Адаптированная основная образовательная программа основного общего образования
Описание образовательной программы
Адаптированная
Основная образовательная программа основного общего образования (далее –
Программа; АООП ООО) Средней школы-интерната №17 г Верхняя Салда Свердловской
области разработана на основе Федерального закона РФ от 29.12.2012 г.№273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации» с изменениями, в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования (далее – ФГОС ООО), утвержденного приказом Минобрнауки РФ от
17.12.2010 г. №1897 с изменениями, внесенными Минобрнауки РФ от 29.12.2014 г.
№1644, от 31.12.2015 г. №1577, с учетом Примерной основной образовательной
программы основного общего образования (одобрена решением федерального
учебно-методического объединения по общему образованию, протокол №1/15 от
08.04.2015 г.) и Устава Средней школы-интерната №17.
В целях
исполнения подпункта 3.1 пункта 3 протокола заседания Комиссии по координации
работы по противодействию коррупции в Свердловской области от 05 апреля 2016
года АООП ООО Средней школы-интерната № 17 включает в себя формирование
антикоррупционного мировоззрения обучающихся.
АООП ООО
определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию
образовательной деятельности при получении основного общего образования в
Средней школе-интернате № 17.
АООП ООО
разработана для обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
(обучающихся с ЗПР) Средней школы-интернат № 17, учитывает возрастные
особенности психофизического развития учащихся с ЗПР, их типологические и
индивидуальные возможности, обеспечивающие коррекцию нарушений развития и
социальную адаптацию, с учётом потребностей и запросов родителей (законных
представителей) учащихся с ЗПР, муниципального задания, социального заказа,
условий взаимодействия с социальными партнерами и сложившихся традиций Средней
школы-интернат № 17.
Реализация
адаптированной общеобразовательной программы - образовательной программы
основного общего образования предполагает, что обучающиеся с ЗПР получают
образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения
школьного обучения с образованием сверстников без ограничений здоровья, которые
определяются планируемыми результатами – требованиями к уровню подготовки в соответствии
с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования (далее ФГОС ООО).
Целями реализации,
адаптированной основной образовательной программы основного общего образования Средней
школы-интерната № 17 являются:
· достижение выпускниками планируемых
результатов: знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей,
определяемых личностными, семейными, общественными, государственными
потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста,
индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
· становление и развитие личности
обучающегося в ее самобытности, уникальности, неповторимости.
Для достижения поставленной цели необходимо
решение следующих основных задач при разработке и реализации АДАПТИРОВАННОЙ
основной образовательной программы основного общего образования Средней
школы-интерната № 17
·
обеспечение
соответствия основной образовательной программы требованиям Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее
– ФГОС ООО);
·
обеспечение
преемственности начального общего, основного общего, среднего общего
образования;
·
обеспечение
доступности получения качественного основного общего образования, достижение
планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного
общего образования детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ;
·
установление
требований к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной
программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы;
·
обеспечение
индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого
обучающегося;
·
формирование
образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на
соответствующем культурном уровне развития личности, создание необходимых
условий для ее самореализации;
·
обеспечение
эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации учебных занятий,
взаимодействия всех участников образовательных отношений;
·
взаимодействие
Средней школы-интерната № 17 при реализации основной образовательной программы
с социальными партнерами;
·
выявление и
развитие способностей, обучающихся с ОВЗ и инвалидов, их интересов через
систему секций и кружков, общественно полезную деятельность, в том числе с
использованием возможностей образовательных организаций дополнительного
образования;
·
организацию
интеллектуальных и творческих соревнований, проектной и учебно-исследовательской
деятельности;
·
участие
обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников
и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды,
школьного уклада;
·
включение
обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды
(населенного пункта, района, города) для приобретения опыта реального
управления и действия;
·
социальное и
учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация
обучающихся при поддержке педагогов, психологов, сотрудничество с базовым
(градообразующим) предприятием ВСМПО-Ависма, учреждениями профессионального
образования Верхнесалдинского городского округа;
·
сохранение и
укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся,
обеспечение их безопасности;
·
усвоение
обучающимися гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального российского общества;
·
освоение
обучающимися социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
·
развитие
морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
·
формирование
основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других
людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными
законодательством Российской Федерации, убежденности в необходимости защищать
правопорядок правовыми способами и средствами, умений реализовывать основные
социальные роли в пределах своей дееспособности;
·
формирование
антикоррупционного мировоззрения обучающихся.
Концептуальная
идея развития образовательной системы школы заключается в следующем:
Образовательная
среда школы должна позволить каждому ребенку найти своё место в образовательном
пространстве, получить возможность социализироваться и самореализоваться и
сделать сознательный выбор дальнейшего профессионального развития.
Обоснование
актуальности концептуальной идеи.
В условиях
продолжающейся нестабильности в современном обществе, проблем в семье,
недостаточной образованности, квалифицированности взрослого населения и как следствие малообеспеченности школы-интернаты имеют
право и должны существовать как поддержка семье в материальном отношении и в
воспитании детей.
Основное
направление образования в школе-интернате – адаптация учащихся к жизни в
современном обществе на основе общего основного и среднего полного образования
в рамках государственных стандартов, обеспечивающих, прежде всего, становление
личности ребенка в учебной и внеучебной деятельности.
Главный
акцент в своей деятельности школа-интернат, исходя из неоднородности
контингента учащихся, делает на учете индивидуальных особенностей каждого
ребенка.
Таким образом, учебно-воспитательный процесс строится, а технологии
обучения подбираются таким образом, чтобы каждый ученик (по своим возможностям)
был вовлечен в активную
учебную и внеучебную деятельность в зоне его ближайшего развития, чтобы каждый ученик чувствовал себя в
школе-интернате комфортно.
Создание условий,
обеспечивающих выявление и развитие детей с дифференцированными склонностями,
способностями и интересами, реализацию их потенциальных возможностей, является
одной из приоритетных социальных задач.
Важнейшая
проблема, которую должна решить школа: поиск, выбор и использование методики и
технологий построения образовательного и воспитательного процесса для развития одаренных,
талантливых детей, детей с особыми образовательными потребностями и детей,
недостаточно мотивированных на учёбу.
Частичное
решение задачи введения индивидуальных образовательных маршрутов для учащихся
старших классов через реализацию программ вариативных и элективных курсов позволит
поднять уровень качества образования в школе.
Использование
индивидуальных маршрутов развития в сфере дополнительного образования детей, нуждающихся
в многосторонней адаптации, позволит им успешно адаптироваться как личностям и
одновременно сделать осознанный выбор будущей профессиональной деятельности.
Развитие
школы № 17 в долгосрочной перспективе видится как развитие школы,
предоставляющей образовательные услуги для детей, с дифференцированными,
латентными (внешне не проявляющимися, скрытыми) и выраженными интересами, склонностями
и способностями, реализацию их потенциальных возможностей через использование
различных образовательных программ.
В разработке, адаптированной
основной образовательной программы основного общего образования приняли участие
органы самоуправления средней школы-интерната: совет школы, педагогический
совет, методический совет.
В основе реализации основной
образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
· воспитание и развитие качеств
личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной
экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе
принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного
и поликонфессионального состава;
· формирование соответствующей целям
общего образования социальной среды развития обучающихся в системе образования,
переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе
разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы
достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития
обучающихся;
· ориентацию на достижение цели и основного
результата образования;
· развитие на основе освоения универсальных
учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной
учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию
и непрерывному образованию;
· признание решающей роли содержания
образования, способов организации образовательной деятельности и учебного
сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития
обучающихся;
· учёт индивидуальных возрастных,
психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения
видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и
определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
· разнообразие индивидуальных
образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, в
том числе одарённых детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными
возможностями здоровья.
Эффективность
обучения детей с задержкой психического развития (ЗПР) обеспечена адекватными
условиями: адаптированной учебной программой для обучающихся с ЗПР,
коррекционными приемами и методами обучения и воспитания.
Целями
реализации адаптированной
образовательной программыо сновного общего образования Средней школы-интернат №
17 являются:
· создание системы комплексной помощи
детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной
образовательной программы основного общего образования, коррекция недостатков в
физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальная адаптация.
· создание специальных условий
обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности
детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и
дифференциации образовательного процесса
· достижение выпускниками Средней
школы-интернат № 17 планируемых результатов – требований к уровню подготовки в
соответствии с ФГОС: знаний, умений, навыков,
компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными,
государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного
возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
· создать наиболее благоприятные
условия для становления и развития обучающихся с ОВЗ, развития личности
школьника, удовлетворения его образовательных и творческих потребностей; помочь
ребенку жить в мире и согласии с людьми, природой, культурой;
· коррекция отклонений в развитии
средствами образования и воспитания, социально-психологический реабилитации для
последующей интеграции в общество;
· становление и развитие личности
обучающегося в ее самобытности, уникальности, неповторимости;
· формирование целостного
представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и
способах деятельности;
· приобретение опыта разнообразной
деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания;
· подготовка к осуществлению
осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной
траектории.
Достижение
поставленных целей при разработке и реализации адаптированной образовательной
программы основного общего образования Средней школы-интернат № 17
предусматривает решение следующих задач:
· своевременное выявление детей с
трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья;
· определение особых образовательных
потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья;
· создание условий, способствующих
освоению детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной
программы основного общего образования и их интеграции в образовательном
учреждении;
· осуществление индивидуально
ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными
возможностями здоровья с учётом особенностей психического и (или) физического
развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями
психолого-медико-педагогической комиссии);
· обеспечение соответствия образовательной
программы требованиям ФГОС;
· обеспечение преемственности
начального общего и основного общего образования;
· обеспечение доступности получения
качественного основного общего образования, достижение требований к уровню
подготовки выпускников при освоении ФГОС, в том числе детьми-инвалидами и
детьми с ОВЗ;
· оказание консультативной и
методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания,
развития и обучения, учащихся с задержкой психического развития.
АООП ООО
Средней школы-интернат № 17 направлена на формирование общей культуры,
духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное
развитие обучающихся, их саморазвитие и самосовершенствование, обеспечивающие
социальную успешность, развитие творческих, физических способностей, сохранение
и укрепление здоровья обучающихся.
АООП ООО
реализуется в Средней школе -интернат № 17 через урочную и внеурочную
деятельность с соблюдением требований государственных
санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Внеурочная
деятельность организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное,
физкультурно-спортивное и оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное,
общекультурное) в таких формах, как кружки, художественные студии, спортивные
секции, юношеские организации, краеведческая работа, научно-практические
конференции, школьные научные общества, олимпиады, поисковые и научные
исследования, общественно полезные практики, военно-патриотические объединения
и т. д.
АООП ООО
обеспечивает преемственность с АООП начального общего образования Средней
школы-интернат № 17 и предполагает реализацию ФГОС ООО с учетом особенностей
обучающихся подросткового возраста с 10,5 до 16 лет. При этом АООП ООО в
переходный период учитывает основные цели и задачи Программы развития, Образовательной
программы Средней школы-интернат № 17, реализующей Федеральный компонент
государственного образовательного стандарта, опирается на результаты,
полученные в период её реализации.
В школе
создан и активно работает комплексный музей. Большой раздел работы музея
посвящен истории развития школы и микрорайона, ветеранам Великой Отечественной
войны города и участникам локальных войн, выдающимся выпускникам Средней
школы-интерната № 17.
Обучение
ведется на русском языке. Школа реализует общеобразовательные программы
начального общего, основного общего, среднего общего образования;
общеобразовательные программы начального общего образования для детей с
задержкой психического развития (далее – ЗПР), основного общего образования для
детей с ЗПР; программы дополнительного образования.
Контингент
учащихся многообразен по социальному и национальному составу. Школа обучает
детей не только микрорайона Народная Стройка, но и города Верхняя Салда,
деревни Северная, Первого отделения совхоза. Осуществляется ежедневный
организованный подвоз и развоз учащихся.
Организация
образовательной деятельности по основным образовательным программам общего
образования основана на дифференциации содержания с учетом образовательных
потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих изучение учебных предметов
на базовом уровне для детей с задержкой психического развития.
Средняя
школа -интернат № 17обеспечивает ознакомление обучающихся и их родителей
(законных представителей) как участников образовательных отношений:
· с их правами и обязанностями в части
формирования и реализации адаптированной основной образовательной программы
основного общего образования, установленными законодательством Российской
Федерации и Уставом образовательного учреждения;
· с Уставом и другими документами,
регламентирующими осуществление образовательной деятельности в Средней школе
-интернат № 17.
АООП ООО
Средней школы-интернат № 17соответствует основным принципам государственной
политики, отраженным в Федеральном законе Российской Федерации от
29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ»:
· признание приоритетности
образования;
· обеспечение права каждого человека
на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования;
· гуманистический характер
образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности,
свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия,
гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного
отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;
· светский характер образования;
· свобода выбора получения образования
согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для
самореализации каждого человека, развитие его способностей;
· демократический характер управления
образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся,
родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в
управлении образовательными организациями.
АООП ООО
Средней школы-интернат № 17 адресована:
- всем
участникам образовательных отношений для регулирования отношений;
- учащимся и
их родителям (законным представителям):
- педагогическим
работникам Средней школы-интернат № 17:
- административно-управленческому
персоналу Средней школы-интернат № 17.
Адаптированная Основная
образовательная программа сформирована с учётом психолого-педагогических
особенностей развития детей 11 – 15 лет:
· переход от учебных действий совместно с классом и под
руководством учителя, от способности осуществлять принятие заданной педагогом и
осмысление цели к овладению этой учебной деятельностью, к новой
внутренней позиции обучающегося направленности на самостоятельный
познавательный поиск, постановку учебных целей, освоение и самостоятельное
осуществление контрольных и оценочных действий, инициативу в организации
учебного сотрудничества; ( ВЫПУСКНИК ДОЛЖЕН УМЕТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО СТАВИТЬ ЦЕЛЬ И
ИДТИ К ЕЁ РЕАЛИЗАЦИИ)
· осуществление общих способов действий и
возможности их переноса в различные учебно-предметные области (благодаря
развитию рефлексии), качественное преобразование учебных действий моделирования,
контроля и оценки, и переход от самостоятельной постановки обучающимися
новых учебных задач к развитию способности проектирования собственной
учебной деятельности и построению жизненных планов во временной перспективе;
· формирование научного типа мышления, ориентирующего на общекультурные
образцы, нормы, эталоны и закономерности взаимодействия с окружающим миром;
· овладение коммуникативными
средствами и способами организации кооперации и сотрудничества; развитием учебного сотрудничества,
реализуемого в отношениях, обучающихся с учителем и сверстниками;
· изменение формы организации учебной
деятельности и учебного сотрудничества от классно-урочной к лабораторно-семинарской,
лекционно-лабораторной, исследовательской.
Переход обучающегося в основную
школу совпадает с предкритической фазой развития ребёнка – переходом к кризису
младшего подросткового возраста (11 – 13 лет, 5 – 7 классы), характеризующемуся
началом перехода от детства к взрослости, при котором центральным и
специфическим новообразованием в личности подростка является возникновение и
развитие у него самосознания – представления о том, что он уже не ребёнок, т.
е. чувства взрослости, а также внутренней переориентацией подростка с правил и
ограничений, связанных с моралью послушания, на нормы поведения взрослых.
Второй этап подросткового развития (14
– 15 лет, 8 – 9 классы) характеризуется:
· бурным, скачкообразным характером
развития, т. е. происходящими за сравнительно короткий срок многочисленными
качественными изменениями прежних особенностей, интересов и отношений ребёнка,
появлением у подростка значительных субъективных трудностей и переживаний;
· стремлением подростка к общению и
совместной деятельности со сверстниками;
· особой чувствительностью к
морально-этическому «кодексу товарищества», в котором заданы важнейшие нормы
социального поведения взрослого мира;
· процессом перехода от детства к
взрослости, отражающимся в его характеристике как «переходного», «трудного» или
«критического»;
· обострённой, в связи с
возникновением чувства взрослости, восприимчивостью к усвоению норм, ценностей
и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях,
порождающей интенсивное формирование на данном возрастном этапе нравственных
понятий и убеждений, выработку принципов, моральное развитие личности;
· сложными поведенческими
проявлениями, вызванными противоречием между потребностью в признании их
взрослыми со стороны окружающих и собственной неуверенностью в этом
(нормативный кризис с его кульминационной точкой подросткового кризиса
независимости, проявляющегося в разных формах непослушания, сопротивления и
протеста);
· изменением социальной ситуации
развития – ростом информационных перегрузок и изменением характера и способа
общения и социальных взаимодействий – объёмы и способы получения информации
(СМИ, телевидение, Интернет).
Обучающиеся
с ЗПР – это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные
ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Категория
обучающихся с ЗПР наиболее многочисленная среди детей
с ограниченными
возможностями здоровья (ОВЗ) и неоднородная по составу группа школьников. Среди
причин возникновения ЗПР могут фигурировать органическая и/или функциональная
недостаточность центральной нервной системы, конституциональные факторы,
хронические соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания,
психическая и социальная депривация. Подобное разнообразие этиологических
факторов обусловливает значительный диапазон выраженности нарушений — от
состояний, приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний, требующих
отграничения от умственной отсталости.
Все
обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в
усвоении учебных программ, обусловленные
недостаточными
познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического
развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности
и/или поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени
выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный
темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности
произвольной саморегуляции.
Достаточно
часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики,
зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной
работоспособности и эмоциональной сферы.
Диапазон
различий в развитии обучающихся с ЗПР достаточно велик – от практически
нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые
трудности, до обучающихся с выраженными и сложными по структуре нарушениями
когнитивной и аффективно-поведенческой сфер личности. От обучающихся, способных
при специальной поддержке на равных обучаться совместно со здоровыми
сверстниками, до обучающихся, нуждающихся при получении начального общего
образования в систематической и комплексной (психолого-медико-педагогической)
коррекционной помощи.
Различие
структуры нарушения психического развития у обучающихся
с ЗПР
определяет необходимость многообразия специальной поддержки в
получении
образования и самих образовательных маршрутов, соответствующих возможностям и
потребностям обучающихся с ЗПР и направленных на преодоление существующих
ограничений в получении образования, вызванных тяжестью нарушения психического
развития и способностью или неспособностью обучающегося к освоению образования,
сопоставимого по срокам с образованием здоровых сверстников.
Произвольность,
самоконтроль, саморегуляция в поведении и деятельности, как правило, сформированы
недостаточно. Обучаемость удовлетворительная, но часто избирательная и
неустойчивая, зависящая от уровня сложности и субъективной привлекательности
вида деятельности, а также от актуального эмоционального состояния.
Одной из
важнейших задач основного общего образования является обеспечение условий для
индивидуального развития обучающихся с ЗПР, а также учет образовательных
потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья.
Особые
образовательные потребности различаются у обучающихся с ОВЗ разных категорий,
поскольку задаются спецификой нарушения психического развития, определяют
особую логику построения учебного процесса и находят своё отражение в структуре
и содержании образования. Наряду с этим современные научные представления об
особенностях психофизического развития разных групп, обучающихся позволяют
выделить образовательные потребности, как общие для всех обучающихся с ОВЗ, так
и специфические.
К общим
потребностям относятся:
· получение специальной помощи
средствами образования сразу же после выявления первичного нарушения развития;
· выделение пропедевтического периода
в образовании, обеспечивающего преемственность между начальным и основным
уровнем образования;
· получение основного общего
образования в условиях образовательных организаций общего или специального
типа, адекватного образовательным потребностям обучающегося с ОВЗ;
· обязательность непрерывности
коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание
предметных областей, так и в процессе индивидуальной работы;
· психологическое сопровождение,
оптимизирующее взаимодействие ребенка с педагогами и соучениками;
· психологическое сопровождение,
направленное на установление взаимодействия семьи и образовательной
организации;
· постепенное расширение
образовательного пространства, выходящего за пределы образовательной
организации.
Для
обучающихся с ЗПР, характерны следующие специфические образовательные
потребности:
· адаптация основной
общеобразовательной программы начального общего образования с учетом
необходимости коррекции психофизического развития;
· обеспечение особой
пространственной и временной организации образовательной среды с учетом
функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) и нейродинамики психических
процессов, обучающихся с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности,
пониженного общего тонуса и др.);
· комплексное
сопровождение, гарантирующее получение необходимого лечения, направленного на
улучшение деятельности ЦНС и на коррекцию поведения, а также специальной
психокоррекционной помощи, направленной на компенсацию дефицитов эмоционального
развития и формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и
поведения;
· организация
процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков
обучающимися с ЗПР («пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи
взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих
как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков
развития);
· обеспечение
индивидуального темпа обучения и продвижения в образовательном пространстве для
разных категорий, обучающихся с ЗПР;
· профилактика и
коррекция социокультурной и школьной дезадаптации;
· постоянный
(пошаговый) мониторинг результативности образования
· и сформированности
социальной компетенции обучающихся, уровня и динамики психофизического
развития;
· обеспечение
непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной деятельности
обучающегося с ЗПР, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего
справляться с учебными заданиями самостоятельно;
· постоянное
стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе,
окружающему предметному и социальному миру;
· постоянная помощь
в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и
совершенствовании освоенных умений;
· специальное
обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации
взаимодействия с действительностью;
· постоянная
актуализация знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;
· использование
преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;
· развитие и
отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и
взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), формирование
навыков социально одобряемого поведения;
· специальная
психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к
самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих
трудностей, формирование умения запрашивать и использовать помощь взрослого;
· обеспечение
взаимодействия семьи и образовательной организации (сотрудничество с
родителями, активизация ресурсов семьи для формирования социально активной
позиции, нравственных и общекультурных ценностей).
Только
удовлетворяя особые образовательные потребности обучающегося с ЗПР, можно
открыть ему путь к получению качественного образования.
С учётом особенностей подросткового
возраста, успешностью и своевременностью формирования новообразований
познавательной сферы, качеств и свойств личности строится организация
внеурочной деятельности в школе-интернате.
Объективно необходимое для
подготовки к будущей жизни подростка развитие его социальной взрослости требует
и от родителей (законных представителей) решения соответствующей задачи
воспитания подростка в семье.
АООП ООО
Средней школы-интернат № 17 ориентирована на становление личностных
характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы»):
· любящий свой край и своё Отечество,
знающий русский язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
· осознающий и принимающий ценности
человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального
российского народа, человечества;
· активно и заинтересованно познающий
мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;
· умеющий учиться, осознающий важность
образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять
полученные знания на практике;
· социально активный, уважающий закон
и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями,
осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством;
· уважающий других людей, умеющий
вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для
достижения общих результатов;
· осознанно выполняющий правила
здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека
и окружающей его среды;
· ориентирующийся в мире профессий,
понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах
устойчивого развития общества и природы.
Средняя школа-интернат № 17 функционирует на как адаптивная школа. Обучающиеся с ЗПР получают образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения школьного обучения с образованием сверстников без ограничений здоровья, при условиях пролонгации сроков обучения и предоставлении специальных образовательных услуг, учитывающих общие и дифференцированные особые образовательные потребности обучающихся с задержкой психического развития.