Основная образовательная программа основного общего образования

Описание образовательной программы

Цели и задачи реализации основной образовательной программы основного общего образования

Основная образовательная программа основного общего образования (далее – Программа; ООП ООО) Средней школы-интерната №17 г Верхняя Салда Свердловской области разработана на основе Федерального закона РФ от 29.12.2012 г.№273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями, в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее – ФГОС ООО), утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010 г. №1897 с изменениями, внесенными Минобрнауки РФ от 29.12.2014 г. №1644, от 31.12.2015 г. №1577, с учетом Примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена решением федерального учебно- методического объединения по общему образованию, протокол №1/15 от 08.04.2015 г.) и Устава Средней школы-интерната №17

В целях исполнения подпункта 3.1 пункта 3 протокола заседания Комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Свердловской области от 05 апреля 2016 года ООП ООО Средней школы-интерната № 17 включает в себя формирование антикоррупционного мировоззрения обучающихся.

ООП ООО определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательной деятельности при получении основного общего образования в Средней школе-интернате № 17.

Целями реализации основной образовательной программы основного общего образования Средней школы-интерната № 17 являются:

·     достижение выпускниками планируемых результатов: знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;

·     становление и развитие личности обучающегося в ее самобытности, уникальности, неповторимости.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих основных задач при разработке и реализации основной образовательной программы основного общего образования Средней школы-интерната № 17

·     обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее – ФГОС ООО);

·     обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего общего образования;

·     обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ;

·     установление требований к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы;

·     обеспечение индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося;

·     формирование образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, создание необходимых условий для ее самореализации;

·     обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации учебных занятий, взаимодействия всех участников образовательных отношений;

·     взаимодействие Средней школы-интерната № 17 при реализации основной образовательной программы с социальными партнерами;

·     выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе детей,проявивших выдающиеся способности, детей с ОВЗ и инвалидов, их интересовчерез систему секций и кружков, общественно полезную деятельность, в том числе с использованием возможностей образовательных организаций дополнительного образования;

·     организацию интеллектуальных и творческих соревнований, проектной и учебно- исследовательской деятельности;

·     участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада;

·     включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населенного пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия;

·     социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов, сотрудничество с базовым (градообразующим) предприятием ВСМПО АВИСМА      , учреждениями профессионального образования Верхнесалдинского городского округа;

·     сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности;

·     усвоение обучающимися гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;

·     освоение обучающимися социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

·     развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

·     формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации, убежденности в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности;

·     формирование антикоррупционного мировоззрения обучающихся.

Основная образовательная программа является программой развития Средней школы- интерната №17.

Миссия школы:

Найти каждому ребенку индивидуальную траекторию развития: обычному, одаренному, нуждающемуся в коррекции и сопровождении; дать возможность самоутвердиться и самореализоваться в образовательном процессе в разных сферах. Помочь адаптироваться к жизни в обществе, овладев ключевыми компетентностями.

Организация работы школы-интерната направлена на:

·     реализацию идеи гражданского, патриотического, личностного, интеллектуального, нравственного развития через реализацию воспитательных программ;

·     обеспечение реализации программ дополнительного образования;

·     обеспечение современного качественного образования, гарантирующего развитие и профессиональное самоопределение выпускника школы;

·     подготовку учащихся к использованию усвоенных знаний, умений и способов деятельности в реальной жизни для решения практических задач

Концептуальная идея развития образовательной системы школы заключается в следующем:

Образовательная среда школы должна позволить каждому ребенку найти своё место в образовательном пространстве, получить возможность социализироваться и самореализоваться и сделать сознательный выбор дальнейшего профессионального развития.

Обоснование актуальности концептуальной идеи.

В условиях продолжающейся нестабильности в современном обществе, проблем в семье, недостаточной образованности, квалифицированности взрослого населения и как следствие малообеспеченности школы-интернаты имеют право и должны существовать как поддержка семье в материальном отношении и в воспитании детей.

Основное направление образования в школе-интернате - адаптация учащихся к жизни в современном обществе на основе общего основного и среднего полного образования в рамках государственных стандартов, обеспечивающих, прежде всего, становление личности ребенка в учебной и внеучебной деятельности.

Главный акцент в своей деятельности школа-интернат, исходя из неоднородности контингента учащихся, делает на учете индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Таким образом, учебно-воспитательный процесс строится, а технологии обучения подбираются таким образом, чтобы каждый ученик (по своим возможностям) был вовлечен в активную учебную и внеучебную деятельность в зоне его ближайшего развития, чтобы каждый ученик чувствовал себя в школе-интернате комфортно.

Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие детей с дифференцированными склонностями, способностями и интересами, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных социальных задач.

Важнейшая проблема, которую должна решить школа: поиск, выбор и использование методики и технологий построения образовательного и воспитательного процесса для развития одаренных, талантливых детей, детей с особыми образовательными потребностями и детей, недостаточно мотивированных на учёбу.

Частичное решение задачи введения индивидуальных образовательных маршрутов для учащихся старших классов через реализацию программ вариативных и элективных курсов позволит поднять уровень качества образования в школе.

Использование индивидуальных маршрутов развития в сфере дополнительного образования детей, нуждающихся в многосторонней адаптации, позволит им успешно адаптироваться как личностям и одновременно сделать осознанный выбор будущей профессиональной деятельности.

Развитие школы № 17 в долгосрочной перспективе видится как развитие школы, предоставляющей образовательные услуги для детей, с дифференцированными, латентными (внешне не проявляющимися, скрытыми) и выраженными интересами, склонностями и способностями, реализацию их потенциальных возможностей через использование различных образовательных программ.

В разработке основной образовательной программы основного общего образования приняли участие органы самоуправления средней школы-интерната: совет школы, педагогический совет, методический совет.

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

·     воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;

·     формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся в системе образования, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

·     ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

·     признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

·     учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

·     разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе одарённых детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья

Цели и задачи реализации ООП ООО Средней школы-интерната № 17 основаны на идеях осуществления модели адаптивной школы в рамках целевых установок ФГОС для каждого уровня образования:Хочу такой сайт

·     начальное общее образование: формирование системы учебных и познавательных мотивов (умения принимать и реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать учебные действия и их результат); формирование основ нравственного поведения, здорового образа жизни, личностного развития;

·     основное общее образование: обеспечение личностного самоопределения обучающихся (гражданской позиции, мировоззрения, профессионального выбора); развитие способностей самостоятельного решения проблем в различных видах деятельности;

·     среднее общее образование: обеспечение самореализации и самосовершенствования обучающихся на основе индивидуальных потребностей в образовании.

Принципы и подходы к формированию образовательной программы основного общего образования

ООП ООО Средней школы-интернат № 17 направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, их саморазвитие и самосовершенствование, обеспечивающие социальную успешность, развитие творческих, физических способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

ООП ООО реализуется в Средней школе -интернат № 17 через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, физкультурно-спортивное и оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах, как кружки, художественные студии, спортивные секции, юношеские организации, краеведческая работа, научно-практические конференции, школьные научные общества, олимпиады, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, военно-патриотические объединения и т. д.

ООП ООО обеспечивает преемственность с ООП начального общего образования Средней школы-интернат № 17 и предполагает реализацию ФГОС ООо с учетом особенностей обучающихся подросткового возраста с 10,5 до 16 лет. При этом ООП ООО в переходный период учитывает основные цели и задачи Программы развития, Образовательной программы Средней школы-интернат № 17, реализующей Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, опирается на результаты, полученные в период её реализации.

В школе создан и активно работает комплексный музей. Большой раздел работы музея посвящен истории развития школы и микрорайона, ветеранам Великой Отечественной войны города и участникам локальных войн, выдающимся выпускникам Средней школы-интерната № 17.

Обучение ведется на русском языке. Школа реализует общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования; общеобразовательные программы начального общего образования для детей с задержкой психического развития (далее ЗПР), основного общего образования для детей с ЗПР; программы дополнительного образования.

Контингент учащихся многообразен по социальному и национальному составу. Школа обучает детей не только микрорайона Народная Стройка, но и города Верхняя Салда, деревни Северная, Первого отдаления совхоза. Осуществляется ежедневный организованный подвоз и развоз учащихся.

Организация образовательной деятельности по основным образовательным программам общего образования основана на дифференциации содержания с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих изучение учебных предметов на базовом уровне для детей с задержкой психического развития.

Средняя школа -интернат № 17обеспечивает ознакомление обучающихся и их родителей (законных представителей) как участников образовательных отношений:

·     с их правами и обязанностями в части формирования и реализации основной образовательной программы основного общего образования, установленными законодательством Российской Федерации и Уставом образовательного учреждения;

·     с Уставом и другими документами, регламентирующими осуществление образовательной деятельности в Средней школе -интернат № 17.

ООП ООО Средней школы-интернат № 17соответствует основным принципам государственной политики, отраженным в Федеральном законе Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ»:

·     признание приоритетности образования;

·     обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования;

·     гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;

·     светский характер образования;

·     свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, развитие его способностей;

·     демократический характер управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями.

ООП ООО Средней школы-интернат №17 адресована:

·     всем участникам образовательных отношений для регулирования отношений;

·     учащимся и их родителям (законным представителям):

·     педагогическим работникам Средней школы-интернат №17:

·     административно-управленческому персоналу Средней школы-интернат № 17.

Основная образовательная программа сформирована с учётом психолого-педагогических особенностей развития детей 11 – 15 лет:

·                 переход от учебных действий совместно с классом и под руководством учителя, от способности осуществлять принятие заданной педагогом и осмысление цели к овладению этой учебной деятельностью, к новой внутренней позиции обучающегося – направленности на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий, инициативу в организации учебного сотрудничества; (ВЫПУСКНИК ДОЛЖЕН УМЕТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО СТАВИТЬ ЦЕЛЬ И ИДТИ К ЕЁ РЕАЛИЗАЦИИ)

·                 осуществление общих способов действий и возможности их переноса в различные учебно-предметные области (благодаря развитию рефлексии), качественное преобразование учебных действий моделирования, контроля и оценки, и переход от самостоятельной постановки обучающимися новых учебных задач к развитию способности проектирования собственной учебной деятельности и построению жизненных планов во временной перспективе;

·                 формирование научного типа мышления, ориентирующего на общекультурные образцы, нормы, эталоны и закономерности взаимодействия с окружающим миром;

·                 овладение коммуникативными средствами и способами организации кооперации и сотрудничества; развитием учебного сотрудничества, реализуемого в отношениях, обучающихся с учителем и сверстниками;

·                 изменение формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества от классно-урочной к лабораторно-семинарской, лекционно-лабораторной, исследовательской.

Переход обучающегося в основную школу совпадает с предкритической фазой развития ребёнка – переходом к кризису младшего подросткового возраста (11 – 13 лет, 5 – 7 классы), характеризующемуся началом перехода от детства к взрослости, при котором центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является возникновение и развитие у него самосознания — представления о том, что он уже не ребёнок, т. е. чувства взрослости, а также внутренней переориентацией подростка с правил и ограничений, связанных с моралью послушания, на нормы поведения взрослых.

Второй этап подросткового развития (14 – 15 лет, 8 – 9 классы) характеризуется:

·                 бурным, скачкообразным характером развития, т. е. происходящими за сравнительно короткий срок многочисленными качественными изменениями прежних особенностей, интересов и отношений ребёнка, появлением у подростка значительных субъективных трудностей и переживаний;

·                 стремлением подростка к общению и совместной деятельности со сверстниками;

·                 особой чувствительностью к морально-этическому «кодексу товарищества», в котором заданы важнейшие нормы социального поведения взрослого мира;

·                 процессом перехода от детства к взрослости, отражающимся в его характеристике как

·                 «переходного», «трудного» или «критического»;

·                 обострённой, в связи с возникновением чувства взрослости, восприимчивостью к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях, порождающей интенсивное формирование на данном возрастном этапе нравственных понятий и убеждений, выработку принципов, моральное развитие личности;

·                 сложными поведенческими проявлениями, вызванными противоречием между потребностью в признании их взрослыми со стороны окружающих и собственной неуверенностью в этом (нормативный кризис с его кульминационной точкой подросткового кризиса независимости, проявляющегося в разных формах непослушания, сопротивления и протеста);

·                 изменением социальной ситуации развития – ростом информационных перегрузок и изменением характера и способа общения и социальных взаимодействий – объёмы и способы получения информации (СМИ, телевидение, Интернет).

С учётом особенностей подросткового возраста, успешностью и своевременностью формирования новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности строится организация внеурочной деятельности в школе-интернате.

Объективно необходимое для подготовки к будущей жизни подростка развитие его социальной взрослости требует и от родителей (законных представителей) решения соответствующей задачи воспитания подростка в семье.

ООП ООО Средней школы-интернат № 17 ориентирована на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы»):

·                 любящий свой край и своё Отечество, знающий русский язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;

·                 осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;

·                 активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;

·                 умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;

·                 социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством;

·                 уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;

·                 осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;

·                 ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.

Пакет документов для определения уровня сформированности УУД (скачать)
Оценочные материалы 5-11 класс (скачать)
Пакет оценочных материалов (скачать)
Пакет рабочих программ ООП ООО (скачать)
Календарный учебный график уровня ООО на 2019-2020 учебный год. Утверждено приказом Директора №168 от 07.06.2019 Документ подписан электронной подписью Серийный номер 603332450510203670830559428146817986133868575828 Директор/Заведующий Самойленко Наталья Юрьевна Дата подписания документа 05.07.2021 10:02:59 (скачать) (посмотреть) (текст документа)
Приложение 18 к АООП ООО (ЗПР), утвержденной приказом №167 от 07.06.2019 Формы контроля и критерии оценивания Документ подписан электронной подписью Серийный номер 603332450510203670830559428146817986133868575828 Директор/Заведующий Самойленко Наталья Юрьевна Дата подписания документа 05.07.2021 10:03:14 (скачать) (посмотреть) (текст документа)
ООП ООО Средней школы-интернат №17. Утверждена приказом Директора №167 от 07.06.2019 Документ подписан электронной подписью Серийный номер 603332450510203670830559428146817986133868575828 Директор/Заведующий Самойленко Наталья Юрьевна Дата подписания документа 05.07.2021 10:02:56 (скачать) (посмотреть) (текст документа)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».