Основная образовательная программа основного общего образования
Описание образовательной программы
Цели и задачи реализации
основной образовательной программы основного общего образования
Основная образовательная
программа основного общего образования (далее – Программа; ООП ООО) Средней
школы-интерната №17 г Верхняя Салда Свердловской области разработана на основе Федерального
закона РФ от 29.12.2012 г.№273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями,
в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования (далее – ФГОС ООО), утвержденного приказом
Минобрнауки РФ от 17.12.2010 г. №1897 с изменениями, внесенными Минобрнауки РФ от
29.12.2014 г. №1644, от 31.12.2015 г. №1577, с учетом Примерной основной образовательной
программы основного общего образования (одобрена решением федерального учебно- методического
объединения по общему образованию, протокол №1/15 от 08.04.2015 г.) и Устава Средней
школы-интерната №17
В целях исполнения подпункта
3.1 пункта 3 протокола заседания Комиссии по координации работы по
противодействию коррупции в Свердловской области от 05 апреля 2016 года ООП ООО
Средней школы-интерната № 17 включает в себя формирование антикоррупционного мировоззрения
обучающихся.
ООП ООО определяет цели,
задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательной
деятельности при получении основного общего образования в Средней школе-интернате
№ 17.
Целями реализации основной образовательной
программы основного общего образования Средней школы-интерната № 17 являются:
·
достижение выпускниками планируемых результатов: знаний, умений, навыков,
компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными,
государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного
возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
·
становление и развитие личности обучающегося в ее самобытности, уникальности,
неповторимости.
Для достижения поставленной
цели необходимо решение следующих основных задач при разработке и реализации основной
образовательной программы основного общего образования Средней школы-интерната №
17
·
обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
(далее – ФГОС ООО);
·
обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего
общего образования;
·
обеспечение доступности получения качественного основного общего образования,
достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного
общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с
ОВЗ;
·
установление требований к воспитанию и социализации обучающихся как части
образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного
потенциала школы;
·
обеспечение индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения
каждого обучающегося;
·
формирование образовательного базиса, основанного не только на знаниях,
но и на соответствующем культурном уровне развития личности, создание
необходимых условий для ее самореализации;
·
обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм
организации учебных занятий, взаимодействия всех участников образовательных отношений;
·
взаимодействие Средней школы-интерната № 17 при реализации основной образовательной
программы с социальными партнерами;
·
выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе детей,проявивших
выдающиеся способности, детей с ОВЗ и инвалидов, их интересовчерез систему
секций и кружков, общественно полезную деятельность, в том числе с использованием
возможностей образовательных организаций дополнительного образования;
·
организацию интеллектуальных и творческих соревнований, проектной и учебно-
исследовательской деятельности;
·
участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических
работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной
социальной среды, школьного уклада;
·
включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной
социальной среды (населенного пункта, района, города) для приобретения опыта
реального управления и действия;
·
социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация
обучающихся при поддержке педагогов, психологов, сотрудничество с базовым (градообразующим)
предприятием ВСМПО АВИСМА , учреждениями
профессионального образования Верхнесалдинского городского округа;
·
сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья
обучающихся, обеспечение их безопасности;
·
усвоение обучающимися гуманистических, демократических и традиционных
ценностей многонационального российского общества;
·
освоение обучающимися социальных норм, правил поведения, ролей и форм
социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
·
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
·
формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения
и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными
законодательством Российской Федерации, убежденности в необходимости защищать правопорядок
правовыми способами и средствами, умений реализовывать основные социальные роли
в пределах своей дееспособности;
·
формирование антикоррупционного мировоззрения обучающихся.
Основная образовательная программа
является программой развития Средней школы- интерната №17.
Миссия школы:
Найти каждому ребенку
индивидуальную траекторию развития: обычному, одаренному, нуждающемуся в коррекции
и сопровождении; дать возможность самоутвердиться и самореализоваться в
образовательном процессе в разных сферах. Помочь адаптироваться к жизни в обществе,
овладев ключевыми компетентностями.
Организация работы школы-интерната
направлена на:
·
реализацию идеи гражданского, патриотического, личностного, интеллектуального,
нравственного развития через реализацию воспитательных программ;
·
обеспечение реализации программ дополнительного образования;
·
обеспечение современного качественного образования, гарантирующего развитие
и профессиональное самоопределение выпускника школы;
·
подготовку учащихся к использованию усвоенных знаний, умений и способов
деятельности в реальной жизни для решения практических задач
Концептуальная идея развития
образовательной системы школы заключается в следующем:
Образовательная среда школы
должна позволить каждому ребенку найти своё место в образовательном
пространстве, получить возможность социализироваться и самореализоваться и сделать
сознательный выбор дальнейшего профессионального развития.
Обоснование актуальности концептуальной
идеи.
В условиях продолжающейся нестабильности
в современном обществе, проблем в семье, недостаточной образованности, квалифицированности
взрослого населения и как следствие малообеспеченности школы-интернаты имеют право
и должны существовать как поддержка семье в материальном отношении и в воспитании
детей.
Основное направление образования
в школе-интернате - адаптация учащихся к жизни в современном обществе на основе
общего основного и среднего полного образования в рамках государственных
стандартов, обеспечивающих, прежде всего, становление личности ребенка в учебной
и внеучебной деятельности.
Главный акцент в своей деятельности
школа-интернат, исходя из неоднородности контингента учащихся, делает на учете индивидуальных
особенностей каждого ребенка.
Таким образом, учебно-воспитательный
процесс строится, а технологии обучения подбираются таким образом, чтобы каждый
ученик (по своим возможностям) был вовлечен в активную учебную и внеучебную
деятельность в зоне его ближайшего развития, чтобы каждый ученик чувствовал себя
в школе-интернате комфортно.
Создание условий,
обеспечивающих выявление и развитие детей с дифференцированными склонностями, способностями
и интересами, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных
социальных задач.
Важнейшая проблема, которую
должна решить школа: поиск, выбор и использование методики и технологий
построения образовательного и воспитательного процесса для развития одаренных,
талантливых детей, детей с особыми образовательными потребностями и детей, недостаточно
мотивированных на учёбу.
Частичное решение задачи введения
индивидуальных образовательных маршрутов для учащихся старших классов через реализацию
программ вариативных и элективных курсов позволит поднять уровень качества образования
в школе.
Использование индивидуальных
маршрутов развития в сфере дополнительного образования детей, нуждающихся в
многосторонней адаптации, позволит им успешно адаптироваться как личностям и одновременно
сделать осознанный выбор будущей профессиональной деятельности.
Развитие школы № 17 в долгосрочной
перспективе видится как развитие школы, предоставляющей образовательные услуги для
детей, с дифференцированными, латентными (внешне не проявляющимися, скрытыми) и
выраженными интересами, склонностями и способностями, реализацию их потенциальных
возможностей через использование различных образовательных программ.
В разработке основной
образовательной программы основного общего образования приняли участие органы
самоуправления средней школы-интерната: совет школы, педагогический совет, методический
совет.
В основе реализации основной
образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
·
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного
общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества
на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального,
поликультурного и поликонфессионального состава;
·
формирование соответствующей целям общего образования социальной среды
развития обучающихся в системе образования, переход к стратегии социального проектирования
и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования,
определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного
и познавательного развития обучающихся;
·
ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие
на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности
обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его
готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
·
признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной
деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального
развития обучающихся;
·
учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей
обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного
процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
·
разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и
индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе одарённых детей,
детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
Цели и задачи реализации ООП
ООО Средней школы-интерната № 17 основаны на идеях осуществления модели адаптивной
школы в рамках целевых установок ФГОС для каждого уровня образования:
·
начальное общее образование: формирование системы учебных и познавательных
мотивов (умения принимать и реализовывать учебные цели, умение планировать,
контролировать учебные действия и их результат); формирование основ нравственного
поведения, здорового образа жизни, личностного развития;
·
основное общее образование: обеспечение личностного самоопределения
обучающихся (гражданской позиции, мировоззрения, профессионального выбора); развитие
способностей самостоятельного решения проблем в различных видах деятельности;
·
среднее общее образование: обеспечение самореализации и самосовершенствования
обучающихся на основе индивидуальных потребностей в образовании.
Принципы и подходы
к формированию образовательной программы основного общего образования
ООП ООО Средней
школы-интернат № 17 направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное,
гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, их
саморазвитие и самосовершенствование, обеспечивающие социальную успешность, развитие
творческих, физических способностей, сохранение и укрепление здоровья
обучающихся.
ООП ООО реализуется в
Средней школе -интернат № 17 через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением
требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Внеурочная деятельность организуется
по направлениям развития личности (духовно-нравственное,
физкультурно-спортивное и оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное)
в таких формах, как кружки, художественные студии, спортивные секции, юношеские
организации, краеведческая работа, научно-практические конференции, школьные
научные общества, олимпиады, поисковые и научные исследования, общественно полезные
практики, военно-патриотические объединения и т. д.
ООП ООО обеспечивает
преемственность с ООП начального общего образования Средней школы-интернат № 17
и предполагает реализацию ФГОС ООо с учетом особенностей обучающихся подросткового
возраста с 10,5 до 16 лет. При этом ООП ООО в переходный период учитывает
основные цели и задачи Программы развития, Образовательной программы Средней школы-интернат
№ 17, реализующей Федеральный компонент государственного образовательного стандарта,
опирается на результаты, полученные в период её реализации.
В школе создан и активно
работает комплексный музей. Большой раздел работы музея посвящен истории
развития школы и микрорайона, ветеранам Великой Отечественной войны города и
участникам локальных войн, выдающимся выпускникам Средней школы-интерната № 17.
Обучение ведется на русском
языке. Школа реализует общеобразовательные программы начального общего, основного
общего, среднего общего образования; общеобразовательные программы начального общего
образования для детей с задержкой психического развития (далее ЗПР), основного общего
образования для детей с ЗПР; программы дополнительного образования.
Контингент учащихся многообразен
по социальному и национальному составу. Школа обучает детей не только
микрорайона Народная Стройка, но и города Верхняя Салда, деревни Северная,
Первого отдаления совхоза. Осуществляется ежедневный организованный подвоз и развоз
учащихся.
Организация образовательной
деятельности по основным образовательным программам общего образования основана
на дифференциации содержания с учетом образовательных потребностей и интересов
обучающихся, обеспечивающих изучение учебных предметов на базовом уровне для
детей с задержкой психического развития.
Средняя школа -интернат №
17обеспечивает ознакомление обучающихся и их родителей (законных представителей)
как участников образовательных отношений:
·
с их правами и обязанностями в части формирования и реализации основной
образовательной программы основного общего образования, установленными
законодательством Российской Федерации и Уставом образовательного учреждения;
·
с Уставом и другими документами, регламентирующими осуществление образовательной
деятельности в Средней школе -интернат № 17.
ООП ООО Средней школы-интернат
№ 17соответствует основным принципам государственной политики, отраженным в Федеральном
законе Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ»:
·
признание приоритетности образования;
·
обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации
в сфере образования;
·
гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья
человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения,
трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры,
бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;
·
светский характер образования;
·
свобода выбора получения образования согласно склонностям и
потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, развитие
его способностей;
·
демократический характер управления образованием, обеспечение прав
педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних
обучающихся на участие в управлении образовательными организациями.
ООП ООО Средней школы-интернат
№17 адресована:
·
всем участникам образовательных отношений для регулирования отношений;
·
учащимся и их родителям (законным представителям):
·
педагогическим работникам Средней школы-интернат №17:
·
административно-управленческому персоналу Средней школы-интернат № 17.
Основная образовательная программа сформирована с учётом
психолого-педагогических особенностей развития детей 11 – 15 лет:
·
переход от учебных действий совместно с классом и под руководством учителя,
от способности осуществлять принятие заданной педагогом и осмысление цели к овладению
этой учебной деятельностью, к новой внутренней позиции обучающегося – направленности
на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, освоение и
самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий, инициативу в организации
учебного сотрудничества; (ВЫПУСКНИК ДОЛЖЕН УМЕТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО СТАВИТЬ ЦЕЛЬ И ИДТИ
К ЕЁ РЕАЛИЗАЦИИ)
·
осуществление общих способов действий и возможности их переноса в различные
учебно-предметные области (благодаря развитию рефлексии), качественное преобразование
учебных действий моделирования, контроля и оценки, и переход от самостоятельной
постановки обучающимися новых учебных задач к развитию способности
проектирования собственной учебной деятельности и построению жизненных планов во
временной перспективе;
·
формирование научного типа мышления, ориентирующего на общекультурные
образцы, нормы, эталоны и закономерности взаимодействия с окружающим миром;
·
овладение коммуникативными средствами и способами организации кооперации
и сотрудничества; развитием учебного сотрудничества, реализуемого в отношениях,
обучающихся с учителем и сверстниками;
·
изменение формы организации учебной деятельности и учебного
сотрудничества от классно-урочной к лабораторно-семинарской, лекционно-лабораторной,
исследовательской.
Переход обучающегося в
основную школу совпадает с предкритической фазой развития ребёнка – переходом к
кризису младшего подросткового возраста (11 – 13 лет, 5 – 7 классы), характеризующемуся
началом перехода от детства к взрослости, при котором центральным и специфическим
новообразованием в личности подростка является возникновение и развитие у него самосознания
— представления о том, что он уже не ребёнок, т. е. чувства взрослости, а также
внутренней переориентацией подростка с правил и ограничений, связанных с моралью
послушания, на нормы поведения взрослых.
Второй этап подросткового развития
(14 – 15 лет, 8 – 9 классы) характеризуется:
·
бурным, скачкообразным характером развития, т. е. происходящими за сравнительно
короткий срок многочисленными качественными изменениями прежних особенностей, интересов
и отношений ребёнка, появлением у подростка значительных субъективных трудностей
и переживаний;
·
стремлением подростка к общению и совместной деятельности со сверстниками;
·
особой чувствительностью к морально-этическому «кодексу товарищества», в
котором заданы важнейшие нормы социального поведения взрослого мира;
·
процессом перехода от детства к взрослости, отражающимся в его характеристике
как
·
«переходного», «трудного» или «критического»;
·
обострённой, в связи с возникновением чувства взрослости, восприимчивостью
к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире
взрослых и в их отношениях, порождающей интенсивное формирование на данном возрастном
этапе нравственных понятий и убеждений, выработку принципов, моральное развитие
личности;
·
сложными поведенческими проявлениями, вызванными противоречием между потребностью
в признании их взрослыми со стороны окружающих и собственной неуверенностью в этом
(нормативный кризис с его кульминационной точкой подросткового кризиса независимости,
проявляющегося в разных формах непослушания, сопротивления и протеста);
·
изменением социальной ситуации развития – ростом информационных перегрузок
и изменением характера и способа общения и социальных взаимодействий – объёмы и
способы получения информации (СМИ, телевидение, Интернет).
С учётом особенностей подросткового
возраста, успешностью и своевременностью формирования новообразований познавательной
сферы, качеств и свойств личности строится организация внеурочной деятельности
в школе-интернате.
Объективно необходимое для подготовки
к будущей жизни подростка развитие его социальной взрослости требует и от родителей
(законных представителей) решения соответствующей задачи воспитания подростка в
семье.
ООП ООО Средней
школы-интернат № 17 ориентирована на становление личностных характеристик выпускника
(«портрет выпускника основной школы»):
·
любящий свой край и своё Отечество, знающий русский язык, уважающий свой
народ, его культуру и духовные традиции;
·
осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского
общества, многонационального российского народа, человечества;
·
активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки
и творчества;
·
умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни
и деятельности, способный применять полученные знания на практике;
·
социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои
поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом,
Отечеством;
·
уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания,
сотрудничать для достижения общих результатов;
·
осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного
образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;
·
ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности
для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.