Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2)
Описание образовательной программы
НАЗВАНИЕ ПРОГРАММЫ:
Адаптированная
основная образовательная программа начального общего образования для
обучающихся с задержкой психического развития
(ФГОС
НОО с ОВЗ вариант 7.2)
КОЛИЧЕСТВО ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ:
29 человек
ЯЗЫК ОБУЧЕНИЯ: РУССКИЙ
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ: 5 ЛЕТ
ФОРМА ОБУЧЕНИЯ: ОЧНАЯ
ПЕРЕЧЕНЬ ПРЕДМЕТОВ
Русский язык |
Литературное чтение |
Родной (русский) язык |
Литературное чтение на родном (русском) языке |
Иностранный язык |
Математика |
Окружающий мир |
Основы религиозных культур и светской этики |
Музыка |
Изобразительное искусство |
Технология |
Физическая культура |
-коррекционно-развивающие занятия: |
Занятия с логопедом |
Занятия с психологом |
Занятия с дефектологом |
-ритмика |
направления внеурочной деятельности |
-духовно-нравственное («Уроки нравственности») |
ОПИСАНИЕ ПРОГРАММЫ:
Адаптированная
Основная образовательная программа начального
общего образования обучающихся с ОВЗ вариант 7.2 (далее – Программа; АООП НОО вариант
7.2) Средней школы-интерната №17 г Верхняя Салда Свердловской области
разработана на основе Федерального закона РФ от 29.12.2012 г.№273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» с изменениями, Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ (с
задержкой психического развития); Приказа Министерства образования и науки
Российской федерации от 19.12.2014г. №1598 «Об утверждении федерального
государственного стандарта начального общего образования обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья»; Примерной адаптированной основной образовательной
программой (ПрАООП) начального общего образования на основе ФГОС НОО для
обучающихся с задержкой психического развития, одобренной решением федерального
учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря
2015 г. № 4/15); Примерной основной образовательной программой
начального общего образования, одобренной решением федерального
учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля
2015 г. № 1/15), Уставом Муниципальной
бюджетной общеобразовательной школы-интерната «Общеобразовательной
школы-интерната среднего общего образования №17 «Юные спасатели МЧС»; Основной
образовательной программой начального общего образования Муниципальной
бюджетной общеобразовательной школы-интерната «Общеобразовательной
школы-интерната среднего общего образования №17 «Юные спасатели МЧС».
В целях исполнения подпункта 3.1 пункта
3 протокола заседания Комиссии по координации работы по противодействию
коррупции в Свердловской области от 05 апреля 2016 года АООП НОО Средней
школы-интерната № 17 включает в себя формирование антикоррупционного
мировоззрения обучающихся.
АООП НОО вариант 7.2 определяет цели,
задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательной
деятельности при получении начального общего образования в Средней
школе-интернате № 17.
АООП НОО вариант 7.2 разработана для
обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (обучающихся с ЗПР)
Средней школы-интернат № 17, учитывает возрастные особенности
психофизического развития учащихся с ЗПР, их типологические и индивидуальные
возможности, обеспечивающие коррекцию нарушений развития и социальную
адаптацию, с учётом потребностей и запросов родителей (законных представителей)
учащихся с ЗПР, муниципального задания, социального заказа, условий
взаимодействия с социальными партнерами и сложившихся традиций Средней школы-интернат № 17.
Реализация адаптированной
общеобразовательной программы - образовательной программы начального общего
образования предполагает, что обучающиеся с ЗПР получают образование,
сопоставимое по итоговым достижениям к моменту перехода на ступень основного
образования с образованием сверстников без ограничений здоровья, которые
определяются планируемыми результатами – требованиями к уровню подготовки в соответствии
с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования (далее ФГОС НОО).
Целью реализации адаптированной
основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с
ЗПР вариант 7.2 СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА № 17 является:
• создание условий для развития и воспитания личности
младшего школьника в соответствии с требованиями ФГОС начального общего
образования;
• достижение
планируемых результатов в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ на основе учебных программ по предметам на
основе используемых УМК «Школа России».
Достижение поставленной цели
предусматривает решение следующих основных задач:
• формировать общую культуры, духовно-нравственное,
гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие
творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья;
• обеспечить
планируемых результатов по освоению обучающихся целевых установок, приобретению
знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых
личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и
возможностями обучающегося младшего школьного возраста, индивидуальными
особенностями его развития и состояния здоровья;
• обеспечить
преемственность начального общего и основного общего образования;
• обеспечить
доступность получения качественного начального общего образования;
• выявить
и развивать способности обучающихся через систему курсов внеурочной
деятельности, секций и кружков дополнительного образования, организацию
общественно-полезной деятельности;
• привлекать
к участию обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических
работников и общественности к проектированию и развитию внутришкольной
социальной среды;
• использовать
в образовательной деятельности современных образовательных технологий
деятельностного типа;
• предоставлять
обучающимся возможности для эффективной самостоятельной работы;
• включать
обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды.
Сознавая самоценность и
уникальность каждого ребенка, педагогический коллектив СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА
№ 17 в своей деятельности исходит из следующих принципов:
• каждый
ребенок с его интересами, потребностями и устремлениями - уникален и самоценен;
каждый ребенок имеет право на помощь и поддержку, направленные на развитие его
личностного потенциала;
• каждый
ребенок имеет право на уважение к себе, на развитие и самосовершенствование в
комфортной и доброжелательной атмосфере.
Концептуальная
идея развития образовательной системы школы заключается в следующем: Образовательная среда школы должна
позволить каждому ребенку найти своё
место в образовательном пространстве, получить возможность социализироваться и
самореализоваться.
Обоснование
актуальности концептуальной идеи. В условиях продолжающейся нестабильности
в современном обществе, проблем в семье, недостаточной образованности,
квалифицированности взрослого населения и
как следствие малообеспеченности школы-интернаты имеют право и должны
существовать как поддержка семье в материальном отношении и в воспитании детей.
Основное направление образования в
школе-интернате - адаптация учащихся к жизни в современном обществе на основе начального
общего образования в рамках государственных стандартов, обеспечивающих, прежде
всего, становление личности ребенка в учебной и внеучебной деятельности.
Главный акцент в своей деятельности школа-интернат, исходя из
неоднородности контингента учащихся, делает на учете индивидуальных
особенностей каждого ребенка.
Таким образом,
учебно-воспитательный процесс строится, а технологии обучения подбираются таким
образом, чтобы каждый ученик (по своим возможностям) был вовлечен в активную учебную и
внеучебную деятельность в зоне его ближайшего развития, чтобы каждый ученик чувствовал себя в школе-интернате комфортно.
Создание условий, обеспечивающих
выявление и развитие детей с дифференцированными склонностями, способностями и
интересами, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из
приоритетных социальных задач.
Важнейшая проблема, которую должна
решить школа: поиск, выбор и
использование методики и технологий
построения образовательного и воспитательного процесса для развития одаренных , талантливых детей, детей с особыми образовательными потребностями и детей недостаточно мотивированных на учёбу.
Развитие школы № 17
в долгосрочной перспективе видится как
развитие школы предоставляющей
образовательные услуги для детей, с
дифференцированными,
латентными (внешне не проявляющимися, скрытыми) и выраженными интересами, склонностями и способностями,
реализацию их потенциальных возможностей через использование различных
образовательных программ.
В разработке адаптированной основной
образовательной программы начального общего образования приняли участие органы самоуправления средней
школы-интерната: совет школы, педагогический совет, методический совет.
В основу разработки АООП НОО вариант 7.2
заложены дифференцированный и деятельностный подходы,
осуществление которых предполагает:
- признание обучения и воспитания как
единого процесса организации познавательной, речевой и предметно-практической
деятельности обучающихся с ЗПР, обеспечивающего овладение ими содержанием
образования (системой знаний, опытом разнообразной деятельности и
эмоционально-личностного отношения к окружающему социальному и природному
миру), в качестве основного средства достижения цели образования;
- признание того, что развитие личности
обучающихся с ЗПР зависит от характера организации доступной им учебной
деятельности;
- развитие личности обучающихся с ЗПР в
соответствии с требованиями современного общества,
обеспечивающими возможность их успешной социализации и социальной адаптации;
- разработку содержания и технологий
НОО обучающихся с ЗПР, определяющих пути и способы достижения ими социально
желаемого уровня личностного и познавательного развития с учетом их особых
образовательных потребностей;
- ориентацию на результаты образования
как системообразующий компонент Стандарта, где общекультурное и личностное
развитие обучающегося с ЗПР составляет цель и основной результат получения НОО;
- реализацию права на свободный выбор
мнений и убеждений, обеспечивающего развитие способностей каждого обучающегося,
формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и
обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями;
- разнообразие организационных форм
образовательного процесса и индивидуального развития каждого обучающегося с
ЗПР, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов,
обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной
деятельности.
В основу
формирования АООП НОО для обучающихся с ЗПР вариант 7.2 положены следующие принципы:
- принципы государственной политики РФ
в области образования (гуманистический характер образования, единство
образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский
характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы
образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и
воспитанников и др.);
- принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;
- принцип коррекционной направленности
образовательного процесса;
- принцип развивающей направленности
образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося
и расширение его
«зоны
ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;
- онтогенетический принцип;
- принцип преемственности,
предполагающий при проектировании АООП начального общего образования
ориентировку на программу основного общего образования, что обеспечивает
непрерывность образования обучающихся с задержкой психического развития;
- принцип целостности содержания
образования, поскольку в основу структуры содержания образования положено не
понятие предмета, а ― «образовательной области»;
- принцип направленности на
формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения обучающимися с
задержкой психического развития всеми видами доступной им
предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным
поведением;
- принцип переноса усвоенных знаний,
умений, и навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в
различные жизненные ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к
самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;
- принцип сотрудничества с
семьей.Эффективность обучения
детей с задержкой
психического развития (ЗПР)
обеспечена адекватными условиями: адаптированной учебной программой для
обучающихся с ЗПР, коррекционными приемами и методами обучения и воспитания.
Целями реализации адаптированной
образовательной программы начального общего образования Средней школы-интернат № 17 являются:
- создание системы комплексной
помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной
образовательной программы начального общего образования, коррекция недостатков в
физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальная адаптация;
- создание специальных условий обучения и
воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с
ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и
дифференциации образовательного процесса;
- достижение выпускниками Средней школы-интернат № 17 планируемых результатов
– требований к уровню подготовки в соответствии с ФГОС: знаний, умений,
навыков, компетенций и компетентностей, определяемых
личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и
возможностями обучающегося младшего школьного возраста, индивидуальными
особенностями его развития и состояния здоровья;
- создание наиболее благоприятных условий
для становления и развития обучающихся с ОВЗ, развития личности школьника,
удовлетворения его образовательных и творческих потребностей;
- помощь ребенку жить в мире и согласии
с людьми, природой, культурой;
- коррекция отклонений в развитии
средствами образования и воспитания, социально-психологический реабилитации для
последующей интеграции в общество;
- становление и развитие личности
обучающегося в ее самобытности, уникальности, неповторимости;
- формирование
целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях,
навыках и способах деятельности;
- приобретение опыта разнообразной
деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания.
Достижение
поставленных целей при разработке и реализации адаптированной образовательной
программы начального общего
образования Средней школы-интернат №
17 предусматривает решение следующих задач:
- своевременное выявление детей с
трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья;
- определение особых образовательных
потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья;
- создание условий, способствующих
освоению детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной
программы начального общего образования и их интеграции в образовательном
учреждении;
- осуществление индивидуально
ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными
возможностями здоровья с учётом особенностей психического и (или) физического
развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями
психолого-медико-педагогической комиссии);
-
обеспечение соответствия образовательной программы требованиям ФГОС;
- обеспечение преемственности дошкольного
и начального общего образования;
-
обеспечение доступности получения качественного начального общего образования,
достижение требований к уровню подготовки выпускников при освоении ФГОС, в том
числе детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ;
- оказание консультативной и методической
помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, развития и
обучения учащихся с задержкой психического развития.
АООП НОО вариант 7.2 Средней школы-интернат № 17 направлена на
формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное,
личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, их саморазвитие и
самосовершенствование, обеспечивающие социальную успешность, развитие
творческих, физических способностей, сохранение и укрепление здоровья
обучающихся.
АООП НОО вариант 7.2 реализуется в
Средней школе -интернат № 17 через урочную и внеурочную деятельность с
соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и
нормативов.
Внеурочная
деятельность организуется по направлениям развития личности
(духовно-нравственное,
физкультурно-спортивное и оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное,
общекультурное) в таких формах, как кружки, спортивные секции, краеведческая
работа, научно-практические конференции, олимпиады, поисковые и научные
исследования, общественно полезные практики, военно-патриотические объединения
и т. д.
АООП
НОО вариант 7.2 Средней школы-интернат № 17обеспечивает преемственность с ООП
дошкольного образования и предполагает реализацию ФГОС НОО с учетом
особенностей обучающихся младшего школьного возраста с 6,5 до 11 лет.
В
школе создан и активно работает
комплексный музей . Большой раздел работы музея посвящен истории
развития школы и микрорайона, ветеранам Великой Отечественной войны города и
участникам локальных войн, выдающимся выпускникам Средней школы-интерната № 17.
Обучение
ведется на русском языке. Школа реализует общеобразовательные программы
начального общего, основного общего, среднего общего образования;
общеобразовательные программы начального общего образования для детей с
задержкой психического развития (далее – ЗПР), основного общего образования для
детей с ЗПР; программы дополнительного образования.
Контингент
учащихся многообразен по социальному и национальному составу. Школа обучает
детей не только микрорайона Народная Стройка, но и города Верхняя Салда,
деревни Северная, Первого отделения совхоза. Осуществляется ежедневный
организованный подвоз и развоз учащихся.
Организация образовательной деятельности
по основным образовательным программам начального образования основана на
дифференциации содержания с учетом образовательных потребностей и интересов
обучающихся, обеспечивающих изучение учебных предметов на базовом уровне для
детей с задержкой психического развития.
Средняя школа -интернат № 17обеспечивает
ознакомление обучающихся и их родителей (законных представителей) как
участников образовательных отношений:
-
с
их правами и обязанностями в части формирования и реализации
адаптированной основной образовательной
программы начального общего образования, установленными законодательством
Российской Федерации и Уставом образовательного учреждения;
-
с
Уставом и другими документами, регламентирующими осуществление образовательной
деятельности в Средней школе -интернат № 17.
АООП НОО вариант 7.2 Средней
школы-интернат № 17 соответствует основным принципам государственной
политики, отраженным в Федеральном законе Российской Федерации от
29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ»:
- признание
приоритетности образования;
-
обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации
в сфере образования;
- гуманистический характер образования,
приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного
развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности,
патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе
и окружающей среде, рационального природопользования;
- светский
характер образования;
- свобода выбора получения образования
согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации
каждого человека, развитие его способностей;
- демократический характер управления
образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся,
родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в
управлении образовательными организациями.
АООП НОО вариант
7.2 Средней школы-интернат № 17адресована:
-
всем участникам образовательных отношений для регулирования отношений;
- учащимся и их
родителям (законным представителям):
-
педагогическим
работникам Средней школы-интернат № 17:
-
административно-управленческому
персоналу Средней школы-интернат № 17.
Адаптированная Основная образовательная
программа вариант 7.2 сформирована с учётом
психолого-педагогических особенностей развития детей 6,5 - 11 лет:
Основная образовательная программа Средней школы – интернат № 17
формируется с учётом особенностей уровня начального общего образования как
фундамента всего последующего обучения.
Начальная школа — особый этап в жизни ребёнка, связанный:
– с изменением при
поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка — с переходом к учебной
деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер
и являющейся социальной по содержанию;
– с освоением новой
социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим
миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и
самовыражении;
– с принятием и освоением
ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней
позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы
личностного и познавательного развития;
– с формированием у
школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности:
принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать
свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с
учителем и сверстниками в учебной деятельности;
– с изменением при этом
самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;
– с моральным развитием,
которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и
сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ
гражданской идентичности и мировоззрения.
Учитываются также характерные для младшего школьного возраста (от 6,5
до 11 лет):
– центральные
психологические новообразования, формируемые на данномуровне образования:
словеснологическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное
внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов
действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане,
знаковосимволическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных
связей и отношений объектов;
– развитие целенаправленной
и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной
деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы
учебнопознавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.
При определении стратегических характеристик основной образовательной
программы учитываются существующий разброс в темпах и направлениях развития
детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии,
внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и т. д., связанные с возрастными,
психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей
младшего школьного возраста.
ООП НОО Средней школы-интернат № 17 ориентирована на становление
личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»):
- любящий свой край и своё Отечество, знающий русский язык, уважающий
свой народ, его культуру и духовные традиции;
- осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи,
гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
- активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда,
науки и творчества;
- умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования
для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;
- социально активный,
уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными
ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством;
- уважающий других людей,
умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать
для достижения общих результатов;
- осознанно выполняющий
правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для
человека и окружающей его среды;
- ориентирующийся в мире
профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в
интересах устойчивого развития общества и природы.
Обучающиеся
с ЗПР — это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные
ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Категория
обучающихся с ЗПР–наиболее многочисленная среди детей
с
ограниченными
возможностями здоровья (ОВЗ) и неоднородная по составу группа школьников. Среди
причин возникновения ЗПР могут фигурировать органическая и/или функциональная
недостаточность центральной нервной системы, конституциональные факторы,
хронические соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания,
психическая и социальная депривация. Подобное разнообразие этиологических
факторов обусловливает значительный диапазон выраженности нарушений — от
состояний, приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний, требующих
отграничения от умственной отсталости.
Все
обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в
усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными
способностями, специфическими расстройствами психологического развития
(школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или
поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени
выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный
темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности
произвольной саморегуляции.
Достаточно
часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики,
зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной
работоспособности и эмоциональной сферы.
Диапазон
различий в развитии обучающихся с ЗПР достаточно велик – от практически
нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые
трудности, до обучающихся с выраженными и сложными по структуре нарушениями
когнитивной и аффективно-поведенческой сфер личности. От обучающихся, способных
при специальной поддержке на равных обучаться совместно со здоровыми
сверстниками, до обучающихся, нуждающихся при получении начального общего
образования в систематической и комплексной (психолого-медико-педагогической)
коррекционной помощи.
Различие
структуры нарушения психического развития у обучающихся с ЗПР определяет
необходимость многообразия специальной поддержки в получении образования и
самих образовательных маршрутов, соответствующих возможностям и потребностям
обучающихся с ЗПР и направленных на преодоление существующих ограничений в
получении образования, вызванных тяжестью нарушения психического развития и
способностью или неспособностью обучающегося к освоению образования,
сопоставимого по срокам с образованием здоровых сверстников.
Произвольность, самоконтроль, саморегуляция в поведении и
деятельности, как правило, сформированы недостаточно. Обучаемость
удовлетворительная, но часто избирательная и неустойчивая, зависящая от уровня
сложности и субъективной привлекательности вида деятельности, а также от
актуального эмоционального состояния.
Одной
из важнейших задач основного общего образования является обеспечение условий
для индивидуального развития обучающихся с ЗПР, а также учет образовательных
потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья.
Особые образовательные потребности различаются у обучающихся с
ОВЗ разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического
развития, определяют особую логику построения учебного процесса и находят своё
отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим современные
научные представления об особенностях психофизического развития разных групп
обучающихся позволяют выделить образовательные потребности, как общие для всех
обучающихся с ОВЗ, так и специфические.
К общим
потребностям относятся:
-
получение
специальной помощи средствами образования сразу же после выявления первичного
нарушения развития;
-
выделение
пропедевтического периода в образовании, обеспечивающего преемственность между
начальным и основным уровнем образования;
-
получение
основного общего образования в условиях образовательных организаций общего или
специального типа, адекватного образовательным потребностям обучающегося с ОВЗ;
-
обязательность
непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через
содержание предметных областей, так и в процессе индивидуальной работы;
-
психологическое
сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка с педагогами и
соучениками;
-
психологическое
сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и образовательной
организации;
-
постепенное
расширение образовательного пространства, выходящего за пределы образовательной
организации.
Для
обучающихся с задержкой психического развития, осваивающих адаптированную
основную образовательную программу начального общего образования вариант 7.2 в
СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ № 17, характерны следующие специфические
образовательные потребности:
-срок
освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего
образования увеличен до 5 лет в случае;
-наглядно-действенный
характер содержания образования;
-упрощение
системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;
-специальное
обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации
взаимодействия с действительностью;
-необходимость
постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;
-обеспечение
особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом
функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических
процессов обучающихся с задержкой психического развития;
-использование
преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;
-стимуляция
познавательной активности, формирование потребности в познании окружающего мира
и во взаимодействии с ним;
-специальная
психокоррекционная помощь, направленная на формирование произвольной
саморегуляции в условиях познавательной деятельности и поведения;
-специальная
психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к
самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих
трудностей, формированию умения запрашивать и использовать помощь взрослого;
-специальная
психокоррекционная помощь, направленная на развитие разных форм коммуникации;
-специальная
психокоррекционная помощь, направленная на формирование навыков социально
одобряемого поведения в условиях максимально расширенных социальных контактов.
Только
удовлетворяя особые образовательные потребности обучающегося с ЗПР, можно
открыть ему путь к получению качественного образования.
С
учётом особенностей младшего школьного
возраста, успешностью и своевременностью формирования новообразований
познавательной сферы, качеств и свойств личности строится организация
внеурочной деятельности в школе-интернате.
АООП НОО Средней школы-интернат № 17 ориентирована
на становление личностных характеристик выпускника («портрет
выпускника начальной школы»):
-
любящий свой край и своё Отечество, знающий русский язык, уважающий свой народ,
его культуру и духовные традиции;
- осознающий и
принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества,
многонационального российского народа, человечества;
-
активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и
творчества;
- умеющий учиться, осознающий важность
образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять
полученные знания на практике;
-
социально
активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с
нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом,
Отечеством;
-
уважающий
других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания,
сотрудничать для достижения общих результатов;
-
осознанно
выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного
для человека и окружающей его среды;
-
ориентирующийся
в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для
человека в интересах устойчивого развития общества и природы.
Средняя школа-интернат № 17
функционирует как адаптивная школа. Обучающиеся с ЗПР получают образование,
сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения школьного обучения с
образованием сверстников без ограничений здоровья, при условиях пролонгации
сроков обучения и предоставлении специальных образовательных услуг, учитывающих
общие и дифференцированные особые образовательные потребности обучающихся с
задержкой психического развития.