Муниципальная бюджетная общеобразовательная школа-интернат
«Общеобразовательная школа-интернат среднего общего образования № 17
«Юные спасатели МЧС»
Принята на заседании
Утверждаю
педагогического совета
Директор средней
средней школы-интернат № 17
школы-интернат № 17
Протокол № 1 от 30.08.2023
___________Самойленко Н.Ю.
30.08.2023 г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
интеллектуальной направленности
«Классное радио»
Возраст обучающихся: 11-16 лет
Срок реализации: 1 год
Верхняя Салда
2023 год
1. Нормативно-правовые документы
Дополнительная общеобразовательная программа интеллектуальной направленности
«Классное радио» основывается на нормативных правовых актах и государственных
программных документах:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
(далее – ФЗ);
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3. Стратегия развития воспитания в РФ
на
период
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
до 2025
года
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования
к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее –
СанПиН); 5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. №
816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ»; 6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации
от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок);
7. Приказ
Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020
года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196«; 8. Приказ
Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении
Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
9. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от
30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
2. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
2.1. Пояснительная записка.
Направленность программы: интеллектуальная
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Классное радио»
(далее программа) разработана в соответствии со следующими нормативными правовыми
актами и государственными программными документами:
Федеральный уровень:
-
Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-фз от 29.12.2012)
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утв.
распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р)
-
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»
(Далее-СанПиН)
-
Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении рекомендаций»
(вместе с «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы)».
-
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196
«Об утверждении Порядка и организации осуществления образовательной деятельности по
дополнительным
общеобразовательным
программам» (далее-
Порядок
организации
и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам)
-
Приказ Министерства просвещения РФ от 30.09.2020 г. №533 «О внесении изменений
в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам, утверждённый приказом Министерства просвещения
Российской Федерации 09.11.2018 г. № 196».
-
Приказ Миноборонауки России от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного
обучения, дистанционных образовательных технологии при реализации образовательных
программ».
Региональный уровень:
-
Приказ Министерства образования и молодёжной политики Свердловской области от
26.06.2019
№
70-Д
«Об
утверждении
методических
рекомендаций
«Правила
персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Свердловской
области».
-
Приказ Министерства образования и молодёжной политики Свердловской области от
30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
Муниципальный уровень:
-
Постановление Администрации Верхнесалдинского городского округа от 01. 10. 2019
г. №2789 «Об утверждении Положения о персонифицированном дополнительном образовании
детей на территории Верхнесалдинского городского округа» Уровень учреждения:
-
Учебный план дополнительного образования детей в Средней школе интернат №17
-
Положение о дополнительном образовании детей в Средней школе интернат №17
Актуальность программы
Одной из эффективных форм образовательной деятельности учащихся в школе является
создание школьной радиостанции. Работа по созданию школьных радиопрограмм помогает
выявить активных, талантливых ребят, поэтому создание кружка «Классное радио» является
очень актуальным.
Эта работа складывается из нескольких направлений: информационное, образовательное,
воспитательное. Тематика радиопередач, формы, темы, рубрики могут быть весьма
разнообразными: тематические радиовыпуски, праздничные программы, музыкальные
программы.
Каждую тему радиопередачи необходимо облечь в интересную форму (диалоги, репортажи,
интервью), и поэтому программа кружка предполагает занятия по составлению и написанию
интервью, репортажей и т. д. Участие школьников в системе школьного радиовещания развивает
такие важные личностные качества, как коммуникабельность, общую эрудицию, уровень
культуры, выразительность речи.
Программа рассчитана на школьников в возрасте от 11 до 16 лет на 34 учебных недели (2 часа
в неделю), и предполагает выпуск радиопередач по самым различным направлениям: спортивнооздоровительное, гуманитарное, художественно - эстетическое, гражданско - патриотическое.
Работа кружка «Классное радио» организована на совместную работу со Школьным музеем,
Школьным самоуправлением и администрацией школы, и представителями сторонних
организаций.
Создание школьного медиа-класса учащихся в школе очень актуально. Работа по созданию
школьных радиопрограмм помогает выявить активных, талантливых и увлечённых детей.
Участие в работе школьного медиа- на развитие личности ребёнка, его качеств, умений и
навыков, сплачивает учащихся разного возраста.
Количество групп: 2 (младшая – 11-13 лет; старшая- 14-16 лет) Наполняемость
одной группы: 6 человек.
Режим занятий: занятия проходят 1 раз в неделю по 1 академическому часу (для каждой
группы) в соответствии с СанПиН нормами. Общее количество часов в неделю – 1 часа.
Объём общеразвивающей программы составляет 34 часа.
Срок освоения общеразвивающей программы. Программа рассчитана на 1 год (9месяцев)
обучения.
Особенности организации образовательного процесса
Форма реализации образовательной программы – традиционная модель реализации программы,
которая представляет собой линейную последовательность освоения содержания в течении
одного года обучения в одной образовательной организации. Формы обучения:
Групповая, индивидуально-групповая. Форма занятий – групповая и индивидуальная
работа, со всей группой одновременно.
2.2 Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель: Школьный медиа-класс создается в целях повышения результативности
учебновоспитательного процесса, организации на её базе различных форм образовательной
деятельности учащихся и развития их личностных качеств.
Задачи:
-создание творческого коллектива детей, объединяющего ребят самых разных способностей;
вовлечение детей в различные формы творческой деятельности по выпуску радиопрограмм; разумное, целесообразное приобщение детей к современной технике, привитие умений и навыков
правильного взаимодействия с ней; -расширение информационно-познавательных возможностей
учащихся.
2.3 Календарно-тематическое планирование.
№ п/п
Тема
Колво
часов
сентябрь
1
Вводное занятие. Тренинг по сплочению группы.
Распределение ролей.
1
Стили и типы текстов.
2
Основные жанры публицистического стиля в устной и
1
письменной речи.
3
Подготовка радиопередачи «Первый эфир»
Постановка техника речи.
4
1
1
Публичное выступление
октябрь
Подготовка радиопередачи ко Дню Учителя.
5
1
6
Лексические, фразеологические, морфологические,
синтаксические, изобразительно-выразительные
особенности языковых средств публицистического стиля.
1
7
Подготовка радиопередачи « Культурные люди»
1
8
Радиопередача «Однажды на уроке…».
1
ноябрь
9
Подготовка радиопередачи ко Дню народного
единства.
1
Дата
10
Подготовка радиопередачи « В мире интересных профессий»
1
1
11
Подготовка радиопередачи «Музыкальный батл- или вкусах
не спорят»
декабрь
12
1
Подготовка радиопередачи « В мире открытий»
13
Заметка. Заметка информационного характера. Заметка
типа делового описания, заметка типа художественного
описания с элементами повествования, информационная
заметка с отрицательным содержанием, заметка на
дискуссионную тему, заметка-благодарность, заметкавопрос, заметка-просьба.
1
Хроника. Организация работы корреспондентов- хронекёров.
14 Расширенная информация.
Подготовка радиопередачи «Новогодний огонек»
15
1
1
январь
16
Интервью. Интервью-монолог, интервью-диалог.
1
17
Коллективное интервью, интервью-зарисовка.
1
18
Подготовка радиопередачи «По зимним тропам Урала»
1
19
Подготовка радиопередачи « Писатели и поэты нашего края»
1
февраль
20
Тренинг-практикум «Я беру интервью».
1
21
Подготовка радиопередачи «Умники и умницы»
1
22
Подготовка радиопередачи «День Защитника Отечества»
1
23
Репортаж. Событийный репортаж. Тематический репортаж.
1
Постановочный репортаж.
Подготовка радиопередачи «Широкая Масленица»
март
24
Подготовка радиопередачи «Путевые заметки родного края»
Подготовка радиопередачи «Твое здоровье в твоих руках»
25
1
1
Подготовка радиопередачи к 8 Марта
26
1
27 Радиопередача. «Впереди каникулы. Проведем интересно!»
1
апрель
Статья. Передовая статья. Статья, обобщающая опыт работы,
проблемная статья, критическая статья.
28
1
29 Газетная иллюстрация. Виды иллюстраций
1
(репортажный снимок, репортажный рисунок, портрет,
пейзаж, фотоэтюд, натюрморт, интерьер, экстерьер,
Радиопередача « По жизни с юмором»
30
31
1
Карикатура, дружеский шарж юмористический рисунок,
фотообвинение, плакат, монтаж, диаграммы, карты,
заставки, орнаменты, виньетки, репродукции).
1
май
32
Подготовка радиопередачи, посвященной Дню Победы.
Победы.
1
33
Радиопередача «Поздравляем выпускников»
1
34
Радиопередача «Это было круто!» Подведение итогов
учебного года.
1
2.4 Содержание учебного плана
Учащиеся знакомятся с основными жанрами публицистического стиля в устной и письменной
речи: хроника, заметка, статья, очерк, фельетон, интервью, репортаж, анкетирование; а также с
основными видами газетных иллюстраций: снимок, рисунок, портрет, пейзаж, фотоэтюд,
натюрморт, интерьер, экстерьер, карикатура, дружеский шарж, юмористический рисунок,
фотообвинение, плакат, монтаж, диаграммы, карты, заставки, орнаменты, виньетки,
репродукции).
Особенностью ведения данного курса является объединение теоретической и практической
частей. Порядок работы при этом может быть различным. На некоторых занятиях может быть
выбран дедуктивно-индуктивный путь, когда учащиеся сначала прослушивают докладсообщение
о каком-либо из газетных жанров, а затем анализируют работы, связанные с изучаемой темой.
Другие занятия, напротив, могут быть построены на основе индуктивнодедуктивного способа. В
этом случае проводятся практические занятия, на которых анализируются соответствующие
газетные публикации, а затем изучается теоретический материал.
Необходимо учитывать, что при организации работы учащихся над сочинениями в жанре
газетной публикации важную роль играет умение писать на заданную тему и подчинять свои
высказывания определённой мысли, собирать и систематизировать материал, пользоваться
черновиком, редактировать написанное и т.п.
Достижению поставленных целей поможет составление рабочих материалов, использование
записных книжек, блокнотов корреспондента. В рабочих материалах, помимо накопления
необходимых фактов, следует записывать слова, фразеологические сочетания, которые могут
понадобиться для раскрытия темы. Можно предложить школьникам сделать синтаксические
заголовки: словосочетания, помогающие наиболее точно и ярко выразить мысль автора;
предложения, с помощью которых может быть сделан зачин, выражена основная мысль или
подведены итоги высказывания. Особое внимание учащихся следует обратить на вопросы
взаимосвязи жанра и стиля.
Следует помнить, что существуют газетные жанры, с которыми дети знакомятся непосредственно
на занятиях. Это жанры так называемой информационной группы: хроника, краткая расширенная
информация, интервью, отчет, зарисовка, путевые заметки, репортаж. В методическом аспекте
очень важно показать юнкорам возможность предоставления одного и того же материала в
различных жанрах.
Участники программы знакомятся с основами журналистики, изучают технологии разработки и
реализации информационных проектов, участвуют в работе групп, тренингах, работают в
качестве корреспондентов и редакторов школьной газеты, участвуют в конкурсах различного
уровня.
По окончании обучения школьники должны иметь представление о роли информации в
современном обществе, о функциях и значении различных видов текстов, используемых в
журналистике. Иметь представления об элементарных техниках, необходимых для выстраивания
коммуникаций.
Иметь навыки работы с компьютером. Одним из важнейших итогов работы становится
самоопределение учащихся по отношению к программе и по отношению к собственной
профессиональной деятельности.
Логика разворачивания программы предусматривает три этапа:
На этапе подготовки учащиеся знакомятся с основными понятиями курса, теоретическими
положениями, изучают технологии и планируют свою работу на модуль, проводят сбор
информации и актуальных социальных проблем для разработки и оформления информационных
проектов.
На втором этапе – этапе деятельности школьники разрабатывают, оформляют и реализуют
информационные проекты, выстраивают отношения с
партнерами по продвижению и распространению созданных продуктов,
участвуют в работе школьного информационного центра. Задача педагога в это время –
обеспечить выполнение проектов до конца, помочь учащимся отследить и восполнить свои
образовательные дефициты.
В течение третьего этапа происходит демонстрация и рефлексия опыта, полученного
участниками программы.
Методы обучения, используемые в программе, это методы деятельностного и
проблемноориентированного обучения: метод проектов, дискуссии, имитационно-ролевые игры,
исследования.
В рамках образовательного процесса по программе большое внимание уделяется организации
содержательной рефлексии как одного из важнейших методов присвоения полученного опыта и
развития информационной компетентности учащихся.
2.5 Планируемые результаты
Для определения уровня знаний, умений и навыков обучающихся используются
критерии, установленные требованиями образовательной программы объединения.
Комплексную оценку составляет совокупность результатов, характеристика
способностей, приобретенных обучающимися. Личностные, метапредметные и предметные
результаты необходимы для индивидуальной и педагогической помощи и поддержки
обучающихся.
Метапредметные:
- знать правила техники безопасности;
- уметь применять полученные знания, умения и навыки в процессе коллективно-творческой
деятельности;
- знать духовно-нравственные обычаи нашей страны;
- развитие творческих способностей. Предметные:
-учащиеся получат элементарные представления о видах текстов, используемых в средствах
массовой информации и владеть приёмами по их составлению и редактированию;
-станут проявлять критическое отношение к анализируемой информации, проявляя при этом своё
ценностное отношение к своей жизни, школе, краю;
-научатся использовать в своей деятельности цифровыми образовательными ресурсами; -будут
готовы участвовать в дискуссиях, аргументировано отстаивая свою точку зрения, стремится к
содержательному общению;
-будут интересоваться социальными проблемами общества, и принимать участие в их решении.
Личностные:
- уметь культурно общаться;
- проявлять интерес к театральному искусству;
-уметь действовать в коллективе;
-быть работоспособным, ответственным, выносливым; сформировано чувство гражданственности и патриотизма -быть
коммуникативно развитым.
3. Комплекс организационно – педагогических условий.
3.1.
Календарный учебный график на 2022-2023 учебный год (т для одной группы)
сновные характеристики образовательного
процесса
Количество учебных недель
34
Количество учебных дней
68
Количество часов в неделю
1
34
Количество часов
16
Недель в 1 полугодии
18
Недель во 2 полугодии
Начало занятий
Каникулы
Выходные дни
.
3.2.
Окончание учебного года
5 сентября
С 29.10.2022 по 06. 11. 2022
С 28. 12.2022 по 08. 01. 2023
С 18. 03. 2023 по 26. 03. 2023
С 26. 057 2023 по 31. 08. 2023
нет
26 мая 2023г.
Условия реализации программы.
Материально – технологическое обеспечение:
Большая часть дидактического материала изготавливается самим педагогом: индивидуальные
комплекты дидактического материала для каждого ребенка (трафареты, шаблоны и пр.);
таблицы-памятки, схемы, технологические карты, информационные бюллетени; альбомы с
образцами, фотографиями.
Организация и проведение занятия (включает следующие структурные элементы: инструктажи:
вводный – проводится перед началом практической работы, текущий – во время выполнения
практической работы, заключительный
Материалы, инструменты, приспособления:
Блокноты, канцелярские принадлежности, компьютеры, ноутбуки, проектор, радиостанция.
Основные составляющие занятий:
практическая работа
физкультминутки подведение итогов,
анализ приведение в порядок
рабочего места.
Перечисленные элементы не обязательно использовать на каждом занятии. Дополнительное
образование позволяет преподавателю быть более свободным в выборе средств обучения,
импровизируя по своему усмотрению. Главное, чтобы труд становился для детей источником
радости, доставлял им удовольствие и моральное удовлетворение.
Во время занятий нужно делать перерывы для релаксирующих упражнений и пальчиковой
гимнастики. Необходимо хорошо знать особенности каждого ребенка и следить за его развитием
и состоянием на момент занятий. Приступая к работе, надо правильно организовать рабочее
место. Подобрать необходимые для занятий материалы, инструменты и приспособления, удобно
расположить их.
Кадровое обеспечение
Реализация программы осуществляется педагогом дополнительного образования, имеющим
высшее или среднее профессиональное образование, обладающим профессиональными
знаниями в сфере декоративно-прикладного творчества. Методическое обеспечение
I. «Методическое сопровождение программы» Методические материалы:
- пособия (см. Список литературы),
- дидактический материал (образцы изделий, наглядные пособия).
- Условия достижения наилучшего результата:
Ход занятия характеризуется эмоциональной насыщенностью и стремлением достичь
продуктивного результата через индивидуальное и коллективное творчество. В основу заложен
индивидуальный подход, уважение к личности ребенка, вера в его способности и возможности.
Педагог стремится воспитывать в детях самостоятельность и уверенность в своих силах. Чем
меньше запрограммированности в деятельности детей, тем радостней атмосфера занятий, тем
больше удовольствия получают они от совместного творчества, тем ярче и красочней становится
их эмоциональный мир.
-План и методика ведения воспитательной работы в объединении:
Значимым моментом при работе с детским объединением является воспитательная работа.
Главным звеном этой работы является создание и укрепление коллектива. Этому способствует
общие занятия, занятия по изучению актерского мастерства, сценической речи, сценического
движения, правильного нанесения грима, подготовка и проведение общих праздников,
выступлений.
Очень важны отношения в коллективе. Коллективная работа способствует не только
всестороннему эстетическому развитию, но и формирование нравственных качеств ребят,
обучает нормам достойного поведения. Одна из задач педагога - создать комфортный
микроклимат. Дружный творческий коллектив не только помогает детям обогащать себя
знаниями и умениями, но и чувствовать себя единым целым.
Похвала педагога за самостоятельное решение вопроса, постоянные поручения, беседы, а
также помощь младшим товарищам дают уверенность в себе и чувство удовлетворения. Важно,
чтобы старшие участники чувствовали ответственность за себя и за младших, а младшие –
уважали старших, видя в них защитников и помощников в деятельности.
Большое значение придается на занятиях играм. В игре нередко возникают достаточно
сложные ситуации, требующие от ребят нравственных решений и действий. Выполнять правила
игры обязаны все, и дети чувствуют, что победа победе – рознь. В игре недопустимы оскорбления
друг друга, грубость, нечестность. Они всегда ценят взаимопомощь, доброту, честность,
поддержку, внимание и чуткость. Воспитательное значение игры трудно переоценить. Другая
функция игры, физическое развитие, в игре совершенствуются двигательные навыки.
3.3. Контроль знаний, умений и навыков учащихся
Контроль знаний, умений и навыков учащихся обеспечивает оперативное управление учебным
процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую
функции, которые оцениваются по результатам теоретической и практической деятельности. В
системе дополнительного образования детей предмет «Лепка», также, как и другие
художественные дисциплины имеет свою специфику и систему оценок. Первым критерием
оценки художественно-пластических способностей является способность к овладению
материалом, то есть способность понимать, чувствовать фактуру и текстуру материала. О
наличии таких способностей можно судить по успеху – творческому росту.
Вторым не менее существенным показателем является проявление поисковой активности. Это,
прежде всего, уверенность в себе, высокая самооценка, так как именно в художественном
творчестве неудачи неизбежны. Человек с высокой самооценкой извлекает уроки из неудач, ищет
другие пути решения задач, то есть ведёт творческий поиск.
Третьим и главным критерием оценки «успешности» является оригинальность исполнения. Под
оригинальностью понимается способность к передаче основных форм натуры и в то же время к
преднамеренному её изменению с целью выделения главного, существенного в изображении. Это
выражается, прежде всего, в верной трактовке пропорций, когда художник стремится передать
главное в характере изображаемого объекта. По данным ряда исследователей А.Н. Леонтьева,
Н.С. Лейтес и других, спонтанно возникающая у детей потребность к изобразительной
деятельности является основным признаком наличия у них художественнотворческих
способностей.
Оценка результатов творческих работ учащихся включает в себя три блока критериев, каждый из
которых подразумевает наличие или отсутствие определенных параметров по уровням – низкий,
средний или высокий (см. таблица 1).
Составляющие
техники речи
Критерии оценки речи оратора
Высокий уровень
Низкий уровень
четкое произнесение звуков и слов
невнятное произнесение;
дефекты речи; глотание"
звуков и слогов
Темп
1) нормальный: 120 слов в минуту; 2)
умение менять (замедлять или
убыстрять) темп при необходимости
1) темп слишком быстрый или
слишком медленный, 2)
однородный темп на
протяжении всего
выступления
Интонация
мелодическое разнообразие речи;
необходимые логические акценты и
паузы
мелодическое однообразие;
непредвиденные затянутые
паузы
Голос
1) умение менять (повышать и
понижать) тон;
1) монотонный голос
(одинаково высокий либо
Дикция
2)
достаточно громкий (уверенный) низкий);
2)
тихий, неуверенный,
голос;
затухающий голос;
3)
приятный голос
3)
неприятный голос
("крикливый", "хриплый" и
т.д.)
Список литературы
1.
Каргаполов В.В. Советская журналистика. Детское и юношеское радиовещание. АГУ,2011
2.
Летунов Ю.А. Время. Люди. Микрофон. М.: Искусство,2010
3.
Меньшикова А.А. Радио-детям/А.А.Меньшикова –М.: НМО ГКРТ, 2008.
4.
Шерель А.А. Радиожурналистика. -М.: Дело, Издательство Московского университета,
2000
5.
Фразеологический словарь русского языка.Под.ред.А.И.Федорова.М.,1995
6.
Энциклопедия книжного дела.М.,1998