которые могут понадобиться для раскрытия темы. Можно предложить школьникам сделать синтаксические заголовки: словосочетания, помогающие наиболее точно и ярко выразить мысль автора; предложения, с помощью которых может быть сделан зачин, выражена основная мысль или подведены итоги высказывания. Особое внимание учащихся следует обратить на вопросы взаимосвязи жанра и стиля. Следует помнить, что существуют газетные жанры, с которыми дети знакомятся непосредственно на занятиях. Это жанры так называемой информационной группы: хроника, краткая расширенная информация, интервью, отчет, зарисовка, путевые заметки, репортаж. В методическом аспекте очень важно показать юнкорам возможность предоставления одного и того же материала в различных жанрах. Участники программы знакомятся с основами журналистики, изучают технологии разработки и реализации информационных проектов, участвуют в работе групп, тренингах, работают в качестве корреспондентов и редакторов школьной газеты, участвуют в конкурсах различного уровня. По окончании обучения школьники должны иметь представление о роли информации в современном обществе, о функциях и значении различных видов текстов, используемых в журналистике. Иметь представления об элементарных техниках, необходимых для выстраивания коммуникаций. Иметь навыки работы с компьютером. Одним из важнейших итогов работы становится самоопределение учащихся по отношению к программе и по отношению к собственной профессиональной деятельности. Логика разворачивания программы предусматривает три этапа: На этапе подготовки учащиеся знакомятся с основными понятиями курса, теоретическими положениями, изучают технологии и планируют свою работу на модуль, проводят сбор информации и актуальных социальных проблем для разработки и оформления информационных проектов. На втором этапе – этапе деятельности школьники разрабатывают, оформляют и реализуют информационные проекты, выстраивают отношения с партнерами по продвижению и распространению созданных продуктов, участвуют в работе школьного информационного центра. Задача педагога в это время – обеспечить выполнение проектов до конца, помочь учащимся отследить и восполнить свои образовательные дефициты. В течение третьего этапа происходит демонстрация и рефлексия опыта, полученного участниками программы. Методы обучения, используемые в программе, это методы деятельностного и проблемноориентированного обучения: метод проектов, дискуссии, имитационно-ролевые игры, исследования. В рамках образовательного процесса по программе большое внимание уделяется организации содержательной рефлексии как одного из важнейших методов присвоения полученного опыта и развития информационной компетентности учащихся. 2.5 Планируемые результаты Для определения уровня знаний, умений и навыков обучающихся используются критерии, установленные требованиями образовательной программы объединения. Комплексную оценку составляет совокупность результатов, характеристика способностей, приобретенных обучающимися. Личностные, метапредметные и предметные результаты необходимы для индивидуальной и педагогической помощи и поддержки обучающихся. Метапредметные: - знать правила техники безопасности; - уметь применять полученные знания, умения и навыки в процессе коллективно-творческой деятельности; - знать духовно-нравственные обычаи нашей страны; - развитие творческих способностей. Предметные: -учащиеся получат элементарные представления о видах текстов, используемых в средствах массовой информации и владеть приёмами по их составлению и редактированию; -станут проявлять критическое отношение к анализируемой информации, проявляя при этом своё ценностное отношение к своей жизни, школе, краю; -научатся использовать в своей деятельности цифровыми образовательными ресурсами; -будут готовы участвовать в дискуссиях, аргументировано отстаивая свою точку зрения, стремится к содержательному общению; -будут интересоваться социальными проблемами общества, и принимать участие в их решении. Личностные: - уметь культурно общаться; - проявлять интерес к театральному искусству; -уметь действовать в коллективе; -быть работоспособным, ответственным, выносливым; сформировано чувство гражданственности и патриотизма -быть коммуникативно развитым. 3. Комплекс организационно – педагогических условий. 3.1. Календарный учебный график на 2022-2023 учебный год (т для одной группы) сновные характеристики образовательного процесса Количество учебных недель 34 Количество учебных дней 68 Количество часов в неделю 1 34 Количество часов 16 Недель в 1 полугодии 18 Недель во 2 полугодии Начало занятий Каникулы Выходные дни . 3.2. Окончание учебного года 5 сентября С 29.10.2022 по 06. 11. 2022 С 28. 12.2022 по 08. 01. 2023 С 18. 03. 2023 по 26. 03. 2023 С 26. 057 2023 по 31. 08. 2023 нет 26 мая 2023г. Условия реализации программы. Материально – технологическое обеспечение: Большая часть дидактического материала изготавливается самим педагогом: индивидуальные комплекты дидактического материала для каждого ребенка (трафареты, шаблоны и пр.); таблицы-памятки, схемы, технологические карты, информационные бюллетени; альбомы с образцами, фотографиями. Организация и проведение занятия (включает следующие структурные элементы: инструктажи: вводный – проводится перед началом практической работы, текущий – во время выполнения практической работы, заключительный Материалы, инструменты, приспособления: Блокноты, канцелярские принадлежности, компьютеры, ноутбуки, проектор, радиостанция. Основные составляющие занятий: практическая работа физкультминутки подведение итогов, анализ приведение в порядок рабочего места. Перечисленные элементы не обязательно использовать на каждом занятии. Дополнительное образование позволяет преподавателю быть более свободным в выборе средств обучения, импровизируя по своему усмотрению. Главное, чтобы труд становился для детей источником радости, доставлял им удовольствие и моральное удовлетворение. Во время занятий нужно делать перерывы для релаксирующих упражнений и пальчиковой гимнастики. Необходимо хорошо знать особенности каждого ребенка и следить за его развитием и состоянием на момент занятий. Приступая к работе, надо правильно организовать рабочее место. Подобрать необходимые для занятий материалы, инструменты и приспособления, удобно расположить их. Кадровое обеспечение Реализация программы осуществляется педагогом дополнительного образования, имеющим высшее или среднее профессиональное образование, обладающим профессиональными знаниями в сфере декоративно-прикладного творчества. Методическое обеспечение I. «Методическое сопровождение программы» Методические материалы: - пособия (см. Список литературы), - дидактический материал (образцы изделий, наглядные пособия). - Условия достижения наилучшего результата: Ход занятия характеризуется эмоциональной насыщенностью и стремлением достичь продуктивного результата через индивидуальное и коллективное творчество. В основу заложен индивидуальный подход, уважение к личности ребенка, вера в его способности и возможности. Педагог стремится воспитывать в детях самостоятельность и уверенность в своих силах. Чем меньше запрограммированности в деятельности детей, тем радостней атмосфера занятий, тем больше удовольствия получают они от совместного творчества, тем ярче и красочней становится их эмоциональный мир. -План и методика ведения воспитательной работы в объединении: Значимым моментом при работе с детским объединением является воспитательная работа. Главным звеном этой работы является создание и укрепление коллектива. Этому способствует общие занятия, занятия по изучению актерского мастерства, сценической речи, сценического движения, правильного нанесения грима, подготовка и проведение общих праздников, выступлений. Очень важны отношения в коллективе. Коллективная работа способствует не только всестороннему эстетическому развитию, но и формирование нравственных качеств ребят, обучает нормам достойного поведения. Одна из задач педагога - создать комфортный микроклимат. Дружный творческий коллектив не только помогает детям обогащать себя знаниями и умениями, но и чувствовать себя единым целым. Похвала педагога за самостоятельное решение вопроса, постоянные поручения, беседы, а также помощь младшим товарищам дают уверенность в себе и чувство удовлетворения. Важно, чтобы старшие участники чувствовали ответственность за себя и за младших, а младшие – уважали старших, видя в них защитников и помощников в деятельности. Большое значение придается на занятиях играм. В игре нередко возникают достаточно сложные ситуации, требующие от ребят нравственных решений и действий. Выполнять правила игры обязаны все, и дети чувствуют, что победа победе – рознь. В игре недопустимы оскорбления друг друга, грубость, нечестность. Они всегда ценят взаимопомощь, доброту, честность, поддержку, внимание и чуткость. Воспитательное значение игры трудно переоценить. Другая функция игры, физическое развитие, в игре совершенствуются двигательные навыки. 3.3. Контроль знаний, умений и навыков учащихся Контроль знаний, умений и навыков учащихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции, которые оцениваются по результатам теоретической и практической деятельности. В системе дополнительного образования детей предмет «Лепка», также, как и другие художественные дисциплины имеет свою специфику и систему оценок. Первым критерием оценки художественно-пластических способностей является способность к овладению материалом, то есть способность понимать, чувствовать фактуру и текстуру материала. О наличии таких способностей можно судить по успеху – творческому росту. Вторым не менее существенным показателем является проявление поисковой активности. Это, прежде всего, уверенность в себе, высокая самооценка, так как именно в художественном творчестве неудачи неизбежны. Человек с высокой самооценкой извлекает уроки из неудач, ищет другие пути решения задач, то есть ведёт творческий поиск. Третьим и главным критерием оценки «успешности» является оригинальность исполнения. Под оригинальностью понимается способность к передаче основных форм натуры и в то же время к преднамеренному её изменению с целью выделения главного, существенного в изображении. Это выражается, прежде всего, в верной трактовке пропорций, когда художник стремится передать главное в характере изображаемого объекта. По данным ряда исследователей А.Н. Леонтьева, Н.С. Лейтес и других, спонтанно возникающая у детей потребность к изобразительной деятельности является основным признаком наличия у них художественнотворческих способностей. Оценка результатов творческих работ учащихся включает в себя три блока критериев, каждый из которых подразумевает наличие или отсутствие определенных параметров по уровням – низкий, средний или высокий (см. таблица 1). Составляющие техники речи Критерии оценки речи оратора Высокий уровень Низкий уровень четкое произнесение звуков и слов невнятное произнесение; дефекты речи; глотание" звуков и слогов Темп 1) нормальный: 120 слов в минуту; 2) умение менять (замедлять или убыстрять) темп при необходимости 1) темп слишком быстрый или слишком медленный, 2) однородный темп на протяжении всего выступления Интонация мелодическое разнообразие речи; необходимые логические акценты и паузы мелодическое однообразие; непредвиденные затянутые паузы Голос 1) умение менять (повышать и понижать) тон; 1) монотонный голос (одинаково высокий либо Дикция 2) достаточно громкий (уверенный) низкий); 2) тихий, неуверенный, голос; затухающий голос; 3) приятный голос 3) неприятный голос ("крикливый", "хриплый" и т.д.) Список литературы 1. Каргаполов В.В. Советская журналистика. Детское и юношеское радиовещание. АГУ,2011 2. Летунов Ю.А. Время. Люди. Микрофон. М.: Искусство,2010 3. Меньшикова А.А. Радио-детям/А.А.Меньшикова –М.: НМО ГКРТ, 2008. 4. Шерель А.А. Радиожурналистика. -М.: Дело, Издательство Московского университета, 2000 5. Фразеологический словарь русского языка.Под.ред.А.И.Федорова.М.,1995 6. Энциклопедия книжного дела.М.,1998