Основная образовательная программа начального общего образования
Описание образовательной программы
НАЗВАНИЕ ПРОГРАММЫ:
Основная
образовательная программа начального общего образования
КОЛИЧЕСТВО ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ:
169 человек
ЯЗЫК ОБУЧЕНИЯ: РУССКИЙ
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ: 4 ГОДА
ФОРМА ОБУЧЕНИЯ: ОЧНАЯ
ПЕРЕЧЕНЬ ПРЕДМЕТОВ
Русский язык |
Литературное чтение |
Родной (русский) язык |
Литературное чтение на родном (русском) языке |
Иностранный язык |
Математика |
Окружающий мир |
Основы религиозных культур и светской этики |
Музыка |
Изобразительное искусство |
Технология (труд) |
Физическая культура |
ОПИСАНИЕ ПРОГРАММЫ:
Основная
образовательная программа начального общего образования (далее –
Программа; ООП НОО) Средней школы-интерната №17 г Верхняя Салда Свердловской
области разработана на основе Федерального закона РФ от 29.12.2012 г.№273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации» с изменениями, в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования (далее – ФГОС НОО), утвержденного приказом Минобрнауки РФ от
06.10.09 с изменениями, внесенными приказами Минобрнауки РФ от 26.11.2010 №
1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643, от
18.05.2015 № 507, от 31.12.2015 № 1576, с учетом примерной основной
образовательной программы начального общего образования (одобрена решением
федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол
№1/15 от 08.04.2015 г.), Устава Средней школы – интернат № 17 и с учетом
возможностей, предоставляемым учебно-методическим комплектом «Школа России»,
используемым в Средней школе – интернат № 17.
В целях исполнения подпункта 3.1 пункта
3 протокола заседания Комиссии по координации работы по противодействию
коррупции в Свердловской области от 05 апреля 2016 года ООП НОО Средней
школы-интерната № 17 включает в себя формирование антикоррупционного
мировоззрения
обучающихся.
ООП НОО определяет цели, задачи,
планируемые результаты, содержание и организацию образовательной деятельности
при получении начального общего образования в Средней школе-интернате № 17.
Цель реализации
основной образовательной программы начального общего образования Средней школы
– интернат № 17 — обеспечение
выполнения требований ФГОС НОО.
Достижение поставленной цели при разработке и
реализации Средней школой – интернат № 17 основной образовательной программы
начального общего образования предусматривает решение следующих основных задач:
–
формирование общей культуры, духовнонравственное, гражданское,
социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих
способностей, сохранение и укрепление здоровья;
–
обеспечение планируемых результатов по освоению выпускником целевых
установок, приобретению знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей,
определяемых личностными, семейными, общественными, государственными
потребностями и возможностями обучающегося младшего школьного возраста,
индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
–
становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности,
уникальности и неповторимости;
–
обеспечение преемственности начального общего и основного общего
образования;
–
достижение планируемых результатов освоения основной образовательной
программы начального общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми
с ограниченными возможностями здоровья (далее-дети с ОВЗ);
–
обеспечение доступности получения качественного начального общего
образования;
–
выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе лиц,
проявивших выдающиеся способности, через систему клубов, секций, студий и
кружков, организацию общественно полезной деятельности;
–
организация интеллектуальных и творческих соревнований, научнотехнического
творчества и проектноисследовательской деятельности;
–
участие обучающихся, их родителей (законных представителей),
педагогических работников и общественности в проектировании и развитии
внутришкольной социальной среды;
–
использование в образовательной деятельности современных образовательных
технологий деятельностного типа;
–
предоставление обучающимся возможности для эффективной самостоятельной
работы;
–
включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной
социальной среды (населённого пункта, района, города).
ООП НОО Средней школы-интернат № 17
направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское,
социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, их саморазвитие
и самосовершенствование, обеспечивающие социальную успешность, развитие
творческих, физических способностей, сохранение и укрепление здоровья
обучающихся.
ООП НОО реализуется в Средней школе
-интернат № 17 через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований
государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Внеурочная
деятельность организуется по направлениям развития личности
(духовно-нравственное,
физкультурно-спортивное и оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное,
общекультурное) в таких формах, как кружки, спортивные секции, краеведческая
работа, научно-практические конференции, олимпиады, поисковые и научные
исследования, общественно полезные практики.
ООП
НОО обеспечивает преемственность с ООП дошкольного образования и предполагает
реализацию ФГОС НОО с учетом особенностей обучающихся младшего школьного
возраста.
В
школе создан и активно работает
комплексный музей . Большой раздел работы музея посвящен истории
развития школы и микрорайона, ветеранам Великой Отечественной войны города и
участникам локальных войн, выдающимся выпускникам Средней школы-интерната № 17.
Обучение
ведется на русском языке. Школа реализует общеобразовательные программы
начального общего, основного общего, среднего общего образования;
общеобразовательные программы начального общего образования для детей с
задержкой психического развития (далее – ЗПР), основного общего образования для
детей с ЗПР; программы дополнительного образования.
Контингент
учащихся многообразен по социальному и национальному составу. Школа обучает
детей не только микрорайона Народная Стройка, но и города Верхняя Салда,
деревни Северная, Первого отделения совхоза. Осуществляется ежедневный
организованный подвоз и развоз учащихся.
Организация образовательной деятельности
по основным образовательным программам начального образования основана на
дифференциации содержания с учетом образовательных потребностей и интересов
обучающихся, обеспечивающих изучение учебных предметов на базовом уровне для
детей с задержкой психического развития.
Средняя школа -интернат № 17обеспечивает
ознакомление обучающихся и их родителей (законных представителей) как
участников образовательных отношений:
-
с
их правами и обязанностями в части формирования и реализации основной
образовательной программы начального общего образования, установленными
законодательством Российской Федерации и Уставом образовательного учреждения;
-
с
Уставом и другими документами, регламентирующими осуществление образовательной
деятельности в Средней школе -интернат № 17.
ООП НОО Средней школы-интернат №
17соответствует основным принципам государственной политики,
отраженным в Федеральном законе Российской Федерации от 29.12.2012 г.
№273-ФЗ «Об образовании в РФ»:
- признание
приоритетности образования;
-
обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации
в сфере образования;
- гуманистический характер образования,
приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного
развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности,
патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе
и окружающей среде, рационального природопользования;
- светский
характер образования
- свобода выбора получения образования
согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для
самореализации каждого человека, развитие его способностей;
- демократический характер управления
образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся,
родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в
управлении образовательными организациями.
ООП НОО Средней
школы-интернат № 17адресована:
-
всем участникам образовательных отношений для регулирования отношений;
- учащимся и их
родителям (законным представителям):
-
педагогическим
работникам Средней школы-интернат № 17:
-
административно-управленческому
персоналу Средней школы-интернат № 17.
Основная
образовательная программа Средней школы – интернат № 17 формируется с учётом
особенностей уровня начального общего образования как фундамента всего
последующего обучения.
Начальная
школа — особый этап в жизни ребёнка, связанный:
– с изменением при поступлении в школу ведущей
деятельности ребёнка — с переходом к учебной деятельности (при сохранении
значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по
содержанию;
– с освоением новой социальной позиции,
расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием
потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;
– с принятием и освоением ребёнком новой
социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции
школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и
познавательного развития;
– с формированием у школьника основ умения
учиться
и способности
к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в
учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и
оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебной деятельности;
– с изменением при этом самооценки ребёнка,
которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;
– с моральным развитием, которое существенным
образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками,
общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской
идентичности и мировоззрения.
Учитываются
также характерные для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет):
– центральные психологические новообразования,
формируемые на данномуровне образования: словеснологическое мышление,
произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ,
рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение
действовать во внутреннем плане, знаковосимволическое мышление, осуществляемое
как моделирование существенных связей и отношений объектов;
– развитие целенаправленной и мотивированной
активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью,
основой которой выступает формирование устойчивой системы учебнопознавательных
и социальных мотивов и личностного смысла учения.
При
определении стратегических характеристик основной образовательной программы
учитываются существующий разброс в темпах и направлениях развития детей,
индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании,
памяти, мышлении, речи, моторике и т. д., связанные с возрастными,
психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей
младшего школьного возраста.
ООП НОО Средней школы-интернат № 17 ориентирована
на становление личностных характеристик выпускника («портрет
выпускника начальной школы»):
-
любящий свой край и своё Отечество, знающий русский язык, уважающий свой народ,
его культуру и духовные традиции;
- осознающий и
принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества,
многонационального российского народа, человечества;
-
активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и
творчества;
- умеющий учиться, осознающий важность образования
и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные
знания на практике;
-
социально
активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с
нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом,
Отечеством;
-
уважающий
других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания,
сотрудничать для достижения общих результатов;
-
осознанно
выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни,
безопасного для человека и окружающей его среды;
-
ориентирующийся
в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для
человека в интересах устойчивого развития общества и природы.
Планируемые
результаты освоения ООП НОО (далее — планируемые результаты) представляют собой
систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов
освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу образовательной
программы. Они обеспечивают связь между требованиями ФГОС
НОО, образовательным процессом и системой оценки результатов ООП НОО (далее —
системой оценки), выступая содержательной и критериальной основой для
разработки программ учебных предметов, курсов, учебно-методической литературы,
программ воспитания и социализации, с одной стороны, и системы оценки
результатов – с другой.
В соответствии с требованиями ФГОС НОО,
система планируемых результатов – личностных, метапредметных и предметных –
устанавливает и описывает классы учебно-познавательных и учебно-практических
задач, которые осваивают учащиеся в ходе обучения. Успешное выполнение этих
задач требует от обучающихся овладения системой учебных действий (универсальных
и специфических для каждого учебного
предмета: регулятивных, коммуникативных,
познавательных) с учебным материалом и, прежде всего, с опорным учебным
материалом, служащим основой для последующего обучения.
В соответствии с реализуемой ФГОС НОО
деятельностной парадигмой образования система планируемых результатов строится
на основе уровневого подхода: выделения ожидаемого уровня актуального развития
большинства обучающихся и ближайшей перспективы их развития. Такой подход
позволяет определять динамическую картину развития обучающихся, поощрять
продвижение обучающихся, выстраивать индивидуальные траектории обучения с
учетом зоны ближайшего развития ребенка.