Основная образовательная программа основного общего образования

Описание образовательной программы

Цели и задачи реализации основной образовательной программы основного общего образования

Основная образовательная программа основного общего образования (далее – Программа; ООП ООО) Средней школы-интерната №17 г Верхняя Салда Свердловской области разработана на основе Федерального закона РФ от 29.12.2012 г.№273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями, в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее – ФГОС ООО), утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010 г. №1897 с изменениями, внесенными Минобрнауки РФ от 29.12.2014 г. №1644, от 31.12.2015 г. №1577, с учетом Примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена решением федерального учебно- методического объединения по общему образованию, протокол №1/15 от 08.04.2015 г.) и Устава Средней школы-интерната №17

В целях исполнения подпункта 3.1 пункта 3 протокола заседания Комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Свердловской области от 05 апреля 2016 года ООП ООО Средней школы-интерната № 17 включает в себя формирование антикоррупционного мировоззрения обучающихся.

ООП ООО определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательной деятельности при получении основного общего образования в Средней школе-интернате № 17.

Целями реализации основной образовательной программы основного общего образования Средней школы-интерната № 17 являются:

·     достижение выпускниками планируемых результатов: знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;

·     становление и развитие личности обучающегося в ее самобытности, уникальности, неповторимости.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих основных задач при разработке и реализации основной образовательной программы основного общего образования Средней школы-интерната № 17

·     обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее – ФГОС ООО);

·     обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего общего образования;

·     обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ;

·     установление требований к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы;

·     обеспечение индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося;

·     формирование образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, создание необходимых условий для ее самореализации;

·     обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации учебных занятий, взаимодействия всех участников образовательных отношений;

·     взаимодействие Средней школы-интерната № 17 при реализации основной образовательной программы с социальными партнерами;

·     выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе детей,проявивших выдающиеся способности, детей с ОВЗ и инвалидов, их интересовчерез систему секций и кружков, общественно полезную деятельность, в том числе с использованием возможностей образовательных организаций дополнительного образования;

·     организацию интеллектуальных и творческих соревнований, проектной и учебно- исследовательской деятельности;

·     участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада;

·     включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населенного пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия;

·     социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов, сотрудничество с базовым (градообразующим) предприятием ВСМПО АВИСМА      , учреждениями профессионального образования Верхнесалдинского городского округа;

·     сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности;

·     усвоение обучающимися гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;

·     освоение обучающимися социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

·     развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

·     формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации, убежденности в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности;

·     формирование антикоррупционного мировоззрения обучающихся.

Основная образовательная программа является программой развития Средней школы- интерната №17.

Миссия школы:

Найти каждому ребенку индивидуальную траекторию развития: обычному, одаренному, нуждающемуся в коррекции и сопровождении; дать возможность самоутвердиться и самореализоваться в образовательном процессе в разных сферах. Помочь адаптироваться к жизни в обществе, овладев ключевыми компетентностями.

Организация работы школы-интерната направлена на:

·     реализацию идеи гражданского, патриотического, личностного, интеллектуального, нравственного развития через реализацию воспитательных программ;

·     обеспечение реализации программ дополнительного образования;

·     обеспечение современного качественного образования, гарантирующего развитие и профессиональное самоопределение выпускника школы;

·     подготовку учащихся к использованию усвоенных знаний, умений и способов деятельности в реальной жизни для решения практических задач

Концептуальная идея развития образовательной системы школы заключается в следующем:

Образовательная среда школы должна позволить каждому ребенку найти своё место в образовательном пространстве, получить возможность социализироваться и самореализоваться и сделать сознательный выбор дальнейшего профессионального развития.

Обоснование актуальности концептуальной идеи.

В условиях продолжающейся нестабильности в современном обществе, проблем в семье, недостаточной образованности, квалифицированности взрослого населения и как следствие малообеспеченности школы-интернаты имеют право и должны существовать как поддержка семье в материальном отношении и в воспитании детей.

Основное направление образования в школе-интернате - адаптация учащихся к жизни в современном обществе на основе общего основного и среднего полного образования в рамках государственных стандартов, обеспечивающих, прежде всего, становление личности ребенка в учебной и внеучебной деятельности.

Главный акцент в своей деятельности школа-интернат, исходя из неоднородности контингента учащихся, делает на учете индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Таким образом, учебно-воспитательный процесс строится, а технологии обучения подбираются таким образом, чтобы каждый ученик (по своим возможностям) был вовлечен в активную учебную и внеучебную деятельность в зоне его ближайшего развития, чтобы каждый ученик чувствовал себя в школе-интернате комфортно.

Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие детей с дифференцированными склонностями, способностями и интересами, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных социальных задач.

Важнейшая проблема, которую должна решить школа: поиск, выбор и использование методики и технологий построения образовательного и воспитательного процесса для развития одаренных, талантливых детей, детей с особыми образовательными потребностями и детей, недостаточно мотивированных на учёбу.

Частичное решение задачи введения индивидуальных образовательных маршрутов для учащихся старших классов через реализацию программ вариативных и элективных курсов позволит поднять уровень качества образования в школе.

Использование индивидуальных маршрутов развития в сфере дополнительного образования детей, нуждающихся в многосторонней адаптации, позволит им успешно адаптироваться как личностям и одновременно сделать осознанный выбор будущей профессиональной деятельности.

Развитие школы № 17 в долгосрочной перспективе видится как развитие школы, предоставляющей образовательные услуги для детей, с дифференцированными, латентными (внешне не проявляющимися, скрытыми) и выраженными интересами, склонностями и способностями, реализацию их потенциальных возможностей через использование различных образовательных программ.

В разработке основной образовательной программы основного общего образования приняли участие органы самоуправления средней школы-интерната: совет школы, педагогический совет, методический совет.

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

·     воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;

·     формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся в системе образования, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

·     ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

·     признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

·     учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

·     разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе одарённых детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья

Цели и задачи реализации ООП ООО Средней школы-интерната № 17 основаны на идеях осуществления модели адаптивной школы в рамках целевых установок ФГОС для каждого уровня образования:Хочу такой сайт

·     начальное общее образование: формирование системы учебных и познавательных мотивов (умения принимать и реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать учебные действия и их результат); формирование основ нравственного поведения, здорового образа жизни, личностного развития;

·     основное общее образование: обеспечение личностного самоопределения обучающихся (гражданской позиции, мировоззрения, профессионального выбора); развитие способностей самостоятельного решения проблем в различных видах деятельности;

·     среднее общее образование: обеспечение самореализации и самосовершенствования обучающихся на основе индивидуальных потребностей в образовании.

Принципы и подходы к формированию образовательной программы основного общего образования

ООП ООО Средней школы-интернат № 17 направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, их саморазвитие и самосовершенствование, обеспечивающие социальную успешность, развитие творческих, физических способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

ООП ООО реализуется в Средней школе -интернат № 17 через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, физкультурно-спортивное и оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах, как кружки, художественные студии, спортивные секции, юношеские организации, краеведческая работа, научно-практические конференции, школьные научные общества, олимпиады, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, военно-патриотические объединения и т. д.

ООП ООО обеспечивает преемственность с ООП начального общего образования Средней школы-интернат № 17 и предполагает реализацию ФГОС ООо с учетом особенностей обучающихся подросткового возраста с 10,5 до 16 лет. При этом ООП ООО в переходный период учитывает основные цели и задачи Программы развития, Образовательной программы Средней школы-интернат № 17, реализующей Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, опирается на результаты, полученные в период её реализации.

В школе создан и активно работает комплексный музей. Большой раздел работы музея посвящен истории развития школы и микрорайона, ветеранам Великой Отечественной войны города и участникам локальных войн, выдающимся выпускникам Средней школы-интерната № 17.

Обучение ведется на русском языке. Школа реализует общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования; общеобразовательные программы начального общего образования для детей с задержкой психического развития (далее ЗПР), основного общего образования для детей с ЗПР; программы дополнительного образования.

Контингент учащихся многообразен по социальному и национальному составу. Школа обучает детей не только микрорайона Народная Стройка, но и города Верхняя Салда, деревни Северная, Первого отдаления совхоза. Осуществляется ежедневный организованный подвоз и развоз учащихся.

Организация образовательной деятельности по основным образовательным программам общего образования основана на дифференциации содержания с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих изучение учебных предметов на базовом уровне для детей с задержкой психического развития.

Средняя школа -интернат № 17обеспечивает ознакомление обучающихся и их родителей (законных представителей) как участников образовательных отношений:

·     с их правами и обязанностями в части формирования и реализации основной образовательной программы основного общего образования, установленными законодательством Российской Федерации и Уставом образовательного учреждения;

·     с Уставом и другими документами, регламентирующими осуществление образовательной деятельности в Средней школе -интернат № 17.

ООП ООО Средней школы-интернат № 17соответствует основным принципам государственной политики, отраженным в Федеральном законе Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ»:

·     признание приоритетности образования;

·     обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования;

·     гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;

·     светский характер образования;

·     свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, развитие его способностей;

·     демократический характер управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями.

ООП ООО Средней школы-интернат №17 адресована:

·     всем участникам образовательных отношений для регулирования отношений;

·     учащимся и их родителям (законным представителям):

·     педагогическим работникам Средней школы-интернат №17:

·     административно-управленческому персоналу Средней школы-интернат № 17.

Основная образовательная программа сформирована с учётом психолого-педагогических особенностей развития детей 11 – 15 лет:

·                 переход от учебных действий совместно с классом и под руководством учителя, от способности осуществлять принятие заданной педагогом и осмысление цели к овладению этой учебной деятельностью, к новой внутренней позиции обучающегося – направленности на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий, инициативу в организации учебного сотрудничества; (ВЫПУСКНИК ДОЛЖЕН УМЕТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО СТАВИТЬ ЦЕЛЬ И ИДТИ К ЕЁ РЕАЛИЗАЦИИ)

·                 осуществление общих способов действий и возможности их переноса в различные учебно-предметные области (благодаря развитию рефлексии), качественное преобразование учебных действий моделирования, контроля и оценки, и переход от самостоятельной постановки обучающимися новых учебных задач к развитию способности проектирования собственной учебной деятельности и построению жизненных планов во временной перспективе;

·                 формирование научного типа мышления, ориентирующего на общекультурные образцы, нормы, эталоны и закономерности взаимодействия с окружающим миром;

·                 овладение коммуникативными средствами и способами организации кооперации и сотрудничества; развитием учебного сотрудничества, реализуемого в отношениях, обучающихся с учителем и сверстниками;

·                 изменение формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества от классно-урочной к лабораторно-семинарской, лекционно-лабораторной, исследовательской.

Переход обучающегося в основную школу совпадает с предкритической фазой развития ребёнка – переходом к кризису младшего подросткового возраста (11 – 13 лет, 5 – 7 классы), характеризующемуся началом перехода от детства к взрослости, при котором центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является возникновение и развитие у него самосознания — представления о том, что он уже не ребёнок, т. е. чувства взрослости, а также внутренней переориентацией подростка с правил и ограничений, связанных с моралью послушания, на нормы поведения взрослых.

Второй этап подросткового развития (14 – 15 лет, 8 – 9 классы) характеризуется:

·                 бурным, скачкообразным характером развития, т. е. происходящими за сравнительно короткий срок многочисленными качественными изменениями прежних особенностей, интересов и отношений ребёнка, появлением у подростка значительных субъективных трудностей и переживаний;

·                 стремлением подростка к общению и совместной деятельности со сверстниками;

·                 особой чувствительностью к морально-этическому «кодексу товарищества», в котором заданы важнейшие нормы социального поведения взрослого мира;

·                 процессом перехода от детства к взрослости, отражающимся в его характеристике как

·                 «переходного», «трудного» или «критического»;

·                 обострённой, в связи с возникновением чувства взрослости, восприимчивостью к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях, порождающей интенсивное формирование на данном возрастном этапе нравственных понятий и убеждений, выработку принципов, моральное развитие личности;

·                 сложными поведенческими проявлениями, вызванными противоречием между потребностью в признании их взрослыми со стороны окружающих и собственной неуверенностью в этом (нормативный кризис с его кульминационной точкой подросткового кризиса независимости, проявляющегося в разных формах непослушания, сопротивления и протеста);

·                 изменением социальной ситуации развития – ростом информационных перегрузок и изменением характера и способа общения и социальных взаимодействий – объёмы и способы получения информации (СМИ, телевидение, Интернет).

С учётом особенностей подросткового возраста, успешностью и своевременностью формирования новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности строится организация внеурочной деятельности в школе-интернате.

Объективно необходимое для подготовки к будущей жизни подростка развитие его социальной взрослости требует и от родителей (законных представителей) решения соответствующей задачи воспитания подростка в семье.

ООП ООО Средней школы-интернат № 17 ориентирована на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы»):

·                 любящий свой край и своё Отечество, знающий русский язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;

·                 осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;

·                 активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;

·                 умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;

·                 социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством;

·                 уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;

·                 осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;

·                 ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.

ООП ООО Средней школы-интернат №17. Утверждена приказом Директора №167 от 07.06.2019 Документ подписан электронной подписью Серийный номер 603332450510203670830559428146817986133868575828 Директор/Заведующий Самойленко Наталья Юрьевна Дата подписания документа 05.07.2021 10:02:56 (скачать) (посмотреть) (текст документа)
Приложение 18 к АООП ООО (ЗПР), утвержденной приказом №167 от 07.06.2019 Формы контроля и критерии оценивания Документ подписан электронной подписью Серийный номер 603332450510203670830559428146817986133868575828 Директор/Заведующий Самойленко Наталья Юрьевна Дата подписания документа 05.07.2021 10:03:14 (скачать) (посмотреть) (текст документа)
Календарный учебный график уровня ООО на 2019-2020 учебный год. Утверждено приказом Директора №168 от 07.06.2019 Документ подписан электронной подписью Серийный номер 603332450510203670830559428146817986133868575828 Директор/Заведующий Самойленко Наталья Юрьевна Дата подписания документа 05.07.2021 10:02:59 (скачать) (посмотреть) (текст документа)
Пакет рабочих программ ООП ООО (скачать)
Пакет оценочных материалов (скачать)
Оценочные материалы 5-11 класс (скачать)
Пакет документов для определения уровня сформированности УУД (скачать)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».